Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Политические режимы и политическая власть

Читайте также:
  1. III. Основные политические идеологии современности.
  2. VIII. Социально-политические течения Ренессанса.
  3. Аварийные режимы системы расхолаживания бассейна выдержки
  4. Виды и режимы горения
  5. Власть в организации
  6. Власть и влияние
  7. Власть и общество в 1994–1995 гг.
  8. Власть и способы ее реализации
  9. ВЛАСТЬ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ.
  10. Власть и управление в организации: системный структурно-функциональный подход

Одной из существенных черт политической власти выступает роль центра в принятии политических решений. Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов.

Если граждане государства целиком и полностью подчине­ны центру, сосредоточившему в своих руках политическую, эко­номическую, социальную и духовно-информационную власть, — это тоталитарный политический режим. Если же, напротив, об­щество как таковое контролирует власть во всех ее проявлени­ях, то это демократия в ее современном западном исполнении, особый тип политической системы.

При этом нельзя забывать, что понятия «тоталитаризм» и «демократия» - во многом утопические, нормативные и в «чистом виде» нереализуемые. Более того, даже сама постанов­ка вопроса, какой строй лучше, неправомерна, так как каждый политический режим имеет свои достоинства и недостатки.

Тоталитаризм имеет свои идеологические предпосылки и психологические корни. К первым относятся утопические меч­ты трудящихся масс о справедливом общественном строе, где не будет имущественного и социального неравенства, эксплуа­тации человека человеком. Превращение тоталитарной утопии в единственно истинную идеологию — закономерный этап в развитии человечества. К психологическим корням тоталита­ризма следует отнести открытый 3. Фрейдом механизм инфан­тилизма. Суть его заключается в том, что вполне взрослый че­ловек в стрессовой ситуации способен подобно ребенку (лат. - инфант) делегировать свои права всемогущей сакральной Вла­сти, отождествляемой им с Вождем-Отцом. Происходит слия­ние отдельного индивида с властью в форме искренней любви к диктатору.

Главной предпосылкой тоталитарного политического режи­ма обычно считают индустриальную стадию развития совре­менного общества. В принципе с этим можно согласиться, но данное положение нуждается в уточнении. Два события XX в. породили полное господство государственной власти над от­дельной личностью. Во-первых, усиление социального контро­ля благодаря развитым средствам транспорта и связи (железные дороги, телефон и телеграф и т.д.). Во-вторых, шаги в сторону создания новой, виртуальной реальности средствами телевиде­ния и радиовещания сделали возможным манипулирование общественным сознанием путем прямого и непосредственного обращения Вождя-Отца к массам. Иначе говоря, отдельный ин­дивид остался один на один с могучей, безжалостной и беспо­щадной государственной машиной.

В целом тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

- оптимистичная вера в возможности человеческого разума и, как следствие, - отождествление общества, этой сложной, саморегулирующейся на основе обратной связи социальной системы с относительно простой организацией. Отсюда - ошибочный вывод: обществом в целом можно управлять как большим заводом чисто административными методами, игнорируя обратные связи и связи внутри социума. Развитие горизонтальных структур, характерных для гражданского общества, не стимулировалось;

- практически полное огосударствление экономики, проявившееся в замене рыночных отношений и конкуренции командно-административными методами управления в форме планирования в общегосударственном масштабе. В советском варианте - непримиримое отношение к частной собственности, тунеядству и нетрудовым доходам;



- принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни, в первую очередь - духовной сферы; нетерпимость к инакомыслию;

всемогущество власти на основе сращивания правящей
партии с государством;

- репрессивный характер режима: карательные органы на­ходятся под контролем правящей партии;

- реальным субъектом власти выступает правящая партия.

Авторитаризм как политическая система занимает промежу­точное положеййе между тоталитаризмом и демократией. С первым его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, со вторым — невмешательство государства во выегголи-тические сферы, в частности, в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный политический режим можно рассмат­ривать как «облегченный» вариант тоталитаризма. Чаще всего авторитарные режимы носят переходный характер и трансфор­мируются в развитии в демократическую форму правления. Особенности авторитаризма:

- монополия на внутреннюю и внешнюю политику главы государства и его окружения;

- существование неполитических структур, например, союзов промышленников, и вообще всего, что вне политики;

- неподконтрольность власти народу; она принимает законы по своему усмотрению. Граждане либо отчуждены от власти, безразличны к ней, либо ожидают от нее компетентности в принятии политических решений;

- требование от подданных профессионализма и послуша­ния. В свою очередь власть озабочена проблемами обеспечения собственной безопасности, охраны правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

- возможность демократических процедур, в частности вы­боров и референдумов, только в случае их полной подконтрольности и предсказуемости результатов. Широко практикуется нецелевое использование средств из госбюджета в интересах кандидатов правящей элиты. В случае необходимости конкурентная электоральная борьба подменяется прямым назначением должностных лиц на государственные посты;

- широкое использование в качестве идеологического прикрытия апелляции к таким вызывающим положительные эмо­ции «блестящим неопределенностям», как «интересы страны», «экономическая стабилизация», «общечеловеческие ценности», «права человека» и т.д.

Вместе с тем авторитаризм как политический режим с огра­ниченным плюрализмом может быть достаточно эффективным средством поддержания социальной стабильности в обществе и проведения экономических реформ, о чем свидетельствует опыт Южной Кореи, Чили и Китая.

Слово «демократия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа», что, однако, не вполне раскрывает содержание данного понятия. Обычно оно употребляется в нескольких зна­чениях: как политический режим, отличающийся признанием воли большинства в качестве источника власти, провозглаше­нием равноправия всех граждан перед законом; как форма ор­ганизации тех или иных политических структур, например, партий, профсоюзов и иных общественных организаций; как мера участия отдельных индивидов, социальных групп и народа в целом в осуществлении власти; как синоним прав и свобод граждан и т.д. Демократия - это когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле за их вы­полнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть - от произвола народа. Ее особенностями выступают: приоритет права, признание народа в качестве субъекта власти, выборность основных органов власти, равноправие граждан с точки зрения их избирательных и иных прав, подчинение меньшинства большинству при принятии решений, принцип разделения властей, защита прав человека и др.

Суть демократии во всех ее видах - постоянный диалог на­рода с властью, а также между социальными группами и пред­ставляющими их политическими структурами с целью возрас­тающего взаимопонимания и постоянного учета результатов диалога при принятии решений. В идеале диалог выступает как форма интеграции общества. На практике же возможности раз­личных социальных субъектов не равны в связи с существен­ными различиями в экономических, политических, информа­ционных и иных ресурсах.

Демократия как политическая система требует определен­ных социокультурных и психологических предпосылок и не может произвольно переноситься из одного общества в другое. Административное внедрение демократических процедур может вступить в противоречие с национальной психологией и лично­стной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовмес­тимых монологов.

В целом можно выделить следующие особенности демократии:

- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

- существование гражданского общества с его развитой струк­турой;

- реальное осуществление правового государства;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

- легитимность государственной власти;

- доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

- во всех сферах общественной жизни господствует закон, провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность, со­ревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

- гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

- реальное осуществление принципа разделения властей.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Эффективность и легитимность власти | Власть, знание и общество в XXI веке

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 250; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.