Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Политические учения Нового времени. Жан Боден (1529-1596), французский мыслитель, книга «Шесть книг о государстве»

Жан Боден (1529-1596), французский мыслитель, книга «Шесть книг о государстве». Первым в истории политической мысли дал толкование суверенитетакак важнейшего признака государства. Государственный суверенитет он понимал как абсолютную и постоянную власть над подданными, не ограниченную законами, условиями.

Наилучшая форма государства – монархия. От монархии отличал тиранию, основанную на насильственном захвате власти.

Отрицательно относился к аристократии, резко отзывался о демократии, считая, что народ не в состоянии выносить разумные решения по госделам.

В Новое время формируется концепция договорного характера государства, которая сменила средневековые утверждения о божественном происхождении государственности.

Теорию общественного договора создавали, каждый своим подходом английские мыслители Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712-1778).

Гоббс: изначально все люди созданы равными по своим физическим и умственным способностям и каждый имеет «право на всё». Однако человек – существо эгоистичное, жадное, обуреваемое страхом и честолюбием. Окружают его лишь соперники и враги. Отсюда неизбежна «война всех против всех». Этот догосударственный хаос он описывает в книге «Левиафан».

В то же время у человека есть свойства и другие, которые побуждают искать выход. Это – страх смерти и инстинкт самосохранения. Естественный разум подсказывает людям условия выхода. Эти условия есть естественные законы (около 20). Фундаментальный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, обеспечить порядок и права людей, индивиды и заключили общественный договор между собой. Люди вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и не несёт ответственности перед договорившимися. Так возникло государство – монархия. Симпатии Гоббса на стороне монархии.

Руссо: по природе человек – существо доброе и «войны всех против всех» не было. Общественный договор – это способ интеграции общей воли, основанной на общности морали; право общества заставить подчинить тех, кто ей сопротивляется.

Для эффективного действия общей воли, кроме готовности индивидов к идентификации с обществом, Руссо считал необходимым три внешних условия:

- социальное равенство (был против неравного распределения собственности среди членов общества);

- политическое единство общества, основанное на общей воле;

- прямая форма демократии (представительная власть – рабство, если воля неотчуждаема, то она не может быть представлена).

Локк: в догосударственное время люди пребывают в естественном состоянии: полная свобода действий и распоряжения имуществом, состояние равенства, право на собственность. Нет войны всех против всех. В этом положении отсутствуют органы, которые могли бы решать споры между людьми, наказывать людей за нарушение естественных законов. С целью надежного обеспечения естественных прав, равенства, свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Единственная и главная функция государства здесь – защита естественных и неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, свободу и собственность. Чтобы государство не посягало на права и свободы, Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную.

Локк – родоначальник либеральной идеологии. Он впервые ставит личность выше общества и государства, ибо личности создают общество, а общество – государство.

Ш.Л.Монтескье (1699-1755), автор «О духе законов». Активно развивал идею Локка о разделении властей, добавил судебную ветвь власти. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Выделяет три типа правления – республику, монархию, деспотию; идеальный тип – демократическая республика.

Противником идеи естественных прав был английский мыслитель И.Бентам (1748-1832), автор теории улитаризма. Люди исходят из принципа практической выгоды, которую можно измерить соотношением страдания и удовольствия. Цель политики – достижение обществом наибольшего счастья наибольшего числа людей. Лучше всего для этого – форма представительной демократии.

Одним из теоретиков нового типа демократии стал французский ученый А.Токвилль (1805-1859), автор «О демократии в Америке»:

- распространение демократии является мировой тенденцией; вызванной утверждением сознательного равенства и упадком аристократии;

- преимущества демократии: верховенство большинства, благополучие наибольшего числа граждан, политическая свобода, широкое участие масс в управлении;

- недостатки демократии: ей угрожает индивидуализм, проявлениями которого являются эгоизм, политическая апатия граждан, растущее безразличие к общественным проблемам.

Создатели американского государства и авторы конституции США Дж. Мэдисон, Т.Джефферсон, А.Гамильтон признавая идею народного суверенитета, опасались взрыва «народных страстей». Чтобы большинство не подавляли меньшинства, Мэдисон предложил модель федеральной республики. Потребности граждан должен выражать двухпалатный парламент, что обеспечивает компромисс между большими и малыми штатами. Создаются институты, противодействующие прямому правлению народа. Так президент избирается не напрямую народом, а коллегией выборщиков, судебная власть назначается президентом и сенатом. В американской политической системе ветви власти не только разделены, независимы, но и равноценны. Так создан механизм издержек и противовесов.

К.Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) разработали концепцию исторического материализма. Марксизм утверждает, что реальный базис (экономика) остается первичным и определяющим моментом для политической надстройки. В то же время политическая надстройка обладает относительной самостоятельностью и активностью по отношению к экономическому базису. Классовая общественно-экономическая формация непременно определяет и качество классовости политической надстройки. Формы государства определяются процессами взаимодействия классов. Государство – это институт, с помощью которого экономически господствующий класс становится господствующим политически и юридически.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Политические учения в период Средневековья и эпоху Возрождения | 

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 265; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.