Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли

Характерные черты эпохи, их отражение
в философской мысли

ХV–ХVІ в. принято называть эпохой Возрождения или Ренессанса (франц. Renaissance – возрождение). Возникает вопрос: возрождением чего именно можно считать это время? Сами мыслители той эпохи считали, что они возрождают античную культуру. Действительно, они очень высоко ценили античных философов. Но в большей степени это было возрождение свободной мысли, не связанной с догматами церкви.

Главной чертой философии Ренессанса было то, что она повернулась лицом к человеку, что получило название антропоцентризма. В центре внимания этой философии был уже не Бог, как в средневековой схоластике, а человек. Это было реакцией на принижение в схоластике роли человека, и особенно его тела, что, кстати, не имело ничего общего с ранним христианством. И, снова-таки как реакция на это, характерная черта эпохи Возрождения – ориентация на искусство, в котором как раз и воспевалась красота человека, телесная и душевная.

Прежде всего, это, конечно, работы Л. да Винчи, Микеланджело и других, которым с помощью изобразительных средств удавалось передать не только красоту тела, но и содержание духовного мира человека. Но это также и художественная литература. Как характерный пример здесь можно назвать “Декамерон” Дж. Боккаччо. Состоит он из отдельных новелл, и многие из них имеют достаточно фривольное содержание. Но глубинный смысл произведения в том, что простые человеческие чувства – любовь, дружба – противопоставляются здесь лицемерию и ханжеству церковников, высмеивается “отпущение” ими грехов, которое в действительности не имеет ничего общего с настоящим покаянием. В “Декамероне” явственно звучит призыв человека к гармонии, к красоте как душевной, так и телесной.

Из-за того, что философия Возрождения повернулась лицом к конкретному человеку, ее еще называют гуманизмом. Именно тогда впервые появился этот термин. Настоящий гуманизм философии Ренессанса заключается в том, что человек в нем рассматривается в единстве со всем миром. Человек считался микрокосмом, в котором содержится макрокосм, то есть весь мир, и потому человек ему подобен. А поскольку философы Возрождения считали, что весь мир – это и есть Бог, то значит, в человеке также содержится Бог. Это было сформулировано еще одним из первых мыслителей Ренессанса
Николаем Кузанским: “Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он – человеческий Бог” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. – Ч. II / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М., 1991. – С. 9).

Вторая черта философии Возрождения – натурализм, то есть внимание к природе. Сыграли в этом роль, конечно, успехи в развитии естественных наук. Потому вместе с человеком природа тоже была объектом пристального внимания мыслителей, многие из них соединяли философскую деятельность с научной, например, Дж. Бруно. Так сложилось, что важнейшим полем боя, на котором происходила битва между старым и новым мировоззрением, была астрономия. Именно к этому времени относится открытие Н. Коперником того, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца, позже подтвержденное Дж. Бруно и Г. Галилеем. Изменения в научной картине мира, предположение о том, что населенных миров, возможно, много, вызывало у философов Возрождения мысли о величии природы. Их взглядом на природу был пантеизм – идея о том, что природа – это и есть Бог, или что Бог растворен в природе.

Еще одна черта философии Ренессанса – рационализм – связана с первыми двумя. Поскольку в ее центре стояли человек как микрокосм и природа как макрокосм, то естественно, что большое внимание в этой философии уделялось разуму человека, с помощью которого он познает природу как единое с собой целое. Мыслители Возрождения отстаивали теорию двойственной истины, в которой обосновывали право человеческого ума на самостоятельные исследования, независимые от авторитета теологии.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия Фомы Аквинского | Взгляды на человека и мир философов Возрождения

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 252; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.