Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 13. Материализм и идеализм как философско-мировоззренческие позиции

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материального. Хотя идеализм возник более 2,5 тысяч лет назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века.

В философском смысле идеализм означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности.

При всем единстве идеалистического мировоззрения в решении основного вопроса философии внутри него надо различать две главные формы: объективную и субъективную. Для объективного идеализма характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для субъективного идеализма неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Исторический прообраз объективного идеализма можно усмотреть уже в религиозно-философских построениях упанишад (материальный мир – покрывало майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала – брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековье его представлял схоластический реализм, в новое время – Лейбниц, Шеллинг, Гегель.

Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Беркли и Юма.

Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных вариантов идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм).

Идеализм имеет свои глубокие социальные и гносеологические корни. Историческими истоками идеализма являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологической основой идеализма становится сама возможность абстрактного мышления. По своему происхождению и на всех ступенях развития идеализм тесно связан с религией. По сути дела идеализм возник как концептуальное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским обоснованием религиозной веры.

Расцвета достиг в немецкой классической философии (конец 18-первая половина 19 вв.), обосновавшей идеалистическую диалектику. Формы идеализма в философии 20 в. – феноменология, прагматизм, персонализм, экзистенциализм, неопозитивизм характеризуются интересом к традиционным общим проблемам (бытия и знания, времени и вечности, логики и языка), обращением к религиозным и мифологизированным формам мышления. Доминирующий интерес к языку как форме выражения бытия и человеческого существования.

Материализм – философское направление, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение – объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

Слово «материализм» начали употреблять в 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р.Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления идеализму. Точное определение материализму впервые дали К.Маркс и Ф.Энгельс.

Выделяются два периода в развитии материализма: домарксистский и марксистский. Основных форм материализма три:

1. Наивный (или стихийный) у древних греков и римлян;

2. Метафизический (или механический) в философии 17-18 вв.;

3. Диалектический (марксистский).

Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая в первую очередь методом мышления.

Борьба материализма с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные материалистические учения (Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах) выступали как атеистические учения. В 17-18 вв. развертывается борьба между вновь возникающими системами материализма и идеализма (Гоббс против Декарта; Беркли против материализма вообще; франц. материализм 18 в. против Беркли; Гегель против франц. материализма 18 в. и др.).

Соединение материализма с диалектикой было проведено К.Марксом и Ф.Энгельсом. Для диалектического и исторического материализма характерны объективность рассмотрения любых вещей и явлений; системность анализа изучаемого предмета, диалектическая гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного и социального познания с материей, природой, общественным бытием, материальной основой общества. Один из основных источников диалектического и исторического материализма – неразрывная связь теории с общественной практикой, благодаря чему открывается возможность не только объяснить мир, но и коренным образом преобразовать его.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 11. Идея прогресса. Критерии прогрессивного развития | Вопрос 14. Категория «сознание» в философии. Сущность и происхождение сознания

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 355; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.