Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философские взгляды Фейербаха

«Мое учение или воззрение м.б. ... выражено

в двух словах: природа и человек»

Л. Фейербах стал первым немецким философом, который подверг развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций. Судьба распорядилась так, что начало творческого пути Фейербаха было неразрывно связано с философией Гегеля, он даже примыкал к леворадикальной группе его сторонников - младогегельянцев. Но, уже в 1839 году Фейербах выпустил работу «К критике философии Гегеля», которая положила начало разрыва Ф. со сторонниками Гегеля и переходит на рельсы материализма и атеизма. Начиная с этого момента главным делом жизни Ф. становиться непримиримая борьба против религии. Реальная причина религии в природе человека, в условиях его жизни. Анализируя исходные посылки Гегелевской философии, Ф. сделал вывод о ее родстве с богословием и заявил, что она является рациональным оплотом теологии. « Кто не отказывается от философии Гегеля, - писал Ф.,- тот не отказывается и от теологии. Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом.» Критика Ф. философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. По мнению Ф , религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни. Они возникают в результате отчуждения, объективирования, т.е. абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Наиболее общими свойствами человеческого рода являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог. Так, в сознании осуществляется переворачивание действительных отношений. Говоря иначе, Ф. стремиться с помощью материалистического мировоззрения возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства. Но при обосновании материалистического мировоззрения Ф. отказывается от термина «материя», заменяя его термином «природа».

Натурализм в философских системах может принимать космический характер. Так было в философии античности и эпохи Возрождения. Натурализм в системе Ф. носит антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Философское учение Ф. является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Ф. отвергал подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу как духовное существо.. Ф. стремиться по-новому осмыслить понятие субъекта. Субъект в системе Ф. - это не познающее мышление и не «абсолютный дух» , «мировой разум», а реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Ф. стремиться реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм.»Я» у Ф. - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек обладающий телом и мыслящий головой, реальное существо со всеми пространственно - временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

Важнейшей характеристикой субъекта в системе Ф. является чувственность. Чувственность - это синтетическая обобщающая характеристика антропологических свойств « природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Однако Ф. не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и др. человека. «Идеализм прав, - писал он - в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из «Я», без чувственного данного «Ты». Идеи возникают только из обобщения между людьми, только из разговора человека с человеком». Т.о., чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого обобщения и осуществляется, по Ф.., реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого обобщения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих субъективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей.

Итак, субъект, по замыслам Ф., - это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Однако, в теории познания такая трактовка субъекта остается нереализованной. В решении конкретных проблем теории познания Ф. стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания, по Ф., является ощущение. Источник же ощущений заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление. Критерием истины тех или иных научных суждений Ф. считал согласия с ним большинства людей. «Истинно то, что соответствует сущности рода. Ложно то, что ему противоречит».

№69. Марксистская философия: основные идеи, этапы развития, представители.

Марксизм создан ( если кто не знает J ) Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом ( 1820-1895 ).

Основные теоретические источники учения М. - немецкая классическая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм. Марксизм является синтезом диалектического материализма, политэкономии и научного коммунизма. Общей методологической основой М. является диалектический и исторический материализм. По утверждению классиков М. их новая философская теория была призвана способствовать материалистическому пониманию истории и социально-экономических отношений, и способствовать освобождению пролетариата, каковые задачи принципиально отличают М. от идеализма и созерцательности других философских систем.

Этапы:М. и его философия возникли в 40-х гг. 19 в. и явилась составной частью социально-политическим и экономическим развитием западного общества. М. опирался на идеалистическую диалектику Гегеля (идея исторического развития, основанного на принципе противоречия), материализм Фейербаха, бурж. политэкономию (А. Смит), труды социалистов-утопистов (Сен-Симон). Основал марксизм Карл Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом ( повторяю для тупых J ).

После смерти основоположников наиболее выдающиеся их последователи была продолжена разработка основных положений М. проводилась активная пропаганда нового учения в различных странах (Меринг, Лабриола, Лафарг, Плеханов), активно критиковалась буржуазная философия.

