Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 9 страница

  Кант Бергсон
Статус свободы постулат практического разума непосредственный факт сознания
Человек свободен как «вещь-в-себе» (т.е. как трансцендент­ная сущность) в глубинных слоях сознания (т.е. в подсоз­нании)
Человек не свободен (подчинен необходимости) как явление («вещь-для-нас») среди других явлений в поверхностных слоях сознания, т.е. в интел­лектуальных

Интеллект и интуиция

  Интеллект Интуиция
Объект исследования неорганизованная косная материя, отношения между вещами живые системы и жизненные процессы
Характер деятельности рациональный: понимание или механическая фабри­кация «мертвых понятий» иррациональный: непосред­ственное восприятие
Цель деятельности механические изобретения, создание искусственных орудий постижение жизненного порыва и развитие его

Закрытые и открытые общества

Формы и функции Закрытые Открытые
Формы морали и религии Статические Динамические
Истоки морали Инстинкт: система при­вычек, устойчивых стерео­типов поведения, подчи­ненных безличным соци­альным требованиям Интуиция: сверхрациональ­ная мистическая эмоция, благодаря которой человек отзывается на призывы великих моральных лич­ностей
Функции морали Обеспечение обществен­ной солидарности, дисци­плины и порядка, подчи­нение абсолютной власти вождя Развитие любви к челове­честву и к Богу
Истоки религии Мифотворческая способ­ность, близкая к инстинкту Непосредственные «кон­такты» с Богом (мистиче­ские видения)
Функции религии Защита человека от страха смерти и выводов интел­лекта об обширности области неизвестного и непознаваемого Постижение Бога, сущности человека и человеческого предназначения в мире
Господствующие в обществе формы организации Авторитаризм, стремле­ние к жесткой суборди­нации и координация элементов Демократия
Скрепляющий общество принцип Национализм Любовь к человечеству
Цель морали и религии Сохранение закрытого общества (относительно узкой социальной группы) Сохранение и развитие всего человечества и всей Вселенной

Внешнее и внутреннее восприятие

  Внешнее восприятие Внутреннее восприятие
Тип наук Естественные науки Гуманитарные науки
Предметы познания даны нам Извне и раздельно Изнутри и цельно
Объекты познания Сводимы к ограничен­ному числу однозначно определенных элементов Не сводимы к ограни­ченному числу одно­значно определенных элементов
Относительно объектов познания Можно конструировать связи между ними по­средством гипотез Нельзя конструировать связи между ними по­средством гипотез
Метод исследования Природу мы объясняем, т.е. единичные случаи подводим под общий закон Душевную жизнь мы постигаем, основываясь на своем жизненном опыте

Виды культур

Виды культур Характеристика
1. Египетская мертвая
2. Индийская мертвая
3. Вавилонская мертвая
4. Китайская мертвая
5. Греко-римская (аполлоновская) мертвая
6. Византийско-арабская (магическая) мертвая
7. Майя мертвая
8. Западно-европейская (фаустовская) умирающая (на стадии цив­илизации)
9. Русско-сибирская зарождающаяся

Кьеркегор: периодизация творчества

Период Основные работы
1832—1841 гг. «Из записок еще живущего» (1838), «О понятии иронии» (1841)
1842—1846 гг. Поучительные речи (1842); опубликованные под псевдо­нимом: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Повторение» (1843), «Философские крохи» (1844), «Понятие страха» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845), «Заключительное ненаучное послесловие» (1846)
1845—1846 гг. Газетная полемика в «Корсаре»
1847—1850 гг. «Дело любви» (1847), «Христианские речи» (1848), «Болезнь к смерти» (1849), «Введение в христианство» (1850)
1851 —1855 гг. Ничего не писал вплоть до 1855 г., когда в газете «Мгновение» он опубликовал антиклерикальные проповеди

