Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




В современной отечественной литературе конкурируют три

основные концепции идеального,каждая из которых пред-

ставляет собой оригинальную и во многом плодотворную ис-

следовательскую программу. Согласно концепции Д.И. Дуб-

ровского, представляющей наиболее традиционную точку зрения,

идеальное - это явление, присущее исключительно сфере

субъективного мира социального индивида. Органом идеального

является головной мозг общественно развитого человека.

Идеальное отождествляется с субъективной реальностью, с

совокупностью образов сознания и противопоставляется

объективной реальности во всех ее формах: в форме при-

родного процесса, в форме целесообразной деятельности, а

также в форме материальных знаков языка, содержащихся в

тексте. Сказать "идеальный образ" или сказать "субъективное

переживание" - суть одно и то же. Идеальное есть сугубо лич-

ностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамически-ми

процессами определенного типа. Носитель идеального -

нейродинамический код, пока еще слабо исследованный66. По

способу своего непосредственного бытия идеальное есть пси-

хическое состояние определенного субъекта, актуализированная

мозгом личностная информация. Такова точка зрения Д.И. Дуб-

ровского. Акцент у него перемещается на содержание тех

нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют

образы и допускают свободное их функционирование. Ней-

рофизиологические процессы выступают в качестве матери-

ального субстрата идеального образа, но они закрыты для

субъекта. Они не даны ему непосредственно. Слова, принадлежащие

Декарту: "Я знаю себя как мысль, но я не знаю себя как мозг", - во

многом актуальны и сейчас.

Располагая свободно воспроизводимыми образами, сознание

может силой воображения свободно двигаться взад и вперед, от

пункта настоящего к прошлому и будущему, помещать себя в

самые невероятные ситуации. Вместе с тем человек может

отчуждать от себя идеальные образы, наделять их

собственным бытием в виде картин, книг, скульптур.

Овеществляя их, человек может действовать с ними как с

внешними предметами, прежде всего в виде символов бытия.

Идеальное в этом смысле есть процесс, отражающий переход

человеческой субъективности в объективность.

Вторая концепция идеального - концепция Э.В. Ильенкова

обращена к процессу объективизации или овеществления

мыслительных форм. Когда мыслительный образ опредмечен,

овеществлен, то речь идет об идеальном, понятом как объек-

тивированная мыслительная форма. С этой точки зрения

идеальное рождается и существует не в голове, а при помощи

головы в общественной деятельности человека как действующего

агента общества. Идеальное понимается как телесно воплощаемая

форма активной деятельности общественного человека, как

деятельность в форме вещи или как вещь под формой

деятельности, в качестве "момента" этой деятельности, в качестве ее

мимолетной метаморфозы. Идеальное не сводимо к состоянию той

материи, которая находится под черепной коробкой. Не

отождествимо оно и с материальным субстратом той структуры,

посредством которой представлено (книга, холст, икона, мрамор).

Для 17-18 вв. характерно отождествление идеального с

"психическим вообще". Однако еще со времен Платона понятие

идеального выступало аспектом проблемы объективности и

истинности знания, т.е. сущностью тех и именно тех форм знания,

которые обусловливаются и объясняются не

капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо

более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой

и от нее не зависящим. Например, математические истины,

логические категории, нравственные императивы и идеи

правосознания, то бишь вещи, имеющие принудительное

значение для любой психики. Проблема идеального - это

проблема объективности всеобщности, понимаемой как закон,

остающийся инвариантным во всех многообразных

изменениях психических состояний, и не только отдельной

личности, но и целых духовных формаций, эпох и народов67.

Другой важный аспект идеального связан с его чувственно-

сверхчувственной природой. В идеальном нет ни грана

вещества. Мы читаем книгу, но идеальный образ не содержится

в графическом очертании букв и их различных кон-

фигурациях. Мы созерцаем скульптуру, но ее идеальность не

сводима к той мраморной глыбе, которая послужила не-

обходимым основанием для ее создания. Идеальное - это то,

что существует не в своем субстрате, а на базе "чужого"

особого материального субстрата - мозга, а точнее, об-

щественно развитого человека. Идеальное - это то, что

существует как деятельная способность человека. От внешнего

предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен

непосредственно не во внешнем веществе природы, а в

органическом теле человека и в теле языка. От структур мозга

и языка идеальный образ предмета отличается тем, что это

форма внешнего предмета, а не форма мозга или языка.

