Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 2 страница

Спиноза Бенедикт (Барух) 1632-1677 годы - нидерландский философ-натуралист-пантеист. Родился в семье купца, принадлежащего к еврейской общине. После смерти отца продолжил его дело одновременно занимаясь наукой вне общины, а в среде лиц оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. После отлучения от общины Спиноза жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, затем – в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. Учение Спинозы сложилось в объективной исторической обстановке в Нидерландах после освобождения ее от испанской феодальной монархии и бурного развития капитализма в стране. По своей идейно-политической позиции он был сторонником республиканского правления, а в своей борьбе с олигархическим руководством еврейской общины стал противником иудаизма. Основные сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677). Спиноза противопоставил дуализму материалистический монизм (монизм, греч. monos – единственный, философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. Деизм, лат. deus – Бог, философское воззрение, согласно которому Бог является источником начальной энергии – первотолчка, - но в последствии уже не вмешивается в течение земных событий – выразитель английский философ Томас Гоббс 1588-1679 г.г.).

Локк Джон1632-1704 годы - английский философ, политический мыслитель, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарем и переводчиком медицинских трудов Т. Сиденгама. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество, с 1667 домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (графа Шефтсбери), вместе с которым в 1683-89 г.г. был в эмиграции в Голландии, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королем Англии возвратился в 1689 г. на родину. В «Опыте о человеческом разуме» разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Лейбниц Готфрид Вильгельм 1646-1716 годы - немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Родился в семье профессора Лейпцигского университета. Учился в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. В 1672-1676 г.г. в Париже, с 1676 г. на службе у ганноверских герцогов сначала в качестве придворного библиотекаря, затем герцогского историографа и тайного советника юстиции. Основатель и президент с 1700 г. Бранденбургского научного общества (позднее Берлинская АН). Избирался членом Парижской академии и Лондонского королевского общества. По просьбе Петра I разрабатывал проекты развития образования и государственного управления в России. Лейбниц явился завершителем философии XVII века, предшественником немецкой классической философии. Его философская система сложилась с 1685 г. как итог 20-летней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других философов. Основные сочинения: «Рассуждения о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

Юм Дэвид 1711-1776 годы - английский философ, историк, психолог, экономист и публицист. В «Трактате о человеческой природе» (т. 1-з) в русле идущего от Дж. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Юм сводил к «впечатлениям» все содержание сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временной последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство «симпатии». С 1752 г. в Эдинбурге работал над «Историей Великобритании». В 1763-1766 г.г. на дипломатической службе в Париже, где сблизился с французскими просветителями. С 1769 г. снова в Эдинбурге. Был близок деизму («Диалоги о естественной религии»). Учение Д. Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма XIX-XX веков.

Руссо Жан-Жак 1712-1778 годы - французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. В сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» выступал против социального неравенства, сословного эгоизма, основ существующей власти и права. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании». Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и особенно «Исповедь», ставящие в центр повествования»частную, душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» - ранний образец мелодрамы. Философские идеи Руссо (руссоизм) - культ природы, «естественного состояния» человека (всеобщего равенства и свободы; по Руссо, государство должно быть результатом договора свободных людей), идеализация «прекрасной души», критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму - оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Иммануил Кант 1724-1804 годы - немецкий философ, один из величайших умов человечества, основоположник классического немецкого идеализма, возродивший идеи диалектики. Родился, жил и умер в Кёнигсберге, ныне Калининград. В 1745 г. окончил Кёнигсбергский университет и был оставлен в нем на педагогическую и научную работу. С 1755 г. - доцент, с 1770 г. по 1796 г. - профессор университета. С 1794 г. иностранный почетный член Петербургской Академии наук. И. Кант уделял много времени научным проблемам естествознания, но одновременно увлеченно занимался педагогической работой. Он читал цикл лекций по многим наукам: философии, логике, математике, физике, механике, географии, антропологии, общей истории. После международного признания его деятельности правительство Германии определило И. Канта на должность помощника королевского библиотекаря и положило ему денежное содержание в сумме 62 таллеров в год. Основные научные труды: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Иоганн Готлиб Фихте 1762-1814 годы - философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в средней фермерской семье. Зарабатывал первые деньги, занимаясь выпасом гусей. Позднее окончил гимназию – закрытое дворянское заведение Учился в университетах Йены и Лейпцига, в первом из которых, в качестве профессора, позже преподавал почти пять лет, но был обвинен в атеизме и вынужден был оставить его. Выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности. Подчеркивал значение «практической» философии – вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свел «практику» к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой «практической» философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке – «наукоучение». В основе его исследовательской работы - «Наукоучения» (1794 г.) лежит теория субъективного идеализма.