Кьеркегор: типы экзистенции

Тип экзистенции Тип отчаяния Характеристика «я»
Эстетический «Отчаяние возможного»: эстетической значимостью обладает только возможное, о котором мы мечтаем, а не наступившее действительное. Желание избавиться от собственного «я» и обрести какое-либо иное (обладающее красотой, умом, талантом и т.п.); собственное «я» является фрагментарным, «рассыпается в песок мгновений», эти мгновения случайны и ничем не скреплены.
Этический «Отчаяние-вызов»,или «муже­ственное отчаяние»: желание быть самим собой, добиться непрерывности «я»; но при этом человек полагается только на свои силы и возможности в созидании своего «я» и не хочет обращаться к Богу. Моральная ответственность «скрепляет» фрагменты «я» в единое целое; «я» — это уже не то, что происходит с личностью в силу случайных жизненных обстоятельств, а то, что является результатом сознательного свободного выбора (поэтому, например, прошлое не становится прошедшим, поскольку «я» ощущает свою ответственность за все совершенное ранее).
Религиозный «Абсолютное отчаяние»,или «экзистенциальное отчаяние»: оставляет человека наедине не с ми­ром и не с самим собой, а с Богом. «Я» открывает богооставленность мира и себя, т.е. абсолютную свободу, что находит свое выражение в стра­хе, отчаянии, тревоге (прежде всего из-за своей смертнос­ти и неумения правильно распорядиться своей свободой); здесь возникает возможность обретения веры.

Основные этапы развития экзистенциализма

Период Страна Философы
Канун Первой мировой войны Россия Н. Бердяев, Л. Шестов
После Первой мировой войны Германия М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер
В период Второй мировой войны и после нее Франция Ж.-П. Сартр, Г. Марсель1, А. Камю, С. де Бовуар, М. Мерло-Понти
1940—1950 гг. Испания Италия США X. Ортега-и-Гассет Н. Аббаньяно, Э. Пачи У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди

Экзистенциализм религиозный и атеистический

Религиозный Атеистический
Бердяев, Шестов, Марсель, Ясперс, Бубер собственно атеистический: Сартр условно атеистический: Камю, Хайдеггер

Забота о ближнем

Тип заботы Суть заботы
Неподлинная забота («совместное бытование») Берем на себя заботы ближнего
Подлинная забота Помогаем ближнему «выбрать себя», а значит, и самому взять ответст­венность за себя

Сартр: типы бытия

Тип бытия Характеристика бытия
«Бытие-в-себе» Способ бытия вещей, взятых в их тождестве с собой; это бытие не нуждается в сознании и не способно на него; сознание существует рядом с этим миром, но совершенно не связано с ним.
«Бытие-для-себя» Сознание определяет мир (конституирует его) и одновременно выделяет себя из мира; при этом оно обнаруживает, что его сущность есть Ничто, абсолютная свобода и абсо­лютная потенция; мое «я» свободно строит «проект» жизни, свободно выбирая свою сущность.
«Бытие-для-другого» Когда в мою субъективность внедряется другой, делающий меня-субъекта объектом своего мира, тогда в моем бытии появляется Другой, и «бытие-для-себя» становится «бытием-для-другого». При этом мое «я» ощущает себя элементом (но не центром) проекта Другого. Это парализует меня, под взглядом Другого «я» испытывает стыд, смущение, робость. Присутствие Другого отнимает у меня свободу. Люди стремятся отнять у других свободу, чтобы сохранить собственную свободу. Наша свобода зависит от свободы других, а их свобода — от нашей. Поэтому я обязан желать свободы других вместе со своей собственной.

Основные этапы развития герменевтики в Западной Европе

Эпоха Тип истолкования Авторы Типы текстов
Античность: ранняя; классическая; поздняя; религиозная экзегетика; светская экзегетика; еврейская экзегетика; христианская экзегетика; светская экзегетика жрецы; философы: Филон Ориген, Тертуллиан, Татиан, Августин Плотин, Прокл, Ямвлих и т.д. священные тексты, видения и откровения; поэмы Гомера; тексты Ветхого Завета; библейские и философские тексты; тексты предыдущих философов (Платона, Аристотеля и т.д.)
Средневековье христианская экзегетика (католическая) Боэций, Исидор Се­вильский, Ансельм, Абеляр, Фома Аквин­ский, Дунс Скот... Священное Писание (Библия); Священное Предание; тексты античных философов
Возрождение католическая экзегетика; протестантская экзегетика; светская экзегетика католические теологи Лютер, Кальвин де ла Мирандола, Лоренцо Валло Библия; Священное Предание; Священное Писание (Библия); любые античные тексты
Просвещение протестантская экзеге­тика протестантские теологи Священное Писание (Библия); тексты протестантских теологов
XIX в. общая герменевтика Шлейермахер, Дильтей любые тексты
XX в. философская герменевтика Хайдеггер, Гадамер любые тексты; герменевтический опыт человека