"Под идеальностью,"идеальным", - пишет Э. Ильенков,

материализм обязан иметь то очень своеобразное соотношение

между двумя материальными объектами (вещами, процессами,

событиями,состояниями), внутри которого один материальный

объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя

другого объекта, а еще точнее всеобщей природы этого другого

объекта"68. Деньги - идеальное бытие

мира товаров. Разве важен их материальный субстрат,

металлические они или бумажные? Деньги, оставаясь самими

собой, представляют не себя, а другой объект. В мире товарно-

денежных отношений они выступают универсальным

эквивалентом. Идеальность возникает как отношение

проявленности или представленности одного через другое.

Известный кантовский пример со ста талерами прост лишь по

видимости. Когда автор"Критики чистого разума" поясняет свое

толкование различия идеального и реального: "Одно дело иметь сто

талеров в кармане, а совсем другое - лишь в сознании, лишь в

воображении, лишь в мечтании," - он думает, что этим сказано

все. Однако "уже в соседней стране, где в ходу не талеры, а рубли

или франки, ему популярно объяснили бы, что в его кармане

лежат не действительные талеры, а всего-навсего

отштемпелеванные на бумаге знаки представления, обязательные

лишь для прусского подданного". "Действительные талеры имеют

такое же существование, что и воображаемые боги. Разве

действительный талер существует где-либо, кроме представления,

правда, общего или, скорее, общественного представления людей?

Привези бумажные деньги в страну, где не знают этого употребления

бумаги, и всякий будет смеяться над твоим субъективным пред-

ставлением"69.

В концепции Э. Ильенкова анализ сосредоточен на объек-

тивированных формах существования идеального. Именно мир

продуктов человеческого труда как "чувственно представленная

перед нами человеческая психология" (Маркс) включен в понятие

идеального. "Идеальность"-это своеобразная печать, наложенная

на вещество природы общественно-человеческой

жизнедеятельностью, это форма функционирования физической

вещи в процессе общественно-человеческой жизнедеятельности.

Но если идеальное обнимает собой общественные формы

жизнедеятельности, мир человеческой культуры и всю

очеловеченную природу, оно в этом

случае существует независимо от воли и желания отдельного

индивида. В этом случае идеальное первично по отношению к

сознанию индивидуального субъекта. И Ильенков заключает:

"По отношению к человеческой психической деятельности мозга

идеальное такой же объективный компонент, как горы, деревья,

как луна и звездное небо "70.

Новый ракурс в рассмотрении этого сложного явления был

предложен М.А. Лифшицем". Автор обозначает идеальное как

объективные пределы совершенства (завершенности)

природных и социальных вещей и процессов. Он уверен, что

эти пределы реальны, принадлежат объективной реальности, и

наше сознание или воля не могут их сдвинуть с Места по

произволу. Сказать, что в природе есть идеальное в виде

"естественных пределов" или сказать, что в ней каждая вещь

имеет свою собственную "форму и меру", одно и то же.

С помощью социально-исторической практики человек выявляет

эти пределы, отражает их в виде понятий, в субъективных образах

объективного мира. Идеальный газ, идеальный кристалл -

абстракции, к которым можно приближаться так же, как

приближается к окружности многоугольник с бесконечно растущим

числом сторон. Поэтому, по мнению Лифшица, идеальное

существует не только в голове человека, не только в общественной

деятельности, не только в предметных воплощениях

общественного сознания, но и в природе, в социальных

процессах и в жизни личности.

В этой связи различаются им понятия идеи и идеального.

Термин "идея" обозначает умственное сознание, акты сознания.

Термином "идеальное" следует, на его взгляд, обозначить

объективно-реальные образцы, эталоны совершенных пред-

ставителей той или иной предметной области.