С 1810 г. профессор и первый выборный ректор Берлинского университета.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг1775-1854 годы - философ, представитель классического немецкого идеализма. Учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Г. Гегелем и Ф. Гёльдерлином. С 1798 г. на преподавательской работе. В г. Йене тесно сблизился с представителями романтиков (А.В. и Ф. Шлегели и др.). Был профессором университетов Йены, Эрлангена, Мюнхена, Берлина. Член Мюнхенской академии наук. В 90-х годах выступил с серией работ по вопросам философии природы. Использовав идеи Канта и Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. Отталкиваясь от теории Фихте, развил принципы философии природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала. Основные работы: «Система трансцендентального идеализма», «Философские исследования о сущности человеческой свободы». Георг Вильгельм Фридрих Гегель1770-1831 годы - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Совместно с Ф. Шеллингом и Ф. Гёльдерлином учился в Тюбингенском теологическом институте. После окончания работал домашним учителем, редактором газеты, позднее директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию будучи профессором в университетах Гейдельберга и Берлина. В молодые годы Гегель отличался радикальным образом мышления, приветствовал французскую революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. Поэтому его философия своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа немецкой буржуазии (и хотели преобразований, и боялись их), идеологом которой закономерно можно считать Гегеля. В целом Гегель оказал колоссальное влияние на развитие философской и общественной мысли Европы XIX-XX веков (гегельянство и неогегельянство). Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».

Людвиг Андреас Фейербах 1804-1872 годы - философ-материалист, атеист. Родился в Баварии в семье известного юриста. Учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета, однако прервал занятия и переехал в Берлин, где продолжил учебу в Берлинском университете. Посещал лекции Г. Гегеля, под воздействием которых сформировалось его первичное мировоззрение. С 1839 г. стал подвергать критике взгляды Гегеля с позиций «антропологической» философии, в центре которой – человек, трактуемый как «чувственное», эмоциональное и любящее существо. Свои взгляды Фейербах изменял постепенно, осознавая истинную суть религии и бытия, от идей младогегельянцев до материализма. Был приват-доцентом Эрлангенского университета. За публикацию сочинения «Мысли о смерти и бессмертии» был лишен права преподавания. Долгие годы до своей кончины провел в сельском уединении, посвятив себя творчеству. С 1870 г. был членом социал-демократической партии Германии, хотя и не признавал марксизма. Провозглашение Фейербахом и отстаивание метафизического материализма оказало громадное влияние на его современников. Основные сочинения: «К критике философии Гегеля», «»Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего». Маркс Карл Генрих 1818-1883 годы - мыслитель, общественный деятель, революционный теоретик, основоположник диалектического материализма. Родился в старинном городе Германии Трире, расположенном на берегу Мозеля, притока Рейна в небогатой семье адвоката при высшем апелляционном суде. Отец Карла – Генрих Маркс (крещеный еврей) - был образованным и талантливым человеком: знал труды Руссо, Вольтера, Локка, Лейбница; мать – Генриетта Пресборк была родом из Голландии, в семье занималась только домашними делами. У Карла было трое братьев и пять сестер, братья умерли рано, а три сестры – Софья, Эмилия и Луиза пережили его. С 1830 г. по 1835 г. К. Маркс учился в трирской гимназии, по окончании которой поступил в Боннский университет, где изучал право. После двух семестров (по совету отца) продолжил занятия в Берлинском университете, в котором в это время были представлены лучшие специалисты в области юриспруденции. Однако, помимо права он вдумчиво изучал историю, теорию искусства, осваивал иностранные языки, основательно занимался философией. За диссертационный труд «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» получил диплом доктора философии, готовился преподавать логику в Боннском университете. Но общественно-политические события в Германии и Европе изменили планы Маркса. Одновременно в теории на него значительное влияние оказали работы Л. Фейербаха – «Сущность христианства», «Основы философии будущего». С 1842 г. он стал сотрудником, а затем редактором оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung» в Кёльне. В это же время происходит его знакомство с Ф. Энгельсом, который по пути в Англию посетил редакцию газеты. После закрытия газеты в 1843 г. Маркс уезжает в Париж, где завершается его переход на научно-идеологические, революционно-коммунистические позиции. Он являлся инициатором создания демократического немецко-французского печатного органа – журнала «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». Планировал пригласить к работе в нем Ламенне, Блана, Кабе, Прудона, Фейербаха. В Париже в 1844 г. зарождается его будущая крепкая мужская дружба с Ф. Энгельсом. К числу основных философских работ К. Маркса относятся: «К критике гегелевской философии права. Введение», «Экономическо-философские рукописи», «Святое семейство», «Немецкая идеология». Совместно с Ф. Энгельсом написаны - «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии».

