Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Сущность диалектики, этапы ее становления. Диалектика и метафизика

Диалектика есть полное, всестороннее и глубокое учение о развитии, его коренное теоретическое основание. Это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития.

Диалектика необходима для понимания этих всеобщих связей бытия и мышления. Но диалектическое мышление не является прирожденной способностью человека. Это – достижение культуры, требующее освоения. Владение диалектикой, умение диалектически объяснять самые разные явления предполагают не только знание теоретических положений, но и навык, тренировку.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира, что требует глубоко изучения всех элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Под диалектикой прежде всего имеют в виду учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.

Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуется как стихийная и наивная диалектика. Но она понималась по-разному. Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть, прежде всего, на “диалектику вещей”, на объективную диалектику. По Гераклиту, мир, природа находятся в беспрерывном изменении, развитии. Все течет, все изменяется. Источником развития является борьба противоположных начал. Первовещество природы – огонь; такой выбор огня не случаен, он обусловлен не столько астрономическими представлениями, сколько взглядам философа на характер жизни природы. По Гераклиту, мир, или природа, находятся в беспрерывном процессе изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению, наиболее подвижен именно огонь: “этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”.

Гераклит развивает взгляд, по которому мир есть не неподвижность, а процесс, при котором всякая вещь и всякое свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Например, холодное становится теплым, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Поэтому нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз уже текут новые воды. В человеческой жизни это превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество: “Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.

Одно и то же – путь вверх и вниз, жизнь и смерть, бодрствование и сон, юность и старость. При этом, по Гераклиту, следует различать самый порядок перехода одной противоположности в другую: “Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля – воды смертью”.

Всеобщность изменения и переход каждого свойства в противоположное делают все качества вещей относительными. Морская вода – чистейшая и вместе с тем грязнейшая; для рыб она питательна и спасительна, для людей – негодна и пагубна. В единстве, всеобщности и непреложности мирового порядка (“логос”) – основа общности и истинности человеческого познания. В. Ленин называл Гераклита одним из основоположников диалектики.

Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о “диалектике понятий”, о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. Г. Гегель создал систему диалектики как теорию и метод познания – на идеалистической основе. Историческое истолкование диалектика получила в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, которые стремились придать ей научный характер.

Противоположным ей методом мышления и познания была метафизика. (Понятие “метафизика” имеет и другое значение – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Традиционным также является понимание метафизики как термина, синонимичного философии). Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия.

Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т. д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: “Кто не с нами, тот против нас”. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей (отсюда – механический материализм, он же метафизический).

Метафизика противоположна диалектике по основным проблемам развития, принципам, законам и категориям. Метафизический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Изменение и развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Причины развития метафизики видят либо во внешнем воздействии одних предметов и другие, либо этой причиной называют сверхъестественную силу, опять-таки извне влияющую на материальный мир.

Метафизические взгляды зародились в античной философии значительно раньше, чем в литературе появился термин “метафизика”. Метафизические идеи развивали, например, Ксенофан, Парменид, Зенон (VI–V вв. до н. э.), пытавшиеся доказать, что бытие едино, неделимо и неподвижно. Также метафизическими являются суждения Платона о неизменных, постоянных идеях, определяющих якобы мир вещей.

Термин “метафизика” в своем первоначальном значении относился лишь к сочинению Аристотеля (то, что идет после физики, науки о природе), затем с первых веков нашей эры словом “метафизика” стали обозначать философские учения о сверхчувственных, разумом постигаемых началах всего существующего. Г. Гегель первым стал употреблять слово “метафизика” в смысле антидиалектики. Метафизические, антидиалектические взгляды получают широкое распространение в естествознании, а затем и в философии XVII–XVIII вв., когда такой метод был исторически оправдан.

Само слово “диалектика” впервые применил Сократ, обозначив им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Этого же понимания диалектики придерживались и софисты, которые развили своего рода отрицательную диалектику, приведя в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров. Создателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или толкования противоположных мнений Аристотель считал Зенона из Элеи, которому принадлежит знаменитое сочинение “Споры”.

Платон понимал под диалектикой знание относительно “сущего” и “истинно сущего”. Свои многочисленные труды он написал в форме диалогов, заключающих в себе образцы античной диалектики. Он рассматривает движение и покой, различие, тождество. Для него каждая вещь является тождественной сама себе и всем иным.

Древнегреческие философы под диалектикой понимали искусство добиваться истины путем раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. Способ взаимного столкновения противоположных мыслей считался лучшим средством обнаружения истины. Платон определял диалектику как умение задавать вопросы и отвечать на них.

Диалектика как искусство спора, как средство раскрытия противоречий в суждениях противника является субъективной диалектикой мышления. При этом совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно, логически мыслить. Законы элементарной логики (науки о правильном мышлении) были сформулированы виднейшим древнегреческим философом Аристотелем. Аристотель развил диалектику дальше, выдвинув проблему многообразия причинных связей. Известно его учение о четырех причинах: материальной, формальной, движущей и целевой:

1) то, из чего что-либо возникает (материя, субстрат), – материальная причина;

2) сущность, в силу которой вещь такая, а не другая, – формаль­ная причина;

3) начало движения – движущая причина;

4) то, ради чего что-либо осуществляется, – целевая причина.

Аристотель предложил свое рассмотрение диалектики формы и содержания (материи). Вещь – это единство формы и материи, где форма активна, а материя – пассивна. Форма – это вид, которую принимает вещь, она обуславливает многообразие мира и его бытие.

Диалектика характерна и для древневосточной философии. Так, в “Упанишадах” любое явление рассматривается в движении и противоположностях. Брахман имеет два облика: телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный. Атман – это тело и индивидуальная душа. Брахман и атман взаимосвязаны (“Все есть Брахман, а Брахман есть атман” – утверждается в “Упани­шадах”). Учение о Дао в даосизме очень похоже на учение Гераклита о Логосе. Дао – это “жизненный путь”, закон природы. Это естественный вечный закон возникновения и развития мира, единство, гармония Ян и Инь. Много ценных диалектических мыслей высказывается философами Востока в их концепциях, посвященных самопознанию и самосовершенствованию человека, прежде всего в философии буддизма, йоги, конфуцианства и др.

Как и в философии античного мира, в философии Востока встречается метафизический метод.

Остановщиками природы называл Аристотель представителей Элейской школы Парменида и Мелисса с их последователями, так как они отрицали движение природы. Для них бытие являлось “единым и неподвижным”. В Древнем Китае против диалектики бытия выступили Мэн-цзы и Сюнь-цзы, для которых вещь не предстает в единстве противоположностей, человеческая природа от рождения связана либо только с добром (Мэн-цзы), либо со злом (Сюнь-цзы). Конечно, воспитание может переломить человеческую природу, но это означает привнесение в нее культуры.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграл Г. Гегель, сформировавший на основе идеализма основные принципы, законы и категории диалектики.

Он создал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами и явлениями мира. Г. Гегель разработал идеалистическую форму диалектики, он рассматривал диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие “чистой мысли” – абсолютной идеи. Он понимал развитие как самодвижение, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, и, поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием: понятия и категории взаимно переходят друг в друга.

Г. Гегель считал, что диалектика всеобща: “Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики”. Философ ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – процесс. В диалектике Г. Гегеля происходит совпадение диалектики, логики и теории познания.

Итак, диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ленинское определение материи | 

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 243; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.