Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия русского космизма

В истории русской философии выделяется уникальное течение, оказавшее влияние на развитие всей мировой философской мысли. Это космизм. Он вытекает из особенностей русской философии, которая стремилась представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и, вместе с тем, неразрывно связанной со всеобщим.

Это проявляется в воззрениях космистов, отстаивающих идею единства человека и космоса, космической природы человека; его бессмертия и безграничных возможностей на основе нравственного совершенствования и роста научных знаний.

В русском космизме можно выделить два течения:

1) философско-религиозное (П. Флоренский, В. Соловьев, Н. Федоров);

2) естественнонаучное (Н. Умов, Н. Холодный, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский).

1. Философско-религиозное течение космизма

Н.Ф. Федоров (1828-1903) в своей основной работе «Философия общего дела» провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную, мирную. Идет процесс постоянного расширения над влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности и космическое пространство. Многие века преобладало созерцательное отношение к космосу, который был воплощением беспредельного и абсолютного, недоступного человеческому пониманию. И только начиная с Федорова, в философию входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. Человек овладевает не только пространством, но и временем, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Преобразована может быть не только Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих материальных и энергетических возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемые сознанием, которые смогут жить и созидать в невероятных внеземных условиях.

Федоров также выдвигает идею о необходимости победы над смертью («Учение об объединении живущих сынов для воскрешения умерших»). Космос у Федорова, как и у В. Соловьева, – это христианский космос. Но сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, вследствие падения человека. Поэтому человечеству необходимо всеобщее единение для того, чтобы выжить и восходить не только к новому уровню жизни и использованию природы, где скоро наступит предел, но и к высшим нравственным качествам, к осознанию своего эволюционного предназначения.

2. Естественнонаучное течение космизма

Н.Г. Холодный развивает философию антропокосмизма. Антропокосмизм предполагает кардинальное изменение места человека в космосе: человек, благодаря успехам науки и техники, становится космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает.

Важнейшими принципами космической философии К.Э.Циолковского (1857-1935), которые лежат в основе метафизики и научной картины мира являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек не является вершиной эволюции, ему еще предстоит прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества.

В.И. Вернадский (1863-1945) сформулировал законы развития биосферы. Обосновал принципы постепенного перехода биосферы в ноосферу. Человек в этих условиях становится крупнейшей геологической силой. Разумная сила определяет развитие природных процессов, но в ней присутствует не только отражение научно-технических знаний, но и характеристика социального строя, уровень нравственности.

А.Л. Чижевский (1897-1964) доказал, что развитие биосферы происходит не только под воздействием разумных сил планеты, но и под влиянием физических факторов космоса. В частности, он проанализировал корреляции между солнечной активностью и пиками заболеваний и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Периоды активности солнца сопровождаются массовыми миграциями животных, взрывами социальной активности. Его идеи взаимосвязи космоса, социальных действий и поступков отдельных личностей получили широкое распространение.

В философии космизма отчетливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса:

1) человек рассматривается как неотъемлемая часть меняющегося космоса и зависящая от него во всех своих проявлениях;

2) человек сам является фактором эволюции.

Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Главные принципы философии космизма совпадают со многими основными идеями современной научной картины мира.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Нравственно-религиозный поиск в русской философии | Философской мысли Беларуси

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 207; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.