Похоронили Карла Маркса в Англии, где он жил последние годы с семьей. Он покоится на Хайгетском кладбище в Лондоне.

Максим Грек (в миру Михаил Триволис) ок. 1470-1555 годы - публицист, богослов, философ, переводчик, филолог. По национальности грек. Обучался в Париже, Венеции, Флоренции. Знал древние языки. В Россию был приглашен в 1518 г. в целях исправления церковных книг, где и остался до конца дней своих, занимаясь литературно-публицистической деятельностью. Сблизился с церковной оппозицией; осужден на соборах 1525 г. и 1531 г. Известны около 150 его произведений. Нравственно-обличительные - «Стязание о известном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой»; поучительные - «Главы поучительны начальствующим правоверно»; полемические статьи, в том числе против католиков, лютеран, магометан, иудеев, эллинов-язычников, астрологов; философские и богословские рассуждения; переводы, в том числе Священного Писания и отцов Церкви; статьи по грамматике, лексикографии и ономастике; послания. Политический идеал Грека - гармония светской и духовной властей; отстаивал свободу воли («самовластный дар»). Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.

Юрий Крижаничок.1618-1683 годы - ученый-энциклопедист, писатель, языковед. По национальности хорват. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 г. в Москве. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. В 1661 г. он был сослан в Тобольск (причины не известны), в 1676 г. выехал из России.

Известны его стихи, статьи и трактаты. В частности, трактат «Политика», представляющий ценное историческое свидетельство о России того времени и показывающий незаурядный ум автора.

Сименон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) 1629-1680 годы - белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель. Полемизировал с деятелями раскола. Был наставником царских детей. Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря. Соавтор проекта Славяно-греко-латинской академии. Один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии.

Феофан Прокопович1681-1736 годы - русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник императора Петра I, глава Учёной дружины. Им были написаны книги - «Традикомедия «Владимир», «Слово о власти и чести царской», а также лирические стихи.

Крашенинников Степан Петрович 1711-1755 годы - путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, академик Петербургской Академии наук (1750 г.) Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-44 г.г.). Составил первое «Описание земли Камчатской» в двух томах, изданное в 1756 г.

Зыбелин Семён Германович 1735-1802 годы - первый русский профессор медицины Московского университета (с 1768 г.), один из основоположников профилактического направления в русской медицины. Разработал ряд практических мер предупреждения оспы и лечения детских болезней; один из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. С 1784 г. избран членом Российской академии наук.

Магницкий Леонтий Филиппович1669-1739 годы - преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с 1701 г.). Автор первого русского печатного руководства «Арифметика…» (1703 г.) - энциклопедии математических знаний того времени.

Ломоносов Михаил Васильевич 1711-1765 годы - первый русский мыслитель мирового значения, гениальный ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития русской науки и экономики, инициатор основания Московского университета в 1755 г. Родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне с. Ломоносово) Архангельской губернии в поморской семье. В 19 лет начал свою учебу: с 1731 г. в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 г. в Академическом университете Санкт-Петербурга, в 1736-1741 г.г. в Германии. С 1742 г. адъюнкт (в современной научной интерпретации – доктор наук), с 1745 г. первый русский академик Петербургской Академии наук. В 1748 г. создал при АН первую в России химическую лабораторию. Своей научной деятельностью обогатил открытиями почти все области знания, что дало основания А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом». М.В. Ломоносов: заложил основы физической химии, исключил флогистон из числа химических элементов, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, создал ряд оптических приборов, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII века, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил в России искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины («Полтавская баталия»). Член Академии художеств. Похоронен в Петербурге в Некрополе.