Общая и философская герменевтика

  Общая герменевтика Философская герменевтика
Статус как науки методологический (методология гуманитарного знания) онтологический (учение о сути бытия)
Место среди наук вспомогательная дисциплина герменевтика = = философия
Суть герменевтики способ познания способ бытия
Объект исследования любые тексты любые тексты; язык как таковой; способ человеческого существования
Предмет исследования жизнь в ее целостности и истории, дух различных эпох и его проявление в текстах опыт человека как герменевтический
Цель исследования реконструкция подлинного смысла текстов анализ человеческого отношения к миру

Трактовка герменевтического круга

Философ Герменевтический круг
Шлейермахер Смысл целого текста (предложения, статьи, книги и т.д.) зависит от смыслов составляющих (слов, предложений и т.д.), а смысл составляющих — от смысла целого.
Дильтей Текст есть проявление творческого духа индивида, и правильное понимание текста возможно только при понимании духа эпохи, в которую жил и творил этот индивид; а понимание духа эпохи, в свою очередь, возможно только при понимании текстов, созданных в эту эпоху.
Хайдеггер Интерпретация текста есть некий разматываемый клубок все новых и новых интерпретаций, где каждый виток есть получение и осмысление нового опыта на базе предыдущего.
Гадамер Каждая интерпретация текста определена пред­шествующими интерпретациями (традицией интерпретаций), но каждый акт интерпретации включен в традицию, образуя ее звено.

Основные периоды развития структурализма

Годы Период Объект исследования
1920— 1940 предструктурализм структуры в языке и в литературных произведениях
1940—1980 структурализм структуры в языке, сознании и бес­сознательном, в литературе, любом тексте и культуре в целом
1970—наст. время постструктурализм (неоструктурализм) то, что выходит за рамки структур

Три типа философов (по Делезу)

Философы Цель философии Характеристика
Большинство философов от Платона до Ницше познание высших принципов, лежащих за обыденным миром; с помощью разума движение навстречу высшему принципу «маниакально-депрессивный платоновский идеализм»
Досократики, Ницше исследование потаенных глубин человеческой сущности; выход за пределы разума, странствия по «запретному» «шизофрения досократовской философии»
Стоики, киники, постмодернисты исследование автономной «поверх­ности», не связанной ни с «высотами», ни с «глубинами» «извращение»

Западники и славянофилы

Вопросы полемики Западники Славянофилы
Философские предпосылки идеализм Шеллинга и Гегеля восточная (православная) патристика
Концепция мирового развития существует единый обще­человеческий путь развития; (концепция глобального развития культуры) у разных народов возможны различные пути развития; (концепция локальных культур)
Исторический путь России Россия идет по тому же пути, что и Запад, но несколько отстает у России свой особый путь развития, отличный от западного
Отношение к петровским преобразова­ниям положительное: они уско­рили общее развитие России отрицательное: они «стол­кнули» Россию с ее соб­ственного пути развития в сторону западного пути
Отношение к религии и церкви в целом равнодушное позитивное
Отношение к православию критическое положительное: видели в нем основу духовной и социальной жизни
Отношение к крепостному праву негативное: избавиться от него можно, идя по пути просвещения и нравствен­ного совершенствования дворян негативное: избавиться от него можно благодаря освобождению крестьян «сверху», т.е. царской властью

Анархизм и марксизм о государстве

Проблемы Анархизм Марксизм
Сущность государства государство — это аппарат насилия, орудие угнетения народа государство — это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуа­тируемых
Возникновение государства государство сущест­вует не вечно: оно возникает на опреде­ленной стадии разви­тия общества государство существует не вечно, оно рождается с возникновением классов и антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической)

Окончание таблицы 122

Проблемы Анархизм Марксизм
Исчезновение государства на высшей стадии развития государство более не нужно, так как люди заинтересо­ваны во взаимопомощи на низшей стадии коммунистиче­ской формации — при социализ­ме — государство сохраняется, изменив свою сущность, но оно исчезнет при коммунизме
Способ ликвидации государства насильственное уничтожение по мере построения коммунизма государство отомрет — его функ­ции постепенно перейдут к органам самоуправления
Предпосылки исчезновения государства понимание истори­чески преходящего характера государства и его негативной сущности достижение высокого уровня производительных сил и установ­ление коммунистических произ­водственных отношений

Государственная власть в России и судьбы философов

  В царской России  
Имя Годы жизни Судьба философа
Радищев А.Н. 1749—1802 В 1770 г. арестован, осужден на смертную казнь, замененную 10-летней ссылкой; с 1797 по 1801 г. жил под надзором полиции в имении отца; в 1801 г. его вернули на государственную службу; в 1802 г. покончил собой.
Чаадаев П.Я. 1794—1856 «Высочайшим повелением» в 1836 г. объявлен сумасшедшим, подвергнут домашнему аресту и медицинскому наблюдению в течение полутора лет; до конца жизни не имел права публиковать свои работы.
Герцен А.И. 1812—1870 В 1834 г. за революционную деятельность был арестован и отправлен в ссылку до 1840 г., в 1841 —1842 гг. — вторая ссылка; с 1847 г. проживал за границей.
Бакунин М.А. 1814—1876 Принимал участие в буржуазной европейской революции 1848—1849 гг., был арес­тован в 1849 г. и дважды судим (в Саксонии и Австрии); приговорен к смертной казни, замененной на тюремное заключение; в 1851 г. выдан русскому правительству: в 1851 —1857 гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости, в 1857 г. был сослан в Сибирь на поселение, бежал оттуда и в дальнейшем жил за границей.
Достоевский Ф.М. 1821—1881 В 1849 г. за революционную деятельность был арестован и осужден на смертную казнь, замененную 4-летней каторгой, затем несколько лет вынужден был служить в армии рядовым.
Лавров П.Л. 1823—1900 В 1866 г. за революционную деятельность был арестован и сослан; в 1870 г. бежал из ссылки за границу.
Чернышевский Н.Г. 1828—1889 В 1862 г. за революционную деятельность арестован и заключен в Петро­павловскую крепость, в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири; в 1883 г. переведен в Астрахань (благодаря тайному соглашению властей с народовольцами в качестве «платы» за их отказ от террористических актов на коронации Александра III).
  Кропоткин П.А. 1842—1921 В 1874 г. за революционную деятельность был арестован и заключен в Петро­павловскую крепость; через два года бежал и скрылся за границей; во Франции был арестован и осужден на пять лет тюремного заключения, после освобождения жил в Англии до 1917 г., после февральской революции вернулся в Россию.
  Ленин В.И. 1870—1924 В 1887 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках) арестован и сослан до 1888 г.; в 1895 г. вторично сослан до 1900 г., после чего уехал за границу, откуда вернулся в 1905 г.; в 1907 г. опять эмигрировал, окончательно вернулся после февральской революции 1917 г.
  Бердяев Н.А. 1874—1948 В 1898 г. за революционную деятельность (участие в студенческих беспорядках и пропаганда марксизма) исключен из университета, в 1900 г. выслан на три года в Вологодскую губернию.
  Франк СЛ. 1877—1950 В 1899 г. выслан из России за пропаганду марксизма.
  Сорокин П.А. 1889—1968 В 1906 г. был арестован за революционную деятельность, но отпущен и взят на учет полицией.
    В Советской России  
  Розанов В.В. 1856—1919 Умер в России от истощения.
  Циолковский К.Э. 1857—1935 Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался.
  Вернадский В.И. 1863—1945 Жил в России — СССР, репрессиям не подвергался.
  Мережковский Д.С. 1865—1941 В 1919 г. нелегально эмигрировал из России.
  Шестов Л. 1866—1938 В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.
  Новгородцев П.И. 1866—1924 В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.
  Струве П.Б. 1870—1944 В 1918 г. добровольно эмигрировал из России.
  Лосский Н.О. 1870—1965 В 1922 г. насильно выслан из России.
  Булгаков С.Н. 1871 — 1944 В 1923 г. насильно выслан из СССР.
  Бердяев Н.А. 1874—1948 Был арестован в 1920 г., но отпущен; в 1922 г. насильно выслан из России.
  Франк СЛ. 1877—1950 В 1922 г. насильно выслан из России.
  Вышеславцев Б.П. 1877—1954 В 1922 г. насильно выслан из России.
  Гурджиев Г.И. 1877—1949 После 1919 г. добровольно эмигрировал из России.
  Успенский П.Д. 1878—1947 В 1921 г. добровольно эмигрировал из России.
  Шпет ГГ. 1879—1937 В 1935 г. был арестован и сослан, в 1937 г. арестован вторично и приговорен к 10 годам, а затем — к расстрелу. Посмертно реабилитирован.
  Зеньковский В.В. 1881 — 1962 В 1919 г. добровольно эмигрировал из России.
  Карсавин Л.П. 1882—1952 В 1922 г. насильно выслан из России, в 1940 г. работал в Вильнюсе, и в результате присоединения Прибалтики к СССР стал советским гражданином; в 1947 или 1948 г. был арестован и сослан на Северный Урал; в 1950 г. и сослан в инвалидный лагерь в Коми АССР, где умер от туберкулеза.
  Флоренский П.А. 1882—1937 В 1928 г. выслан из Москвы на три месяца; в 1933 г. арестован, осужден на 10 лет; в 1937 г. уже в лагере вторично осужден и приговорен к расстрелу. В 1958 г. полностью реабилитирован.
  Ильин И.А. 1883—1954 В 1922 г. насильно выслан из России.
  Федотов Г.П. 1886—1951 В 1925 г. добровольно эмигрировал из России.
  Сорокин П.А. 1889—1968 После Октябрьской революции 1917 г. трижды был арестован; в 1922 г. насильно выслан из России.
  Ильин В.Н. 1891 — 1974 В 1919 г. добровольно эмигрировал из СССР.
  Флоровский Г.В. 1893—1979 В 1920 г. добровольно эмигрировал из России.
  Бахтин М.М. 1895—1975 В 1929 г. арестован и приговорен к 5 годам лагерей; из-за тяжелой болезни приговор был заменен на ссылку; после окончания ссылки в 1936 г. ему было запрещено про­живать в крупных городах; с 1965 г. жил в Подмосковье, а с 1971 г. — в Москве.
  Лосев А.Ф. 1897—1988 В 1930 г. был арестован и приговорен к 10 годам лагерей, но в 1932 г. освобожден
      в 1УЗЗ г. с него снята судимость, и он восстановлен в гражданских правах.
  Чижевский А.Л. 1897—1964 В 1936 г. или в 1942 г. (точных сведений не сохранилось) был арестован; с 1950 г. жил в Караганде; в 1958 г. реабилитирован.
  Андреев Д.Л. 1906—1959 В 1947 г. арестован, осужден на 25 лет тюрьмы; в 1957 г. освобожден.
           

