Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Духовная реальность и проблема идеального

 

(Алексеев, Панин).

Проблема идеального.

Идеальное (И) – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. И. выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем философии.

2 подхода. (Ильенков Э.В.) И. – не тождественно субъективной реальности; это компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. И.- образы, подлежащие опредметчиванию или духовной объективации. И.- то, чего нет в самой природе, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. И.- нравственно-моральные, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах.

Вне человека и помимо человека никакого «И.» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Ильенков, не как отдельный индивид с мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность.

Другой подход к проблеме идеального: Д.И. Дубровский. Существо этого направления – в неразрывной связи «И.» с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Неверно положение, что И. – есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Неверно, будто И. несовместимо со случайным, единичным. Неувязка получается, когда И. связывается главным образом с опредмеченными результатами деятельности. И.- сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа. И. – психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Категория «И.» обозначает специфическое для человека отображение и действие в субъективном плане в отличие от объективных действий, непосредственно производящих изменения в материальных объектах.

И. – есть способность личности иметь информацию в «чистом виде» и оперировать ею во времени. И. – охватывает весь круг явлений субъективной реальности; это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности.

1) Представление о сущности «И.» как субъективной реальности – сенсуалистическая традиция (Локк, Беркли и др.). Слово «идея» понимается ими в широком смысле (все наши перцепции и ощущения, и аффекты и мысли). 2) Более глубокие основания имеет другая традиция – родоначальник ее Платон. Всеобщие нормы культуры существуют в качестве особого объективного мира. Всеобщие формы и все классы, виды неорганической природы и живых существ имели свои идеальные прообразы. Общая для одноименных вещей форма и общие нормы культуры, поведения людей и были названы Платоном «идеями». Идея выступала как общность, целостность. Важное свойство идей (идеального) – совершенство («идеальность»). Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра.

Кант: идея – это что-то необходимое, цель, которую следует ставить себе как прообраз для некоего максимума, стремясь как можно больше приблизить к ней состояние действительности.

Гегель – идею следует рассматривать не только как цель, а так, что все действительное есть лишь постольку, поскольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее.

Современный научный материализм – ограничивает «И.» только областью человеческой культуры, человеческой деятельности.

Маркс – И. – не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Синтетическая философско-конструктивистская концепция «И.»:

Идеальные образования отнюдь не единообразны и не равноценны по своему характеру и назначению. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на 2 типа: а) индивидуализированное «И.»; б) «общественное «И.».

Идеальное может быть: а) когнитивным – идеалы теории, гипотезы; б) аксиологическим – идеалы добра, справедливости, прекрасного.

Итог: Определение понятию «идеальное». И. – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

 

№ 8. Проблема единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм.

 

Каждое философское учение так или иначе сталкивается с проблемой единства мира, выводя его либо из единства материи - тогда это материализм, либо из духовного начала – идеализм. Все это виды монизма, ибо монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположности монизмадуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

1. Главную проблему философии монизмасоставляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии. Разновидностью идеализма является т. н. нейтральный монизм (махизм, эмпириомонизм (Богданов(1873-1928) – мир единый организованный опыт) и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (напр., у Маха(австр., 1838-1916) – из элементов опыта»). Идеалистический монизм сталкивается с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и логике. Метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического монизма до понимания явлений общественной жизни.

Последовательной формой монизма является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития. Согласно этому единому объяснительному принципу, в основе качественного разнообразия явлений природы, общества и человеческого сознания лежит материальная субстанция, развивающаяся материя, т.е. материалистический монизм исходит из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единую концепцию учение о бытии и теорию познания, довести здание материализма «доверху», придать ему действенный характер.

2.Дуализм -это учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.Термин дуализм был введен немецким философом Х.Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель дуализмаДекарт(1596-1650)(хотя он не использовал этот термин), который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке ( физическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологического (гносеология – учение о познании) дуализма, который, в отличие от онтологического (онтология – учение о бытии), исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка(1632 - 1704) и Юма(1711 – 1776) выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологического дуализма развивал Кант(1724-1804), который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внешнего мира законам – в соответствии с априорными формами чувств. созерцания и рассудка.

3. Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализмв онтологии), оснований и форм знания (плюрализмв гносеологии). Термин плюрализм,как и дуализм был предложен немецким философом Вольфом в 1712. Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал (напр., «четырёх стихий» – земли, воды, воздуха и огня). Наука и философия нового времени, стремящиеся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергали плюрализм.

Развитие идеалистической философии в кон. 19 – 20 вв. характеризуется усилением тенденций к плюрализму. При этом гносеологической основой плюралистических концепций выступает релятивизм (абсолютизация условности знаний).Плюрализм находит своё выражение прежде всего в первоанализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни (Ницше(1844-1900)), прагматизме (Джемс(1842 – 1910)), экзистенциализме, «критической» онтологии Н.Гартмана(нем., 1882-1950). Превращение плюрализма в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений западной философии, как, например, конвенционализм А.Пуанкаре(1854-1912, в основе естественно-научных теорий лежат соглашения/условности), критический рационализм К. Поппера(р.1902) и его учеников, называемый ими «теоретическим плюрализмом». Плюрализмв гносеологии и методологии науки, отстаивая представление о множественности истин, абсолютизирует существование конкурирующих друг с другом концепций, многовариантность развития современного теоретического знания.

