Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Разделы философского знания

Структура философии так же исторична, как и культура в целом. Со временем меняются части философского знания, но чаще меняется их значимость. К примеру, до Сократа центральной частью греческой фи­лософии было учение о природе или, как тогда говорили, физика. Сократ произвел "антропологический" переворот. Программой Сократа стал афоризм: "Познай самого себя". В европейской философии Нового вре­мени на первый план вышли проблемы субстанции и теории познания. Раз и навсегда заданной структуры философствования, по-видимому, не существует. Каждая эпоха предъявляет свои требования. Неизменной остается лишь тема "мир и человек".

С точки зрения современных представлений, в философском зна­нии можно выделить пять основных разделов.

Первый раздел - это онтология (от греч. ontos - сущее). Онтология пытается найти самые общие определения сущего. Един мир или мно­жественен, меняется или пребывает одним и тем же, что такое про­странство и причинность, есть ли в мире случайности - таковы некото­рые традиционные проблемы онтологии. В мировоззрении онтология теснее всего связана с картиной мира.

. Другой раздел философского знания называется антропологией или учением о человеке. Наук о человеке много. Философская антропо­логия стремится выявить наиболее общие характеристики человека. Классическими проблемами антропологии являются смысл жизни, а также соотношение свободы и необходимости в жизни человека.

Такой раздел, как учение о ценностях или аксиология (от греч. axios - "ценный") оформился сравнительно недавно. Как самостоятель­ная область исследований аксиология сложилась на рубеже XIX - XX вв. благодаря усилиям неокантианцев Г. Риккерта и В. Виндельбанда. Од­нако проблемы ценностного плана существовали и раньше, в рамках этических и эстетических учений.

4 Классическим разделом философии остается теория познания или гносеология (от gnosis - знание, познание). Гносеологов интересует сущ­ность познания, его возможности, субъективные формы познания, его предпосылки и закономерности, условия достоверности и истинности познанного и т.п.

5 Наконец, все более обособляющейся сегодня областью исследований является, праксеология. Слово praktikos, выражающее смысл этого термина, переводится как действие, деятельный. Соответственно, праксеология изучает особенности человеческой деятельности, ее струк­туру и закономерности. В марксистской традиции, как она сложилась в
советский период истории России, проблемы деятельности рассматривались в рамках диалектики, теории познания и исторического матери­ализма.

Важно различать два типа познавательных ситуаций. В одних при­рост знания происходит за счет взаимодействия собственных категорий философии. Реальная жизнь находится при этом как бы на заднем пла­не, просвечивая через самодвижение философского размышления. Так происходит развитие вышеназванных разделов философского знания. Иная ситуация складывается, когда готовый понятийный аппарат фило­софии прикладывается к частным областям знаний. В этом случае выде­ляются, так сказать, "отраслевые философии", вроде философии техни­ки или философии культуры. К ним же, по-видимому, следует относить философию права и даже социальную философию. Конечно, при фило­софском осмыслении права специалист будет различать онтологиче­ский и аксиологический аспекты его изучения. Но определяющим фак­тором исследования в данном случае будут не собственные интенции философии как системы знания, а логика функционирования права как специфического социального института.

Понятно, что проблемы и их решения не приходят сами собой. Они вырабатываются людьми в зависимости от их подготовки, образования и запросов времени. Отсюда в структуре философского знания можно выделить еще один аспект - организационный, в котором философия выступает как постоянное взаимодействие учений, школ и течений.

Под учением обычно подразумевается система идей, объединен­ных предметом исследования либо принадлежащих одному автору. Шко­ла возникает, если у данного мыслителя появились последователи. Фи­лософское течение объединяет ряд школ на основе некоторых принци­пов. Самое устойчивое и широкое идейное образование называется направлением.

Представители одного и того же направления порой бывают соли­дарными между собой, но чаще они борются и опровергают друг друга. Для определения принадлежности мыслителя к тому или иному направ­лению используются различные приемы. Один из них предполагает вы­яснение позиции данного философа в вопросе об отношении мышле­ния к бытию. Многие философы Нового времени, от английского еписко­па Д. Беркли до русского радикала А. Герцена и критика христианства Л. Фейербаха, считали данный вопрос основным; классическую же его формулировку предложил Ф. Энгельс.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Философское мировоззрение | Отношение мышления к бытию как основной вопрос философии

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 170; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.