Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия Протагора

Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий

Отверг созерцательное мышление и утверждал, 1) что мысль есть ощущение: очевидность заставляет нас признать, что мы воспринимаем изменчивое и многое, – значит, и мыслить можем только это; 2) в силу такой своей природы мышление и знание индивидуальны (субъективны).

Всякое знание относительно.

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

вне человеческого сознания ничего не существует;

нет ничего раз и навсегда данного;

что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

окружающий мир относителен;

объективное (истинное) познание недостижимо;

существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Протагор высказывал, в частности, следующие идеи.

v Восприятия меняются у людей соответственно тем изменениям, которым подвергается воспринимаемый предмет.

v Каждому рассуждению противостоит равносильное.

v Если нет возможности найти истину, то остается воздействовать на людей силой убеждения.

v Хотя одно мнение так же истинно, как и другое (или: ни то, ни другое не истинно), - тем не менее для блага общества желательно, чтобы определенные мнения преобладали. И если их истинность нельзя доказать, то логику заменит риторика.

v Справедливость есть закон, изданный той партией, которая наиболее сильна в государстве.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Горгий

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 153; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.