Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Античная философия досократовского периода

Ионийские материалисты объясняли явления природы, исходя из признания единого материального начала. Этим единым материальным началом они считали либо воду (Фалес), либо «неопределенную материю» (Анаксимандр), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит Эфесский).

Фалес (ок. 624 – 547 гг. до н.э.) много сделал для развития математических, астрономических, метеорологичеких и физических знаний. Он по справедливости снискал себе славу одного из «семи мудрецов» древней Греции. Изучив приемы измерения площадей, применявшиеся в Египте, Фалес построил элементарную геометрию; опираясь на астрономические знания вавилонян, он положил начало древнегреческой астрономии и прославился предсказанием полного солнечного затмения. Все возникает из воды и все в нее превращается, говорил Фалес. Учение Фалеса о воде как о первовеществе восходит к более древним представлениям греков, а также египтян и других народов Востока. Фалес отличал душу от тела, но и ее считал материальной. Душа, с его точки зрения, - это движущее начало всех явлений природы. Учение Фалеса о воде, как о бесконечно движущейся материи, как первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они возвращаются, является ярким первоначальным наброском материалистического понимания перехода материи из одного состояния в другое.

Анаксимандру (ок. 610 – 546 гг. до н.э.) принадлежит древнейшая, из известных нам, догадка о множественности миров и попытка дать естественнонаучное объяснение развития животных. Он полагал, что животные рождаются из влаги под действие солнечных лучей: первые животные обитали в воде и были покрыты чешуей, затем некоторые виды вышли на сушу, изменили образ жизни и внешний вид; человек произошел от рыбы. Анаксимандр ввел в употребление солнечные часы и гномон (астрономический инструмент), сделал модель небесной сферы и составил первую в Греции географическую карту. Дальнейший шаг в развитии материализма сделал ученик Фалеса Анаксимандр. Единой и вечной первоосновой природных явлений он считал апейрон (неопределенную и беспредельную материю). Это понятие материи лишено уже той чувственной конкретности, которая присуща первовеществу в учении Фалеса. Процесс возникновения и уничтожения отдельных вещей, согласно Анаксимандру, протекает с необходимостью. Из апейрона выделяются заключенные в нем противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и образуются все вещи. В этих высказываниях заключалась догадка о диалектике единого и множественного. Из апейрона возникает и гибнет бесчисленное количество миров. Погибают они по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Боги не принимают никакого участия ни в возникновении, ни в развитии, ни в уничтожении бесчисленных миров единой и бесконечной вселенной.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) впервые стал проводить различие между планетами и звездами. Анаксимен объяснял вечное изменение явлений природы сгущением и разряжением воздуха. Разрежаясь воздух становится огнем, сгущаясь же превращается в ветер, затем в облако, далее – в воду, землю и, наконец, в камни. Боги возникли из материального первоначала – воздуха. Все космические изменения объясняются не вмешательством богов, а движением материи.

Гераклит (ок. 530 – 470 гг. до н.э.) принадлежал к аристократическому роду Кодридов, представители которого являлись басилевсами (правителями) Эфеса. По сохранившимся сведениям звание басилевса Гераклит уступил своему брату. Из сочинения «О природе» сохранилось 130 фрагментов.

Единой и всеобщей основой всех явлений природы, их материальным первоначалом Гераклит считал огонь. Изменения природы в направлении: земля, вода, воздух, огонь – Гераклит называл «путем вверх», в обратном направлении «путем вниз». Гераклит учил, что все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Стихийная диалектика выступает и в догадках Гераклита о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об «обмене противоположностей», и их борьбе. «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». Гераклит боролся как против тех древних мыслителей, которые отрицали наличие противоположностей в природе, так и против тех, которые признавали противоположности, но отрицали их взаимосвязь между противоположными явлениями. Одну из сторон стихийной диалектики Гераклита составляло признание конкретности истины, ее зависимости от определенных условий. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком», «Ослы золоту предпочтут солому». Закономерность расхождения, борьбы и соединения противоположностей Гераклит называл «всеобщим логосом».

Считая предметом знания космос, материальный мир, природу,Гераклит говорил, что природа познается посредством чувств; важное значение в познании действительности он придавал мышлению. Простое накопление фактов недостаточно, необходимо разумное познание космоса, его изучение на основе увиденного, услышанного.

Пифагор и пифагореизм

Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584 - 500 гг. до н.э. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги :

- "О воспитании";

- "О делах общины";

- "О природе".

Ему приписывается и ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой. Последователи Пифагора объединились в пифагорейский союз, имевший свои отделения в ряде городов Южной Италии. В начале V в. до н.э. этот союз был разгромлен демократией.

Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел дальше. Он исследует взаимоотношение чисел. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Гноссеология. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двойка означала противоположность, различие. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура), куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число , на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер и является исторически первой попыткой (за искл. Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами ( как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души ( и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам. Пифагор выдвинул реакционное учение о порядке под которым понимал власть аристократов.

Мораль у Пифагора была обоснованием определенной "социальной гармонии", опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим философским направлением в античной Греции. Математическая проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

С учением о числах было связано их учение о том, что все вещи состоят из противоположностей: предел - беспредельное, чет - нечет, единство - множество, правое - левое, мужское - женское и т.д. Основное значение имели противоположность "предел - беспредельное". Предел - это огонь, беспредельное - воздух (пустота). Мир душит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха. Это древнейшее положение натурфилософии пифагорейцев первоначально было связано с представлением о материальном первовеществе; в дальнейшем эта связь была утрачена, осталась одна мистика чисел.

Пифагорейские противоположности не переходят одна в другую и в этом сказывается пифагорейский дуализм.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Проблемы и школы | 

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 248; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.