Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




История взглядов на сознание

Материалисты античного мира понимали сознание то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших частиц – атомов. К примеру, Гераклит называл душу сухим огнем, который увлажняется, если человек неумерен в потреблении вина. Для Эпикура душа – это масса тончайших частиц, рассеянных по всему телу. Он сравнивает душу с ветром и теплотой. По Аристотелю, душа неотделима от тела, философ сравнивает сознание с воском, на котором могут оставлять след, отпечатываться соприкасающиеся с ним предметы.

Идеалисты, в частности Платон, понимают сознание как нечто противоположное вещественному, материальному миру. Платон полагает, что человеческая душа до своего соединения с телом обретала в мире идей и трактует человеческое познание как процесс воспоминания: душа должна вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей.

В средние века, когда философия находилась под контролем религии, материалистические представления о сознании не развивались. Сознание в эту эпоху трактовалось как надмировое, божественное начало, которое существует до природы и творит ее. Индивидуальное, человеческое сознание понималось как некая божественная искра.

В Новое время вновь возрождаются и совершенствуются материалистические представления о сознании. Так, французский материалист П. Гольбах заявляет, что душа составляет часть нашего тела и ее можно отличить от него лишь в абстракции.

Р. Декарт предлагает дуалистическую концепцию сознания. Сознание, с его точки зрения, это особая духовная субстанция, принципиально отличная от телесной и не имеющая с ней никаких точек соприкосновения.

Г. Гегель развивает объективно идеалистическую концепцию. За основу бытия он берет абсолютную идею, мировой разум, который “воплощает” себя в различных формах, в том числе и в форме человеческого сознания.

В духе субъективно-идеалистических воззрений Дж. Беркли развивают свои концепции сознания Р. Авенариус и Э. Мах. Последний утверждает, что мир состоит из элементов, но под элементами мира он понимает ощущения субъекта. Таким образом, по Э. Маху, мир есть комплекс человеческих ощущений. Р. Авенариус выдвигает идею принципиальной координации. Материя и сознание находятся в неразрывной связи, принципиальной координации и не могут существовать друг без друга (“без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта”). Причем, сознание, с точки зрения философа, является центральным членом координации, тогда как материя – всего лишь противочленом.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Понятие цели и смысла жизни человека | Материальное и идеальное

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 206; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.