Радищев Александр Николаевич 1749-1802 годы - писатель, философ, родоначальник революционной традиции в России. Выходец из среднепоместного дворянства. Учился в Лейпцигском университете, где и познакомился с сочинениями европейских прогрессивных мыслителей: Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, Г. Лейбница, Х. Вольфа, Ж. Ж. Руссо, а также К. Гельвеция, Д. Дидро, И. Гердера, И. Канта. После окончания университета перевел книгу Г. Мабли «Размышления о греческой истории», написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», оду «Вольность» и ряд других. В философско-публицистическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву» его прежде всего занимает судьба русского крепостного крестьянства; он показывает его «бесчеловеческое угнетение» и моральное унижение, «обреченность тяжестью своих оков», положением «вола в ярме». В отличие от Ж.Ж. Руссо и его последователей основы «человеческой общности» А. Радищев видел не в «гуманной природе людей», а в способности человека при определенных обстоятельствах проявлять предельную решимость отвоевать свободу личности, «очеловечить человека». Он выдвигает задачу революционного просвещения народа. За это произведение его осуждают на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. По возвращении (1797 г.) А. Радищев в своих проектах юридических реформ вновь выступил за уничтожение крепостного права; угроза новых репрессий приводит А.Н. Радищева к самоубийству.

Герцен Александр Иванович1812-1870 годы - писатель, философ, общественный деятель. В 1833 г. окончил Московский университет. В 1831-1834 г.г. вместе с Н.П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок, в котором обсуждались разнообразные проблемы отечественных преобразований, опирающиеся на взгляды К. Сен-Симона и Ш. Фурье, а также философские проблемы мировоззренческого характера. В 1834 г. арестован по обвинению в создании тайной организации, имевшей намерения свержения существующего строя, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм и наука», «Письма об изучении природы» и др. утверждал союз философии и естественных наук, подчеркивал невозможность развития философии без опоры на естествознание и неспособность последнего создать истинную картину мира без овладения философской диалектикой. Имея в виду в первую очередь идеалистическую философию, вершиной которой в то время были взгляды Г. Гегеля, он отмечал заслугу этой философии в создании диалектической формы познания, в разработке идеи развития. Отвергая идеалистическое решение проблемы тождества мышления и бытия и не принимая характерного для эмпиризма (т.е. существовавшего тогда материализма) разрыва между субъективным разумом и объективным бытием, Герцен пытался вывести мышление, логику непосредственно из развития природы и попадал, таким образом, в тупик натурализма, ибо оставлял за пределами анализа социальную деятельность человека. В дальнейшем (в 60-е годы) он развил свои философские взгляды, признав значение для понимания человека социологии. Человек - не только физическое тело, подчиняющееся общим законам природного мира, он живет в обществе и является существом нравственным, а потому изучать его поведение должна социология, которой предстоит вырвать человека «из анатомического театра, чтобы возвратить его истории». Ибо история, общество имеют свои законы, и «общественный человек ускользает от физиологии; социология же, напротив, овладевает им, как только он выходит из состояния животной жизни». Рассматривая историю науки и философии, А. Герцен показал, что массы всегда были поглощены добыванием материальных средств существования, а наука стала достоянием немногих. Возник разрыв между «кастой» ученых и остальным человечеством, что с необходимостью приводило к борьбе как неизбежному элементу исторического процесса. Только соединение науки с массами снимает это противоречие «духа» и «материи». В 1847 г. Александр Иванович навсегда покидает Россию, но до конца своих дней он жил её интересами, думал о преобразованиях, которые привели бы её на путь свободы и процветания. Роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка». После поражения европейских революций 1848-49 г.г. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В Лондоне издавал альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». В 1861 г. содействовал созданию тайного общества «Земля и воля», обличал самодержавие. Автобиографическое сочинение «Былое и думы». Похоронен во Франции в Париже.

Огарев Николай Платонович 1813-1877 годы - поэт, публицист, философ и общественный деятель. Родился в Петербурге в богатой семье действительного статского советника, служившего в Министерстве финансов. Отец владел 20 деревнями и имел 4000 душ крепостных, но после смерти жены уехал с сыном и дочерью в родовое имение в Пензенскую губернию. В 1826 г. Николай знакомится с А. Герценом. Они вместе читали Ф. Шиллера и Ж.Ж. Руссо, А. Пушкина и К. Рылеева. Им были интересны труды философов-материалистов, близки идеалы Великой французской революции (1789 г.). Они чувствовали себя продолжателями дела декабристов. В 1829 г. Н. Огарев поступает на физико-математическое отделение Московского университета. С 1832 г. он студент нравственно-политического (юридического) отделения. За участие в организации политического кружка он был арестован и через 9 месяцев сослан под надзор властей и отца в Пензу. В 1839 г. Огарев добивается разрешения на службу в Москву, он вновь с А. Герценом. С 1841 по 1846 г.г. он находился за границей: Германия, Франция, Италия, Австрия. По возвращении в Россию застает глубокие разногласия между своими друзьями А. Герценом, Т. Грановским, В. Кетчером. Они ненавидели самодержавие, но пути борьбы с ним видели по-разному. Н. Огарев решил бороться с крепостничеством в своем «отдельно взятом» имении. Он перевел крепостных в вольные хлебопашцы, но бедных почему-то стало больше. Решил на «плохих» землях построить писчебумажную фабрику и винокуренный завод, а вольнонаемные рабочие не понимали целей своего барина, работали плохо. Его обманывали все, кто мог. Фабрику подожгли. Он был практически разорен. Мировоззрение Н. Огарева формировалось под воздействием идей декабристов и Французской революции, значительную роль сыграли философские системы Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. В 40-х года изучение Гегеля сменилось увлечением позитивистскими идеями О. Конта и знакомством с философией Л. Фейербаха. В результате он пришел к позитивистски-материалистическому пониманию мира, в котором онтологизм соединялся с приоритетным для него принципом антропологизма, определившим общий этический характер его философствования. Диалектическая идея целостности мира сочеталась в натурфилософии Н. Огарева с известной универсализацией механической формы движения и механически понятой материи. Единственным источником человеческого знания у него является окружающий мир - природа и общество, познаваемые посредством органов чувств, разума и опытной проверки; знания о мире не полны, но имеют тенденцию к постоянному росту. Признание Огаревым экономических отношений одним из определяющих исторических факторов включало утверждение их существенной роли в формировании не только нравственных принципов, правовых норм, политических идей, но и общих теоретических понятий о мире, о философии, религии и искусстве. Основной задачей искусства и литературы он считал всестороннюю критику существующего порядка вещей и бескомпромиссную борьбу с социальной несправедливостью.

После смерти А. Герцена Н. Огарев жил в Женеве. Он написал статьи «Памяти Герцена» и «Будущность», стихи. Старшие дети Герцена относились к нему с уважением и любовью, помогали ему деньгами, когда он возвратился в Англию в Гринвич, где и был похоронен на местном кладбище в 1877 г. В 1966 г. Н.П. Огарев перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Грановский Тимофей Николаевич 1813-1855 годы - историк, просветитель, общественный деятель. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета, получив степень кандидата. В 1836-1839 г.г. находился в научной командировке в Германии. Большое влияние на него оказали идеи Г. Гегеля, хотя гегельянцем в полном смысле этого слова он не стал. Для Т. Грановского был неприемлем жесткий схематизм философии истории Г. Гегеля, зависимость исторической закономерности от умозрительной логической необходимости, закрывавшей поле для творческой деятельности исторического субъекта, личности, а последнее оставляло, по его мнению, одно из непременных условий исторической жизни. После возвращения в Россию Т. Грановский читает лекции на кафедре всеобщей истории Московского университета и активно участвует в жизни московской интеллектуальной элиты. Он посещает кружок Н.В. Станкевича, общается с М.Н. Катковым, М.А. Бакуниным, П.Я. Чаадаевым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом. Т. Грановский являлся одним из основателей западнического течения общественной мысли, но со славянофильством его разделяли не политические, а теоретические разногласия оппозиции к существующему строю. В 1843-1844 г.г. он читает первый публичный цикл лекций по истории средневековой истории. В России он был одним из первых ученых, попытавшихся дать объективную оценку процессам и явлениям, характерным для западноевропейского средневековья. Он пытался сломать сложившиеся стереотипы, традиционные представления об этом периоде как «черном пятне» в развитии общечеловеческой цивилизации, отмечая несомненно прогрессивные процессы (начавшееся яркое проявление на исторической сцене личности, ее прав, особая нравственная атмосфера в обществе и, что самое главное, формирование научных идеалов будущего), одновременно указывая на негативные стороны эпохи. С 1847 г. все больше внимания уделяет литературной работе. В 1846 г. произошел идейный разрыв с А. Герценом, связанный с тем, что среди западников наметились тенденции размежевания на два лагеря - радикальный и либеральный. Т. Грановский избрал либеральную ориентацию. 12 января 1853 г. он произнес знаменитую речь «О современном состоянии и значении всеобщей истории» на торжественном собрании Московского университета, в которой подвел итог своим исследованиям методологических проблем как всеобщей истории, так и философии истории. В мае 1855 г., уже перед смертью, Т.Н. Грановский был утвержден деканом историко-филологического факультета Московского университета.

