Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общественные теории эпохи Возрождения

Еще одна характерная черта философии Возрождения – наличие большого количества общественных теорий. В них также проявился общий поворот мыслителей Ренессанса от Бога к человеку. Если раньше источником происхождения власти признавался Бог и в соответствии с этим обоснование государственной власти опиралось на теологию, то теперь появилась возможность подкрепления доводами светских взглядов на государство.

Самой значительной теорией государства того времени стала теория Н. Макиавелли (1469–1527). Философ полностью отказался от религиозных представлений и морали в политике. Его учение достаточно цинично. Среди высказываний мыслителя есть такие: “Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть к злу”; “Человеку, который желает при всех обстоятельствах оставаться добропорядочным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добропорядочен” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т. 2. – Симферополь, 1995. – С. 105).

Н. Макиавелли считал, что люди всегда дурны, если их не вынудит к добру необходимость. Из таких взглядов на психологию человека он вывел свою теорию государства и права, согласно которой они должны быть основаны на силе. Философ обосновывал теорию светского государства, противопоставляя право религии и морали. Взгляды на то, каким должен быть правитель, изложены в его наиболее известной книге “Государь”. Н. Макиавелли считал, что политик должен соединять в себе льва и лисицу, кнут и пряник. Еще одно его характерное высказывание: “Если государь пытается искоренить лесть, он рискует навлечь на себя презрение” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т. 2 – Симферополь, 1995. – С. 109).

Из своей уверенности в том, что людей вынуждают быть хорошими лишь затруднительные обстоятельства, мыслитель делал вывод, что нужно им эти обстоятельства создавать: “Хорошие примеры порождаются хорошим воспитанием, хорошее воспитание – хорошими законами, а хорошие законы – теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются” (Цит. по: Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение: В 2 т. – Т. 2 – Симферополь, 1995. – С. 107). Н. Макиавелли считал, что судьба распоряжается лишь половиной наших поступков, а половиной – мы. Лучше всего это удается тому, кто идет в ногу со временами. Но таких мудрецов, по мнению философа, мало, и потому судьба распоряжается людьми, держа их под своим гнетом.

Кроме учений, которые обосновывали крепкую светскую государственную власть (что было вполне естественным в период преодоления феодальной раздробленности), эпоха Возрождения породила много учений, на первый взгляд противоположных взглядам Н. Макиавелли, – социальных утопий. Один из авторов такой утопии, Т. Кампанелла, даже остро критиковал Н. Макиавелли. Но в действительности это тот случай, когда противоположности сходятся. Сами авторы этих утопий, к сожалению, не понимали, что идеализируют несвободу человека, регламентацию государством всех проявлений личности, то есть это – та же тирания, только еще худшая, поскольку прикрывается лозунгами общего равенства.

“Утопия” (греч. у – частица отрицания, topos – место) – название произведения английского философа и юриста Т. Мора (1478–1535). И это название стало нарицательным. В нем изображена модель “идеального государства”. Основными чертами государственного строя в Утопии являются антииндивидуализм, коллективизм, отмена частной собственности и обязательный общий труд. Законов мало, наказание за преступления – общественные работы. Денег нет, из золота изготовляются наручники, кандалы и т. п. Несмотря на то, что Т. Мор был убежденным католиком, в его Утопии – широкая веротерпимость. Выборность власти распространяется и на священников.

В “Городе Солнца”, произведении итальянского мыслителя Т. Кампанеллы (1568–1639), “идеальное государство” приобретает еще более тоталитарные черты. У жителей Города Солнца, который находится на острове, ячейкой общества выступает не семья, а производственная бригада. Там господствует аскетизм, суровая регламентация одежды, жилья, еды, жители города везде ходят строем. Немногочисленные законы, которые предписывают островитянам именно такую жизнь, прибиты у входа в столовую.

Таким образом, социальные утопии Возрождения – это словно продолжение традиций “Государства” Платона по обезличиванию человека. Против учения Т. Мора выступал его современник М. Нострадамус, который предвидел, что в будущем “закон Мора” будет воплощен в жизнь во многих странах, хотя впоследствии постепенно угаснет.

Преодоление наивного антропоцентризма
в философии М. де Монтеня

Французского философа М. де Монтеня (1533–1592) называют иногда последним гуманистом – конечно, не в том смысле, что он был последним гуманным человеком, а в том, что он был последним из философов Возрождения, которых называли гуманистами за большое внимание к человеческой личности. Но М. де Монтень очень сильно от них отличается.

Как мыслитель он сформировался в конце эпохи Возрождения. Ему были хорошо известны антропоцентристские традиции этой
философии. Несмотря на это, мыслитель в своем единственном
произведении “Опыты” (так дословно переводится с французского слово “эссе”) этот антропоцентризм решительно отбрасывает. М. Де Монтень не верит ни в то, что весь мир, Солнце, звезды и т. д. созданы для человека, ни в то, что человек – венец творения. Он считает, что Бог не мог поставить управлять Вселенной существо, которое не может даже управлять собой, и потому человек такой же, как и другие животные, не лучше и не хуже.

Философ считал, что человек не способен сам познать истину. Природу он не может познать из-за противоречивости и изменчивости всех явлений, а также из-за несовершенства своих органов чувств, область морали – из-за ее относительности. Мыслитель сделал вывод, что мир непознаваем.

Но в отличие от других скептиков и агностиков, для М. де Монтеня это не конечная цель его философии, а точка, которую нужно преодолеть. Для этого он пытается найти еще один объект познания – самого себя: “Тот предмет, который я изучаю больше всего другого, – это я сам” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 572). Он понимает, что человек проявляется лишь по отношению к другим, но это отношение для него сугубо негативное: “Люди не видят моего сердца, они видят лишь одетую мной маску” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 20). Отсюда готовность философа углубиться в себя, но и таким образом познать себя невозможно – в каждое мгновение личность разная.

Но оказывается, что, несмотря на кажущийся скептицизм, М. де Монтень в действительности имеет очень крепкие убеждения. В любом случае, невозможно быть добродетельным для самого себя, потому мир “других” все же лучше. Все наши качества, хорошие и плохие, проявляются лишь по отношению к другим. Кратко этику философа можно передать такими его словами: “Я жестоко ненавижу жестокость, наихудший из пороков” (Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 246). Отсюда его идеал – идти в мир, утверждая добро, “довериться природе” и таким образом “улучшать несовершенное состояние” человека.

Таким образом, он возвращается к гуманизму, причем возвращается на более высоком уровне. Отличие философии М. де Монтеня от “традиционной” философии Возрождения в том, что, во-первых, если “традиционные” гуманисты утверждают, что человек – “изна­чально прекраснейший, благороднейший, мудрейший, сильнейший, и, наконец, могущественнейший”, то М. де Монтень считает, что для достижения совершенства человеку необходимо прикладывать постоянные усилия; во-вторых, если нравственные трактаты Ренессанса построены на убеждении читателя и доказательствах определенных истин, то автор “Опытов” ничего не доказывает, а призывает читателя искать истину вместе с ним.

Эти различия очень существенны. Миро- (или Бого-) подобие человеку не дано, а лишь задано. И искать ответ на вопрос, как достичь совершенства, каждый может лишь самостоятельно. В целом идеи гуманистов Возрождения существенно повлияли на последующее формирование философской антропологии, то есть учения о человеке.

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НОВОГО ВРЕМЕНИ


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Взгляды на человека и мир философов Возрождения | Общая характеристика философии Нового времени. Механико-материалистическая картина мира

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 234; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.