3 этап развития связан с В.И. Лениным, который развивал диамат на основе анализа реалий современной ему эпохи. Особая заслуга В.И. в развитии теории познания М. (раскрыл диалектический характер процесса познания). Выдвинул идею о бесконечности материи. Особое внимание он уделил применению диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Ленин разрабатывал проблемы общественного бытия и общественного сознания, проблему формаций, классов, гос. и нац. отношений, развивал теорию социалистической революции.

4 этап можно охарактеризовать как "вульгаризированный марксизм" Главный представитель - товарищ Сталин J

5 этап начался XX съездом. В 50-х гг. началось формирование целого ряда новых исследовательских направлений в М. (этика, эстетика, философия естествознания, социология). Но в целом М. на этом этапе был задавлен командно-административной системой

6 этап - то что осталось от М. после Перестройки на сегодняшний день.

М. исходит из признания материальности мира, объективного характера законов развития этого мира, возможности познания этих самых законов и использования упомянутого знания людьми в процессе жизнедеятельности означенных людей. Коренным теоретическим основанием М. считается диалектический материализм. С ним неразрывно связана социальная философия марксизма - исторический материализм.

Диамат исходит из признания первичности материи и производности сознания. Материя есть объективная реальность, она вечна и бесконечна. Движение есть универсальный способ существования материи. Мир есть бесконечное разнообразие форм, но мир является единым целым, поскольку всё бесконечное многообразие форм есть только различные разновидности движущейся материи. Каждая форма материи существует в пространстве и времени. В человеческом обществе существует социальная форма движения материи. Психика и сознание есть особое свойство движущейся высокоорганизованной материи. Сознание - это функция человеческого мозга, отражение объективного мира. Процесс познавания мира человеком находится в непосредственной связи с межчеловеческими отношениями и трудовой деятельностью. Идеальное - есть только продукт деятельности мозга, отражение (образ) материального мира.

Основа теории познания М. - практика, которая является как методом, так и целью познания. Познание рассматривается как социальный и исторический процесс, обусловленный уровнем развития человеческого общества (способом материального производства). Познание есть движение от незнания к знанию, процесс развития истины от исходных форм познания (ощущения и т.п.) к научному познанию.

Основные формы существования материи - движение, пространство и время. Основное свойство материи - отражение. Причина изменения материи (её движение) есть взаимодействие различных моментов внутри предмета и предметов между собой (борьба противоположностей). Соответственно через основное свойство материи (отражение) выражаются эти причины. Каждый объект внутренне противоречив и объединяет в себе различные противоположности (единство противоположностей). Следствием борьбы противоположностей в материи является то, что процесс развития может быть одновременно и революционным и эволюционным.

Различные категории диалектики находятся в неразрывной связи с её законами. Основные законы : переход количественного в качественное, единство и борьба противоположностей.

Истмат является распространением идей диамата на область общественных явлений. В соответствии с этими законами: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Общественные отношения определяют идеологические отношения. Базис общества - производственные отношения, всё остальное - надстройка. Смена эпох в истории человечества (движение материи) есть смена типов общественных отношений и способа производства. В основе смены способов пр-ва лежит принцип борьбы противоположностей (противоречий), заложенных в каждый тип. Изменение может быть революционное и эволюционное. Причина изменений - труд человека. Человек отличается от животного сознанием, соответственно труд есть сознательная деятельность. Трудовая деятельность есть сущность истории. Смена общ-экон. формаций - основа развития общества. Ну и последний этап ( и наивысший) - коммунизм. Коммунистическое общество развивается свободно и совершенно беззаконно J

Важнейшие работы Маркса: "Капитал", "Святое семейство", "Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология".

Энгельса: "Святое семейство", "Происхождение семьи, частной собственности и государства"

Ленина: "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "развитие капитализма в России", "Империализм, как высшая стадия капитализма".

 

№70. Марксистское учение о человеке и обществе.