Хомяков Алексей Степанович 1804-1860 годы - религиозный философ, писатель, поэт, публицист. Родился в Москве в старинной дворянской семье. В 1822 г. сдал экзамен при Московском университете на степень кандидата математических наук, затем поступил на военную службу. Был знаком с участниками декабристского движения, но не разделял их взглядов. В 1829 г. ушел в отставку и занялся литературной и общественной деятельностью. А. Хомяков внес решающий вклад в разработку славянофильского учения, его богословских и философских оснований. Среди идейных источников славянофильства он прежде всего выделял православие, в рамках которого было сформулировано учение о религиозно-мессианской роли русского народа. Он также испытал значительное влияние немецкой философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Формально не примыкая ни к одной из философских школ, Хомяков не признавал материализм, характеризуя его как «упадок философского духа», но и определенные формы идеализма им не принимались полностью. Исходным в его философском анализе было положение о том, что «мир является разуму как вещество в пространстве и как сила во времени». Однако вещество или материя «перед мыслью утрачивает самостоятельность». В основе бытия лежит не материя, а сила, которая понимается разумом как «начало изменяемости мировых явлений». Он особо подчеркивал, что ее начала «нельзя искать в субъекте». Индивидуальное или «частное начало» не может «итожиться в бесконечное» и всеобщее, напротив, оно должно получать свой источник от всеобщего. Отсюда вывод, что «сила или причина бытия каждого явления заключается во»всем». «Всё», с точки зрения А. Хомякова, содержит ряд характеристик, принципиально отличающих его от мира явлений. Во-первых, «всему» присуща свобода; во-вторых, разумность (свободная мысль); в-третьих, воля («волящий разум»). Такими чертами может совокупно обладать только Бог. В своих «Записках о всемирной истории» он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Первая строится на началах необходимости, обрекая людей на бездумное подчинение, превращая их в простых исполнителей чужой воли, вторая же - это религия свободы, обращающаяся к внутреннему миру человека, требующая от него сознательного выбора между добром и злом. Наиболее полно ее сущность выразило христианство. Подлинное христианство делает верующего свободным, так как он «не знает над собой никакого внешнего авторитета». Но, приняв «благодать», верующий не может следовать произволу, оправдание своей свободы он находит в «единомыслии с Церковью». Отвергая принуждение как путь к единству, Хомяков считает, что средством, способным сплотить церковь, может быть только любовь, понимаемая не только как этическая категория, но и как сущностная сила, обеспечивающая «за людьми познание безусловной Истины». Наиболее адекватно выразить единство, основанное на свободе и любви, может, по его мнению, лишь соборность, играющая как бы роль посредника между божественным и земным миром. Общественно-политические взгляды А. Хомякова носили оппозиционный характер по отношению к николаевскому режиму, он был сторонником отмены крепостного права, смертной казни, выступал против всесилия духовной цензуры, за веротерпимость, за введение свободы слова. Стихотворные трагедии «Ермак», «Дмитрий Самозванец».


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 1 страница | СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 3 страница

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 196; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.