Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Категория «бытие» в философии

(Алексеев, Панин)

Эта категория является исходной в философском осмыслении мира. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием.

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

По способу существование бытие разделяется на 2 мира: 1)материальный природный мир – существует объективно, независимо от воли и сознания людей. 2) внутренний мир человека – существует субъективно.

Этот подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека – он одновременно принадлежит и относится к 2 этим мирам.

Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному, физическому миру, но в то же время все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием, и этим бытие «второй природы», создаваемой человеком, отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек.

Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это внутренний психический мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Объективный дух – такие духовные образования, которые являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества: человеческий язык; все формы общественного сознания: научное знание, религия, мораль, искусство).

Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального); эти уровни – существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие. Эти уровни бытия трактуются иногда как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и «актуальная форма бытия».

Все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, прежде всего – различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, зависимы от нее, вторичны.

Материализм: основная форма бытия – природное бытие.

Субъективный идеализм – субъективное бытие.

Объективный идеализм – объективный дух.

«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию.

В зависимости от того, что кладется в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. Авторы учебника – за материализм.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Возникновение философии. Мифология и философия | Философия и религия

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 206; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.