 

Вообще этот вопрос и так все должны знать J

М. подходит к проблеме человека на основе диалектико-материалистического монизма ( напомню, что монизм исходит из представления о единой основе мира, в противоположность дуализму ). Исходное положение понимания человека М. является представление его как продукта и субъекта общественной и трудовой деятельности. "Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений", говорили великие теоретики. При понимании человека М. предполагает выявление социальной сущности духовного мира человека, его сознания, психологии, форм практической деятельности. Немаловажное значение занимает раскрытие меры соотношения биологического и социального в человеке ( см. вопрос № 26 ). Определяющим условием формирования человека из волосатого дикого существа стал труд. Возникновение труда и обусловило превращение обезьянки в человека. Человек, единственное животное, которое смогло не просто приспосабливаться к природным условиям, а активно и самостоятельно изменять условия собственного существования. Человек в труде создаёт культуру, которая оказывает обратно своё влияние на дальнейшее развитие человека.

Человек - это система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого. Как биологический объект человек подчиняется законам природы, на уровне же психики он включён в социальное бытие.

М. отрицает наследственную запрограммированность человека. По наследству передаются только некоторые биологические признаки, вся же деятельность человека обуславливается конкретными социальными условиями существования, принадлежностью к определённому классу и т.п. Процесс становления человека это процесс его общения с внешним миром, процесс реализации наследственности и приобретения собственного опыта. Чем интенсивнее развивается человечество и его культура, тем более сложен и противоречив процесс становления человеческой личности.

М. не принимает представление о человеке как об изолированном элементе. Человек включён в контакт и взаимодействие с обществом постоянно и всесторонне. Сознание человека как такового всегда определяется его пониманию себя в отношениях с другими людьми. Каждый человек является индивидуальностью, но в то же время он несёт в себе некоторые общие и для других элементы ( как субъект конкретного общества).

Человеческая личность полностью формируется тогда, когда человек осознаёт свою социальную функцию, осознаёт себя субъектом исторического процесса. Т. о. роль человеческого фактора в истории существует, особенно этот фактор важен при социализме. Человек, личность может быть свободным только в свободном обществе ( цель развития такого общества - человек ) и такое общество, как все уже догадались, это коммунизм! Короче, вперёд к победе коммунизма ! J

В понимании общества М. исходит из того, что сам факт бытия человека не может раскрыть сущности общества. М. отвергает понятие абстрактного человека. "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу", - говорил гениальный бородач. Определяя характер общества мы определяем и характер человека ( см. выше о человеке).

Общественные отношения - это вещь, которая отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Это не значит, что общество это только общественные отношения. Конечно же общество это совокупность всех отношений, но определяющими являются именно общественные. М. характеризует общество именно через характеристику общественных отношений. М. выяснил, что общественные отношения обусловлены отношениями производственными, которые свою очередь зависят от уровня развития производительных сил. Благодаря этому М. открыл закономерности развития общества. Уровень развития общественных отношений определяет то, на каком этапе развития находится данное общество.

Это позволило ему ввести понятие общественно-экономической формации. Категория общ.-эк. формации это качественное определение ступеней развития общества. Таким образом общ.-эк. формация это общество на определённом этапе развития. Она состоит из способа материального производства, который определяет производственные отношения.

В производственные отношения люди вступают с какими-либо объектами. Структура пр. отношений это базис ( пр. отношения + производительные силы) над которым возвышается надстройка ( государство, политика и т.п. ). М. выделяет 2 типа пр. отношений: эксплуатация и сотрудничество. Если в обществе господствует эксплуатация - сразу возникает антагонизм, при обострении которого происходит революция.

Государство это просто политическая форма закрепления экономических интересов господствующих классов. Гос-во диктатуры пролетариата - последняя форма государства, так как при наступающем следом коммунизме нет господствующего класса ( там вообще нет классов). Коммунистическое общество развивается свободно, это вообще последний этап развития человечества.

В целом законы развития человека и человеческого общества это законы диалектического материализма ( см. вопрос №66 ).

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философия истории Гегеля | Вопрос 71. Позитивизм в философии XIX-XX вв.: этапы развития и представители

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 259; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.