Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основной вопрос философии

Субъектно-объектным связям, являющимся, как мы уже узнали, предметом философского знания, посвящен так называемый основной вопрос философии. Этот вопрос формулирует Ф. Энгельс в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

В ней он пишет: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 232).

В этом вопросе Ф. Энгельс выделяет две стороны. Первая сторона представлена вопросом, что первично: дух или природа, сознание или материя? Творит ли сознание объективный мир или, напротив, сознание появляется в процессе длительного развития материи?

Философы, в зависимости от того, как они отвечали на первую сторону основного вопроса философии, разделились на два больших лагеря. “Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма” (там же, с. 283).

(Здесь имеет смысл обратить внимание на то, что само различение противоположных мировоззренческих позиций, материализма и идеализма, сложилось в философии задолго до Ф. Энгельса, то есть ошибочно считать, что Ф. Энгельс формулировал основной вопрос философии, ни на что не опираясь, на пустом месте. Так, немецкий философ Ф. Шлегель писал: “Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю” (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 104–105.)

В свою очередь философы-идеалисты тоже делятся на две группы: объективные и субъективные. Объективные идеалисты за первоначало всего существующего принимают независимый от сознания человека (а значит, объективно-реальный) мировой дух, мировой разум, первичный по отношению к природе, материи. Этот мировой разум в их представлении первичен и по отношению к сознанию человека. Субъективные идеалисты первичным считают сознание субъекта, человека, мир же, в их понимании, есть порождение человеческого сознания, есть комплекс ощущений субъекта. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, утверждающий, что существуют только Я и мои ощущения.

Кроме материализма и идеализма в ответе на первую сторону основного вопроса философии выделился так называемый дуализм, признающий дух и природу, идеальное и материальное равноправными началами и утверждающий, что ни материя, ни сознание не первичны и не вторичны, что они существуют параллельно, независимо друг от друга.

Вторая сторона основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу, также может быть сформулирована в виде вопроса. Коротко он звучит так: познаваем ли мир? Или более развернуто: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, верно ли, правильно ли отражается мир в мышлении человека?

Если наши мысли о мире соответствуют самому этому миру, то человек в состоянии познавать действительность, если же нет, то познание невозможно.

Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а философская система, отрицающая познаваемость мира, соответственно носит название агностицизм. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм, который исповедовали некоторые философы античности. Скептицизм означает сомнение в возможности познания объективного мира.

Зададимся вопросом, справедливо ли считать основной вопрос философии в его энгельсовской интерпретации действительно основным? Некоторые мыслители склонны это отрицать. К примеру, философы-экзистенциалисты основным вопросом философии называют вопрос о человеке, его существовании. “…Проблема человека, – писал Н. Бердяев, – есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке” (Бердяев Н.А. О назначении человека. – Париж, 1931. – С. 50). А французский представитель этого философского течения А. Камю даже называет основной философской проблемой вопрос о самоубийстве. “Есть лишь одна действительно философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, – это ответить на основной вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, обладает ли разум девятью или двенадцатью категориями – приходит потом. Это уже игра, а вначале нужно ответить” (Цит. по: Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. – М., 1970. – С. 277).

Действительно, проблема человека весьма важна для философии, ее даже можно назвать центральной. Однако значимость основного вопроса философии состоит в том, что он определяет те мировоззренческие и методологические подходы, с позиций которых можно отвечать на все остальные философские проблемы. Так, проблему человека можно решать с материалистических, а можно – с идеалистических позиций. Между прочим, экзистенциализм решает проблему человека именно с идеалистических позиций.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Место философии в духовной культуре общества | 

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 321; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.