Две сферы бытия человека

Название Сфера бытия Характеристика человеческого бытия
«Царство Кесаря» телесный «мир»1 как эмпири­ческая действительность, как условие деятельности человека; «царство необходимости»; «царство природы»; «мир объективации»2 вражда, рабство, разъеди­ненность, разорванность
«Царство Божье» мир подлинный, идеальное бытие или «космос»; «царство свободы» любовь, свобода, творчество

Виды реальности или уровни бытия

Вид реальности Объекты, относящиеся к этой реальности Темпоральная харак­теристика объектов
Эмпирическая или материальная вещи (материальные объекты), человеческие тела временные
Ментальная чувства, желания, ил­люзии, предпочтения временные
Идеальная числа, геометрические формы, общее содержа­ние понятий и суждений вневременные, но реализу­ются в двух первых видах бытия в настоящем, прошед­шем или будущем
Безусловное бытие или божественное Бог вневременное

Два типа культуры и их характеристики

Ренессансная (возрожденческая) Средневековая
Раздробленность Целостность и органичность
Индивидуализм Соборность
Статичность Динамичность и диалектичность
Пассивность Активность
Интеллектуальное начало Волевое начало и прагматичность (деятельность)
Иллюзионизм Реализм
Аналитичность Синтетичность
Отвлеченность Конкретность
Поверхностность Глубина

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФАХ 8 страница | ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 268; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.