Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия эпохи эллинизма: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм

Скептицизм – основатель Пиррон /365-275 гг./. Для античного скептицизма характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от решительных и окончательных высказываний, от предпочтения одного из двух противоречащих друг другу, но, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.

Философ по Пиррону тот, кто стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Единственный подобающий философу способ отношения к вещам должен состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Но воздержание от таких суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: он просто не придает своему образу мыслей и действиям значения безусловно истинных.

Тимон /320-230 гг. / – ученик Пиррона. В теории познания развивал положение Пиррона о различие между вещью, как она существует сама по себе, и способом, каким она открывается чувствам человека.

Энесидем – ему видимо принадлежит формулировка первых 10 т.н. тропов, т.е. поворотов или аргументов, направленных против всех суждений о реальности, которые основываются на непосредственных впечатлениях.

Агриппа – еще 5 новых "тропов".

Секст Эмпирик – примерно 2 в. н.э. – один из наиболее осведомленных и обстоятельных писателей позднего скептицизма.

Эпикуреизм – Эпикур /341-270 гг./ Для него философия – главное и основное средство достижения человеком наиболее /по возможности/ счастливой жизни.

Каноника – теория познания – в основе лежало учение о критериях, или канонах, истины. Главный критерий – в непосредственно данных нам ощущениях. Разум полностью зависим от ощущений, он опирается на них. Ощущения внеразумны в том смысле, что разум не может ничего от себя привнести к ощущениям, ни опровергнуть ощущения. Они независимы и от памяти.

Вторичные критерии истины – предвосхищение, претерпевание, образный бросок мысли /умение многое выводить через немногое, умение обобщать/.

Поскольку Эпикур полагал чувства непогрешимыми, то ошибки в познании он объяснял не обманчивостью чувств, а тем, что мы неправильно судим о данных нам ощущениях. Чувства не ошибаются – ошибается разум.

Физика – для Э. Здесь важно одно – доказать то, что каковыми бы ни были причины природных явлений, они все являются естественными. Для него важно то, чтобы при объяснении не прибегали к вымышленным божественным силам. Здесь Э. резко противопоставляет науку и мифологию – мировоззрение Э. антимифологично.

Согласно Э., существуют лишь тела, пустота и свойства тел: постоянные и преходящие. Сами тела или простые или сложные, при этом сложные тела состоят из простых, простые же тела просты, потому что неделимы. Они атомы. Атомы разнятся друг от друга величиной, формой и весом. Величина атома ограничена, атом не может быть зрим.

Э. доказывает беспредельность тел во вселенной беспредельностью числа в ней атомов, а так как на каждый мир затрачивается конечное число атомов, то доказывается и беспредельность миров во Вселенной.

Э. резко различает пространство и время. Пространство как пустота - вместилище, одно из начал; время же случайное свойство вещей, которое мы искусственно выделяем из смены дня и ночи, из движения и покоя.

Психология: душа телесна, состоит из особого рода атомов, подобных атомам воздуха и огня. Ум – уплотнение души, находится в сердце.

Атеизм: обыденные представления о богах Э; считает нечестивыми. Думать, что боги озабочены тем, что происходит в мире, значит отрицать, что они блаженны, и приписывать им такие человеческие состояния, как гнев, страх, милость.

Этика: цель этики как науки о поведении людей среди себе подобных – научить людей быть счастливыми. Э. исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в 3 видах страха: перед смертью, богами и перед небесными явлениями.

Э. допускает лишь естественные и необходимые потребности, потребности же хотя бы и естественные, но не необходимые, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения.

В отличие от скептика эпикуреец имеет прочные и продуманные убеждения: в отличие от стоика – он не бесстрастен.

Общество и речь; общество возникло искусственно – из договора, заключенного между собой первоначально как бы атомарными людьми, т.е. жившими уединенно. Эта договор о взаимной пользе и цель его не причинять друг другувреда и не терпеть вреда от друг друга.

Справедливость – в пользе, которую люди получают от взаимного общения друг с другом. Речь – также продукт соглашения между людьми.

Стоики. Главные представители этой школы 4-3 вв. до н. э. – Зенон и Хрисипп. Место и роль наук: логика – ограда, физика – плодоносная почва, этика – ее плоды. Главная задача философии – в этике. Жить надо сообразно природе, счастье – в свободе от страстей, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой.

В мире имеются лишь тела различной плотности. Воистину существуют только тела, истинное же бестелесно и не существует, это только высказывание.

Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует. Признание 4 категорий: субстрат – сущее; качество; состояние; относительное состояние.

Ученики Хрисиппа – Зенон и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона, Панэтий с Родоса. Римский стоицизм – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Общая характеристика и особенности философии Средневековья

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 203; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.