Лифшиц прав в том, что в природе объективно существуют

совершенные, эталонные, образцовые и несовершенные

формы вещей, относящиеся к какому-то одному роду или виду

вещей. Например, среди массы пород горного хрусталя

можно отыскать наиболее совершенный, предельно пра-

вильной формы хрусталь. Это справедливо и по отношению к

любому виду растительных и животных организмов, среди

которых с необходимостью присутствуют совершенные,

эталонные образцы. Здесь идеальное как бы непосредственно

указывает на идеал. Образец, идеал, эталон - очень значимые

для общества измерения. Не случайно именно положительные

ценности всегда играли ведущую роль в формировании

социальных начал.

Итак, три основные концепции идеального, предполагающие

поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики и на

стороне объекта, - на первых порах как бы исключают друг друга.

Д. Дубровский отождествляет идеальное исключительно с планом

субъективных переживаний человека. И он по-своему прав, ибо

когда индивидуальное растворяется в безличных формах

"общественной жизнедеятельности вообще", мы утрачиваем тот

микрокосм, в котором обретает свое действительное

существование человеческое сознание, теряем человеческую

личность с ее своеобразием и уникальностью. Получается, что

человек мыслит не при помощи своего индивидуального мозга, а

детерминантами общественной практики.

С точки зрения Э. Ильенкова, идеальное - это объекти-

вированные мыслительные формы. Идеальное выступает как

схема предметно-практической деятельности и складывается

независимо от отдельного индивида.

М. Лифшиц убежден, что идеальное онтологически пер-

вично, как по отношению к сознанию родового человека, так и в

отношении практической деятельности. Оно отражает особую

меру совершенства природного или любого другого объекта.

Идеальное - объективный эталон, образец.

Направление дискуссии по проблеме идеального намечает

движение от понимания идеального как субъективной

реальности к истолкованию идеального как схемы материальной

деятельности, а затем к распространению идеального на

природу в ее совершенных образцово-эталонных проявлениях.

(По форме данная дискуссия несколько напоминает ход

обсуждения понятия информации: от информации, ин-

терпретируемой как знание, к информации как к отражению

саморегулирующихся систем, а затем к выводу об

атрибутивности информации как стороне любого отража-

тельного процесса.) Возникает проблема синтеза имеющихся

позиций, сердцевиной которого станет обнаружение

идеального репрезентанта, представителя или носителя

идеального.

Дело в том, что понимание идеального как отражения по-

средством репрезентанта (представителя) имеет древнейшую

традицию. Уже в эйдетической концепции Демокрита, если

верить Плутарху, сформулированы представления о процессе

познания как переносе буквальных вещественных копий

предметов в голову познающего. Демокрит полагал, что все

окружающие вещи продуцируют микроскопические эйдосы, и

эти эйдосы в уменьшенном и концентрированном виде

дублируют сами вещи, служат их репрезентантами.

Механически перемещаясь в пространстве, эйдосы встречают

на своем пути органы чувств человека, через них проникают в

головной мозг, в котором и остаются в виде знаний о внешних

вещах. Если не считать того, что на пути к познающему

субъекту эйдосы могут механически деформироваться при

соударении с другими телами или другими эйдосами, то они,

став составной частью человеческого знания, точно повторят

свои прообразы. Подчас эйдосы причудливо сплетаются друг с

другом во внутреннем мире человека и тогда из комплекса

простых идей складываются представления о кентаврах,

русалках и прочих фантастических вещах.Это эйдетическое

учение Демокрита принималось с незначительными

добавлениями вплоть до 17 в. Последним его сторонником

был Локк. Он толковал простые познавательные образы как

уменьшенные вещественные копии предметов.

Впоследствии при решении вопроса о механизме познания, о

совпадении знания субъекта с объектом стали обходить

концепцию демокритовских эйдосов. Отражательное

субъектно-объектное отношение мыслилось не как натура-

листическое воздействие, предполагающее пассивного

субъекта и источающего на него свои эйдосы объекта. Оно не

могло быть понято и как произвольная, ничем не ограниченная

активность, спонтанная деятельность сознания, пе-

рекраивающая мир по своему хотению и разумению.

Субъект и объект связывались между собой опосредствующим

членом - преобразовательной деятельностью. Идеальное

возникало в процессе движения с опорными пунктами субъект

- объект - деятельность - объективированная

мыслительная форма.

