Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Философия П. Абеляра
Проблема соотношения разума и веры Попыткой примирить номинализм и реализм явилась философия П. Абеляра (1079–1142) французского дворянина. Для своего времени он был образованнейшим человеком. Жизнь его была неприкаянной, и он даже написал автобиографическую повесть, которую назвал “История моих бедствий”. Если Ориген сам себя оскопил, чтобы чувства не мешали ему наслаждаться идеями, то с П. Абеляром это совершил дядя Элоизы – любимой женщины, с которой его разлучили и сослали в разные монастыри. Сохранилась их переписка. Таким же мятущимся было и философское мышление П. Абеляра, поскольку он все время пытался примирить противоположные точки зрения. Теория П. Абеляра называется концептуализм: единичные вещи существуют реально, общие признаки между ними – тоже, общие же понятия существуют лишь для тех, кто хочет эти общие признаки увидеть. Такая психологическая, релятивистская точка зрения была для того времени непонятна, ее оценили лишь в ХIХ в. Другая теория, за которую он и был осужден как еретик, связана с проблемой соотношения разума и веры. Вся предыдущая европейская средневековая философия была основана на примате веры над разумом, из-за чего она и не была философией в полном смысле этого слова – между философскими рассуждениями и миром, как некий буфер, стояли догматы церкви, которые проверять разумом запрещалось. П. Абеляр считал, что верить нужно лишь в то, что понимаешь: “понимать, чтоб верить”. Философ пытался примирить христианские догматы с разумом, рационально их обосновать. Фактически он уравнивал веру и разум, в связи с чем выходил за рамки теологии.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 217; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |