Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Конфуцианство. Такой была почва, на которой возникла китайская философия

Такой была почва, на которой возникла китайская философия. По глубине и длительности влияния на все сферы жизни Китая первое место среди философских учений занимает конфуцианство. Его основателя, известного в Европе как Конфуций (552–479 до н. э.), в действительности звали Кун Цю, но чаще – Кун-цзы (учитель Кун). Он был мелким чиновником, но оставил службу и посвятил жизнь созданию своего учения. В то время династия Чжоу, которая была основана еще в ХІІ в., переживала период гражданских войн. Как реакция на это смутное время и возникла философия Конфуция, которая представляла собой в первую очередь этическое учение, или руководство к действию, как нужно править. Мыслитель считал, что он ничего нового не выдумывает, а восстанавливает высокие принципы, которыми руководствовались упоминавшиеся выше мифические древние правители. Философ говорил: “Я толкую, но не создаю. Я верю в древность и люблю ее.” (Цит. по: Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – М., 1978. – С. 112). Принципы правильного управления назывались у Конфуция, подобно принципам Будды, “средним путем” или “золотой серединой”. Это управление должно осуществляться на основании добропорядочности, любви к людям, великодушия и проявления милости. Он призывал к избежанию всяких крайностей, смягчению противоречий.

Именно Конфуцию принадлежит золотое правило нравственности: “Не делай другому то, чего не желаешь, чтобы делали тебе”. Мыслитель создал идеальный образ того, каким должен быть совершенный человек – “благородный муж”. Он должен был иметь пять добродетелей: человеколюбие, обязательность, соблюдение норм поведения, знание и верность.

Конфуций учил, что человек по своей природе склонен к добру. Что касается порочных склонностей, то они проявляются лишь в результате отсутствия морально-этического воспитания. Но в то же время у философа “благородным” всегда оказывается человек знатного происхождения, а “ничтожным” – простолюдин. С одной стороны, народ не имеет благородства в результате отсутствия воспитания, с другой стороны Конфуций считал, что воспитывать, давать какие-то знания ему и не нужно, это напрасно, им нужно только управлять, ничего не объясняя.

Особенностью Китая было то, что все ученые, образованные, интеллигенты были в то же время служилыми чиновниками. Потому они активно использовали служебное положение для того, чтобы сделать конфуцианство официальной идеологией. И эта цель была достигнута. Конфуцианство регламентировало все сферы жизни человека в Древнем Китае – взаимоотношения между людьми, воспитание и учеба, быт и обычаи, обряды – можно сказать, что любой китаец шага ступить не мог, чтобы не ощутить на себе влияния конфуцианства.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Мифология, повлиявшая на формирование китайской философии | Даосизм

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 179; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.