Психическое отражение протекает по типу: субъект -" -

"объект -" субъективное явление-"психический образ.

Отношение объект - субъективное явление дает

первоначальную чувственную модальность, вбирающую в себя

цвет, запах, вкус, фигуру и прочие качества, которая

свойственна и высшим животным. Чувственная модальность,

как атрибут психического отражения, присутствуя в

жизнедеятельности высших животных, тем не менее не приводит к

появлению сознания. Человек, как и другие биологические

существа животного мира, также отражает изменения

окружающей среды в форме психического образа.

Идеальность как план сознания превосходит тип психического

отражения, связанный с чувственной модальностью, и

разворачивается по формуле объект - деятельность -

субъективный образ. Деятельность предполагает действие по

контурам и логике предмета. Следовательно, в деятельности

осуществляется представление (репрезентирование) объекта.

Репрезентация объекта выявляет его общие, наиболее

существенные свойства и сливается со схемой действий с этим

объектом, обеспечивая возможности его освоения и

преобразования.

 

 

(природный эталон - предмет) -" язык знака -" орудие труда

т г г

объект деятельность объективное явление

идеальное

Итак, идеальное - это процесс. С учетом того, что в качестве

носителя идеального выступает не только нервно-мозговой

субстрат, но и выработанные человечеством знаковые системы,

схема деятельности и мыслительные формы, можно

наметить в общих чертах опорные пункты этого движения.

Непрерывное курсирование информации по всей цепи между

объектом и субъектом с опорными вехами: природный эталон

- предмет - язык знака - искусственно созданное орудие

труда - продукт труда в форме новой вещи и создает эффект

идеальности.

Идеальное как функция целостного отношения субъекта к

объекту не может быть отождествлено только лишь с дис-

кретными природными эталонными образцами, как то наблю-

далось в эйдотической концепции Демокрита и отозвалось в

концепции Лифшица. Еще в меньшей степени правомерно

отождествлять носителя идеальности с нейродинамическим

кодом, выступающим своеобразным физиологическим знаком

внешнего предмета (как то предполагалось вульгарными

материалистами и отразилось в концепции Дубровского).

Наиболее подходящей для объяснения феномена идеальности

остается деятельностная концепция, которая охватывает все

кольцо процесса порождения идеального, но нуждается в

дальнейшей конкретизации с учетом достижений фунда-

ментальной философии.

Вопрос о соотношении сознания и идеального также имеет

двоякое решение. С точки зрения исследователя данной про-

блемы Д. Дубровского, сознание и идеальное не совпадают.

 

 

Практическая деятельность всегда сознательна, но идеальной ее

назвать нельзя. И если идеальное базируется в нейродина-

мическом коде и представлено субъективным образом, то оно

шире сознания и его аналоги можно искать в сфере психичес-

кого отражения животных.

Э. Ильенков утверждает, что сознание идеально, но идеальное

не может быть сведено к сознанию, оно существует в

объективированных формах. Ни о какой проблеме идеального

применительно к животному миру, сколь угодно высокораз-

витому, говорить всерьез нельзя. При несомненном наличии у

животных психики, об идеальном речи быть не может. Че-

ловек обретает идеальный план жизнедеятельности только в

ходе приобщения к исторически развивающимся формам об-

щественной жизнедеятельности, только вместе с социальным

планом существования, вместе с культурой. И в этом смысле

идеальность не что иное, как аспект, измерение и определен-

ность культуры.

Как же оценить феномен бессознательного? В полемику с

Фрейдом и Юнгом вступает врач и философ Эрих Фромм. По

Фрейду, бессознательное - в основном то в нас, что дурно, подавлено,

- то, что несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего

внешнего Я. В системе Юнга бессознательное становится

источником откровения, символом того, что на религиозном языке

есть сам Бог. Фромм считает, что обе концепции односторонни.

Наше бессознательное - это та часть самости, которая исключена из

организованного Эго, которую мы отождествляем с нашим Я. Оно

содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы должны

подходить к бессознательному не как к Богу, которому следует

поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со

смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть

нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения76.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Немецкий естествоиспытатель, врач по профессии, представитель | Крупнейшие солнечные электростанции

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 202; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.011 сек.