Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Трактат Горгия о не-сущем и суверенность риторики
Характерный пример софистического рассуждения содержится в дошедших до нас пересказах трактата Горгия под названием «О не-сущем, или О природе»[1]. В данном сочинении Горгий отстаивает три тезиса: I. ничего не существует; II. даже если нечто существует, оно непостижимо для человека; III. если оно и постижимо, то уже во всяком случае невысказываемо и необъяснимо для другого. Для каждого тезиса Горгий предлагает ряд обоснований. Например, такие: I. Если что-либо существует, то оно либо 1) сущее; 2) не-сущее; 3) то и другое вместе. 2) Если не-сущее существует, то его противоположность — сущее — не существует. Но нельзя признать, что сущее не существует, значит не существует не-сущее. 1) Если сущее существует, то оно либо а) вечно; б) преходяще; в) то и другое вместе. а) Если сущее вечно, то оно не имеет не имеет начала и конца, т.е. беспредельно. Значит, его нигде нет, поскольку, если оно где-нибудь, то от него отличается то, в чем оно есть, и оно уже не беспредельно — ведь большего, чем беспредельное, обнимающего беспредельное нет. б) Если сущее преходяще, то оно происходит либо из сущего, либо из не-сущего. Но если сущее произошло из сущего, значит, оно не происходит, а уже существует. Не-сущее же не в состоянии что-либо породить. в) Оно не то и другое сразу, ибо здесь одно исключает другое. 3) Если не-сущее существует и сущее существует, то они тождественны. Но всем известно, что не-сущее не существует, а если сущее с ним тождественно, то не существует и оно. Т.е. сущее и не-сущее вместе не существуют. II. Если, [в духе Парменида], утверждать, что предметом мысли является существующее, то все предметы мысли существуют. Но это нелепо: вдруг кто-то подумает, что человек летит, а колесницы соревнуются на море. Также в этом случае не-сущее, будучи противоположностью существующего не должно было бы быть предметом мысли, но многое не-сущее мыслится (например, Сцилла и Харибда). III. Если сущее — это видимое зрением и постигаемое слухом, то как оно может быть показано другому? Посредством слова? Но слово отличается от того, о чем оно сказывается. И как видимое не может стать слышимым, так и (здесь Секст Эмпирик выражается не совсем понятно) «слово не может возникнуть, если сущее предлежит извне»[2]. (Может быть, имеется в виду, что если слово не принадлежит к самой сущности вещи, не является одним из ее собственных свойств, будучи чем-то для нее внешним, то оно и не может адекватно представлять вещь, как слышимое не может адекватно представлять видимое.) Да и вообще, слово ведь зарождается благодаря действующим на нас извне вещам; значит, слово не способно объяснить внешний предмет, но, наоборот, сам внешний предмет является объясняющим для слова.
Данные рассуждения Горгия, подводит итог Секст Эмпирик, свидетельствуют о том, что он не признавал никаких критериев истины. Здесь можно уточнить: не признавал никаких критериев истины в качестве чего бы то ни было внешнего по отношению к самой речи. Видимо, для Горгия «истинность» не означала, что, разделяя некоторые суждения, мы тем самым приобретаем какое-то особое видение вещей, срываем с них обманчивые маски или приобщаемся к некоему иному миру, до того скрытому по ту сторону мира иллюзорного. «Истинность» оказывается для Горгия синонимом «убедительности» речи. «Сообщая» кому-либо некие сведения, уча и убеждая в своей правоте, я не раскрываю другому человеку глаза, давая увидеть то, что до этого было от него скрыто, а лишь побуждаю собеседника принять мой способ высказывания, побуждаю перестать говорить то, что он говорил раньше, и начать повторять то, что говорю я. Также и самому приобретать знания или преодолевать сомнения означает приучать себя к определенного рода высказываниям. Словом, философия есть не что иное, как упражнение в искусстве красноречия. В делах, связанных с мудростью, риторика суверенно распоряжается всем сущим и не-сущим, как, собственно, и в любом другом деле. Искусство красноречия «поистине составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми, каждому в своем городе. <…> Разве они [ораторы], словно тираны, не убивают, кого захотят, не отнимают имущество, не изгоняют из города, кого сочтут нужным?»[3]
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 222; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |