Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Основные категории диалектики
Единичное, особенное и всеобщее Всякий предмет обладает рядом особых только ему присущих черт. Это категория “единоличное”. Общее – это объективно существующее тождество между предметами, вещами, которое свойственно многим предметам, вещам в рамках конкретной качественной определенности. Промежуточной категорией между единичным и общим является категория “особенное”. Особенное – то, что является общим по отношению к единичному и единичным по отношению к общему. Например, Жучка – собака – животное, Оксана – украинка – человек. В любом предмете единичное и общее находятся в диалектическом единстве, они не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. Диалектика единичного и общего имеет важнейшее значение в общественной жизни. Взять хотя бы такой пример. При социализме имела хождение такая формула: “Незаменимых людей нет”, в которой нивелировалось значение отдельной личности, принижалась ее роль. Вспомним Г. Гейне: “Каждый человек – это мир, который с ним рождается и ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история”. Лучшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Так, в 19 в. поэт-самородок Мирза Шафи писал: Людей незаменимых нет, и все же Мы заменить ушедшего не можем. Тот, кто неповторим, незаменим, А в мире нет людей во всем похожих. Пусть не считался другом он твоим, Пусть не был всех красивей и дороже, Пусть не был он особенно любим, Пусть жизнь свою он незаметно прожил, Но ты еще поймешь, расставшись с ним, Как без него пустынно в мире божьем! Причина и следствие Философские категории “причина” и “следствие” отражают связь между явлениями, при которой одно явление (причина) вызывает другое (следствие). Эта связь называется причинно-следственной, или детерминизмом. Его последовали – детерминисты (Демокрит, Б. Спиноза, Т. Гоббс), а индетерминисты (Дж. Беркли, Д. Юм и др.) отрицают причинную связь. Различаются основные и неосновные причины, главные и неглавные, внутренние и внешние, повод. На том основании, что одно явление предшествует по времени другому, нельзя считать, что это причина. На этой ошибке основаны суеверия, которых у человечества очень много. Как сказал А. Эйнштейн, в этом печальном мире легче расщепить атом, чем преодолеть предубеждения. Суеверие опасно, оно живуче порождает страх у человека. Тристан Бернард призывал: “не будьте суеверны, это приносит несчастье”. Б. Шоу сказал: “Дайте суеверному человеку науку, и он превратит ее в суеверие”. Интересен также вопрос о причинности и целесообразности в природе, что является предметом идеологических споров. Наука доказывает, что она выработана в процессе многовековой эволюции. Противоположная точка зрения – телеология (от греч. telos – цель) – объясняет целесообразность природы мудростью творца, создавшего этот мир и все в нем с определенной целью. Необходимость и случайность Одни философы утверждают, что в мире господствует случайность, другие – необходимость, метафизически отрывая одно от другого. С точки зрения диалектики то явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, сменяются времена года. Необходимость существует и в общественных явлениях. Случайность не обязательна, она может произойти, а может и не произойти, может протекать так, а может иначе, может быть счастливой, а может и не счастливой. Она неустойчива, временна. Какова же их взаимосвязь? Случайность дополняет необходимость, представляет собой форму ее проявления. Необходимость же пробивает себе дорогу через ряд случайностей. Диалектическая связь случайности и необходимости дает возможность понять так называемые динамические и статистические закономерности, которые изучает физика, социальная статистика и т. д. Есть такое выражение: “наука – враг случайности”. С другой стороны, существуют так называемые счастливые открытия. Но наука не может довольствоваться “случайными” открытиями. Ученый работает со знанием дела, упорно ведет исследования, что и приводит его к желаемому результату. Иначе, как писал поэт В. Бабичков: Упало яблоко, задумался мудрец. Но если б на меня с той яблони упали не только яблоки, но даже огурец, – навряд ли что-нибудь вы новое узнали! Необходимость и свобода По этому вопросу в течение столетий шел спор между так называемыми фаталистами (лат. fatalis – роковой), которые верят в неотвратимость судьбы, и волюнтаристами (лат. voluntas – воля), которые приписывают человеческой воле решающую роль в развитии мира. Что же такое свобода и какова ее связь с необходимостью? Еще Ф. Бэкон говорил, что побеждать природу можно лишь повинуясь ей и ее законам. Слепа необходимость, пока она не познана (В. Ленин). Ф. Энгельс писал: “Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей”. Интересен также вопрос о связи свободы с дисциплиной, а так же о существовании абсолютной свободы. Над этим размышляли многие великие умы. Приведём их высказывания. Вольтер: “Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости” и “свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”. Абсолютной свободы (то есть свободы от объективных законов природы и общества) нет. Цицерон: “Мы рабы законов, чтобы быть свободными” и “живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга”. Н. Рерих: “Сознательная дисциплина, – это не есть истинная свобода”. Б. Спиноза: “Свобода это осознанная необходимость”. Даже в любви, как сказал А. Градский: Без свободы нет любви, а любви нет без свободы… Возможность и действительность Возможность – это то, что еще не осуществилось, чего еще нет, но что имеет все основания стать реальным. Действительность же – это то, что существует на самом деле и что вызвано к жизни объективными законами, естественной необходимостью. И возможность, и действительность соответствуют законам природы и общества. Возможности бывают разные: реальные (обусловленные необходимыми связями) и формальные (обусловленные случайными связями); конкретные (для их реализации условия уже существуют) и абстрактные (условия для их реализации могут наступить, но их пока нет). Содержание и форма Содержание – это совокупность элементов предмета, их взаимосвязь друг с другом и окружающей средой. Форма есть внутренняя организация, структура содержания, делающая возможным его существование. Формы бывают разные – внешние и внутренние. Например, в книге – переплет, шифр – внешняя форма, а изложение содержания в виде прозы, поэзии и т. д. – внутренняя форма. Форма и содержание органически взаимосвязаны, форма содержательна, содержание оформлено. Форма оказывает влияние на содержание, но именно содержание определяет форму. Можно привести пример. Содержание лекции – это те главные идеи, которые выражены в ней, то, что она дает слушателям, чем она их вооружает. Но лекция должна быть не только хорошей по содержанию, но и яркой, интересной по форме. Между формой и содержанием могут возникнуть противоречия, так как они являются противоположностями. Форма может устареть, отставать от содержания, а может быть вовсе лишена его. Тогда возникает формализм, который сродни бюрократизму. У формалиста, бюрократа получается, как говорил В. Ленин, нечто формально правильное, а, по сути, издевательство. Необходимо заметить, что человек, обманываясь формой, может “съесть” очень страшное содержание. Любой специалист, знакомый с историей, знает, что нацистская форма – одна из самых красивых в мире. А у современных “качков” пропагандируется культ тела и физического совершенства. Но что у них в голове? Как обстоит дело с духовностью? Сущность и явление В. Ленин писал, что “закон и сущность понятия – однородные (однопорядковые)” Сущность есть выражение внутренней связи объективного мира, она – основа многообразия явлений. Явление же – это обнаружение сущности, внешняя форма ее проявления. “Сущность является, явление существенно”, – отмечал В. Ленин в “Философских тетрадях”. Сущность глубже явления, явление богаче сущности. Сущность и явление чаще всего не совпадают. Отсюда появляется категория “кажимость” или “видимость”. В этой связи можно вспомнить о геоцентрической и гелиоцентрической системе мира в астрономии. “Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, – указывал К. Маркс в “Капитале”, – то всякая наука была бы излишня”. В процессе научного исследования во внутреннее, в сущность мы проникаем через внешнее, через явление. Например, в медицине по симптомам определяют диагноз.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 158; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |