Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




В. Учение о необходимости

Вторым важнейшим положением древнегреческого атомизма было признание всеобщего детерминизма. До Демокрита Необходимость рассматривалась мифологическим сознанием греков совершенно антропоморфически – как «виновница», судьба, «ананке». Впервые Левкипп утверждает: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все на [некотором] основании (ek logoy) и по необходимости» (Л 22).

1). Прежние греческие мыслители считали достаточным указать «из чего» возникают вещи. Поэтому и возникает положение: «из ничего ничего не возникает» (Эмпедокл, Анаксагор). Левкипп и Демокрит утверждают, кроме этого, еще следующее: не только «из ничего ничего не возникает», но все должно возникать по причине. Тем самым впервые они отличили причину возникновения и изменения вещей от их субстанции, материи.

2). Причинность. Как понимается причина? По сообщению Аэция, как “сопротивление толчку, движение и удар материи”(Л 25). Жесткий, механистический детерминизм.

а). Необходимость вечно действует в природе, а не постепенно упорядочивает хаос вещей, как это было у Анаксагора.

б). Необходимость нельзя понимать как разумную причину (нус).

в). Необходимость есть выражение закономерности, законорожденности вещей. Стохастичность явлений.

г). Необходимость и есть причина. Следовательно, отыскать причину вещей, значит, не только указать на необходимые связи, но и объяснить их способ существования (поведение).

3). Случайность. Но есть ли в природе случайность, случай? Согласно воззрениям Демокрита дело обстоит так:

а). Случай – событие, совершившееся без причины. Таких явлений в мире просто нет.

б). Случай – событие, не имеющее разумного объяснения. Т.е. не объяснимого причиной или целью, но вытекающего из внешнего воздействия – толчка, давления, удара. Таких событий тоже по-просту нет, они есть «вымысел толпы».

в). Случай – событие, возникающее как результат «совпадения» причинно обусловленных, но не связанных между собой причинных рядов явлений. Такие явления есть, их можно назвать «судьбою» или случайным стечением обстоятельств (tyche). Но и в этом случае, согласно Демокриту, можно найти их причинное объяснение и указать на необходимость их «случания».

4). Проблемы детерминизма. Однако применение Демокритова учения о необходимости к миру в целом рождает противоречия.

а). Жесткий детерминизм, исключающий всякую случайность, ведет к тому, что сама необходимость превращается в случайность по отношению к действиям людей. Это есть отказ от свободы.

б). Согласно логике Демокрита, мир в целом безначален, т.е. не имеет причины во времени. Совершенно бессмысленно ставить вопрос о причине мира в целом. Это означает, что его необходимость совершенно случайна.

Вывод: Учение Демокрита о необходимости есть жесткий детерминизм. Случайность явлений рассматривается как результат необходимости. А по отношению к миру в целом, необходимость сама неотличима от случайности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Б. Учение об атомах | Г. Учение о душе

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 142; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.