Кроме того, в современной западной социологии и политологии плюрализм выступает как методологическая ориентация и представлен в ряде концепций, например, в теории политического плюрализма, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие общественных групп, свободную игру политических сил. При этом социально-политические структуры и принципы функционирования плюралистической буржуазной демократии рассматриваются в качестве универсальной модели.

 

№ 9. Категория развития в философии. Многообразие концепций развития.

Развитие - качественное преобразование (в отличии от эволюции). Развитие может идти по направлению от менее совершенного к более совершенному – прогресс, или наоборот – регресс. Их признаки: прогресс– там, где новая система способна осуществлять задачи и функции, недоступные старой системе, регресс- наоборот. Часто новая система в одном прогрессивна, а в другом регрессивна. Лишь когда новое способно воспроизводить все функции старого + часть ранее не осуществимых функций – прогресс. Развитие выступает как порождение нового старым, как переход возможностей в действительность. Связь нового со старым фиксируется категориями отрицания, преемственности и новизны. Преемственность состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы. Новизна выступает как появление ранее не существовавших свойств, событий, процессов. Отрицание есть единство преемственности и новизны.

Но много споров – всегда ли вместе преемственность и новизна, или что-то из них может отсутствовать? На полном отсутствии новизны настаивали элеаты (Парменид, Зенон) , им представлялось в принципе парадоксальным возникновение нового. Нередко не признается и наличие преемственности, ex: постпозитивист Кун- "новая теория не соизмерима со старой, то и дело политики стремятся построить общество, которое не имело бы ничего общего со своим предшественником. Строго говоря , пока нет данных , которые бы подтвердили тезисы абсолютной преемственности и новизны." - могут привести к экстремизму в политике и культуре. По Алексееву – 8 моделей развития.

1. Рационалистская модель. (Гегель, Кант, Фихте). Разные аспекты развития, сочетаясь друг с другом – образуют процесс развития (линии развития). В своей диалектике Гегеля попытался представить развитие как двойное отрицание – новое сначала существенно отличается от старого, а затем приближается к нему, воспроизводя его на ранее существовавшей основе (стебель – из зерен, на нем - зерна). Но данные науки говорят, что развитие необязательно идет по Гегелю. Отрицание отрицания хар-но только при прогрессивной линии развития и то при условии наличия цикличности. Но наряду с прогрессом есть и регресс, а с цикличностью еще и поступательность (ex: свекла).

2. Градуалистская. - Спенсер (1820 – 1903) /"Гипотеза развития" - формула эволюции: движение идет по линии наименьшего сопротивления/ отрицает скачки – только постепенное изменение в ходе приспособления к окружающим факторам.

3. Эмерджизм.(Морган) – Возникновение нового несводимо к исходному/ признается: 1)взрывообразный скачок, 2) новое – результат внутренней творческой силы, 3)Более высокие ступени развития могут быть предсказаны.

4. Натуралистская концепция естественных материалистов.(2 половина 19 в) - Дарвин – концепция эволюции-приспособления, где возможны мутации. Но в целом Дарвин ограничивался биологией и развитие у него было частнонаучным понятием, а не общефилософским развитием.

5. Антропологическая.(Сартр) Упрекала науку за ее бездуховность и уничтожение духовного в человеке и за "приписывание" диалектики природе. Хотя значение науки не отрицалось. Сартр (экзистенционалист – от учения о человеческом существовании как нерасчлененной целостности объекта и субъекта) – в природе механистичность, это сфера действия аналитического разума, диалектика же в человеческом духе и его противоречном динамизме.

6. Равновесно-интеграционная.(складывается с 17 в целях объяснения общества – Ле Дантек, Уорд). Идея – представление об обществе как равновесной системе. (сначала уподобляется 3-му закону Ньютона – о равенстве и противоположной направленности действия двух тел друг на друга.) Потом как живой организм. Теория равновесия: 1)Равновесие абсолютно (как преобладающее состояние), 2)Р. – лишено противоречий – это положительное состояние, 3)Нарушение Р. происходит под влиянием главным образом внешних сил, 4) Преодоление противоречий – за счет приспособления к внешней среде (нейтрализация противоречий и новое Р.), 5)Развитие идет по формуле : Р. – Неравновесие – Р.

7. Теория конфликта.– Источник развития - конфликт наций, поколений… Дарендорф – конфликт неотвратим. Козер – конфликт позитивен, т.к. может укрепить основы интеграции с-мы и ее приспособляемость. Развитие идет по формуле: Конфликт – Равновесие – Конфликт (маоистская интерпретация: Раскол –Равновесие -Раскол).

8. Диалектико-материалистический. Маркс и Энгельс – спиралевидное развитие, где возможна революция. Развитие - за счет внутренних импульсов. Признают неразрывность всех сторон явления.

9. Политизированный.Ленин, Сталин – то же что и 8., где количество переходит в качество (за счет этого развития) и необходима постоянная борьба для развития.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия и религия | Вопрос 10. Понятие и законы диалектики

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 274; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.