Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Структура мировоззрения. Мировоззрение следует рассматривать как с точки зрения объекта отражения, так и с точки зрения формы его субъекта
Мировоззрение следует рассматривать как с точки зрения объекта отражения, так и с точки зрения формы его субъекта, т.е. формы существования. В соответствии с классификацией разделов философского знания, предложенной во втором параграфе, первый аспект назовем гносеологическим, а второй - онтологическим. Отсутствие такого разграничения в учебной литературе нередко служит источником неясностей и дополнительных затруднений. И в том и в другом случае структура мировоззрения задается его ролью в процессах принятия решений. Соответственно, в гносеологическом плане в мировоззрении можно выделить три подсистемы: картину мира, общественное самосознание или, по-другому, ценности, а также программы поведения. Картина мира - это обобщенная модель окружающей нас реальности, представляющая эту реальность в наиболее общих и значимых для практической деятельности чертах. Понятие картины мира в философской литературе появилось сравнительно недавно. В начале 80-х годов по поводу соотношения картины мира и мировоззрения много спорили. Обстоятельный анализ существовавших тогда в советской литературе мнений провел болгарский исследователь В. Цонев. Он показал, что отношение мировоззрения и картины мира есть отношение целого и части, где частью является картина мира. Знания, предположения и заблуждения проникают в мировоззрение не иначе как через картину мира (см.: Цонев В. Картина на света и нейнота светогледна и методологична ролята. София, 1987. С. 63). Другую обязательную часть мировоззрения составляют представления о ценностях. Картина мира помогает наметить возможные направления действия. Но чтобы выбрать лучшую стратегию, необходимо сопоставить альтернативы с определенными критериями, которые формируются обществом и являются его ценностями, выражающими самосознание общества. Они санкционируют как цели, так и средства наших действий. Люди усваивают ценности в процессе социализации: дома, в школе, на улице и на работе. Ценности образуют важнейшую часть нашего внутреннего опыта и в субъективном плане существуют в виде предпочтений, вкусов, идеалов и т.п. Третья составляющая гносеологической структуры мировоззрения - это программы поведения. Программы отвечают на вопрос: "Что я должен делать?" - и субъективно они представлены в форме норм, рецептов, уставных требований, традиций. Иногда границу между ценностью и программой поведения провести трудно. К примеру, так обстоит дело с традициями. Тем не менее граница существует. В юриспруденции смешение ценностей и нормы превращает последнюю в декларацию и обычно отрицательно сказывается на работе правоохранительных органов. И программы поведения, и ценности должны быть осознаны, поняты человеком. В противном случае они не могут влиять на поведение. Вот почему в онтологическом плане мировоззрение - это прежде всего знания. Для юриста мировоззренческое значение имеют не только специальные дисциплины и знание действующего законодательства, но и все дисциплины общеобразовательного гуманитарного цикла. В отличие от знаний, убеждения характеризуют мировоззрение с деятельностной стороны. Они связывают знания с волей и эмоциональным миром человека. Вследствие такого единства убеждения очень устойчивы и, по образному выражению Маркса, ведут себя как "демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им". При недостатке у человека критического отношения к себе его убеждения становятся предрассудками. Убеждения приобретаются в деятельности, когда человек ставит перед собой цели и реализует их. Понятно, что при обучении первым шагом на этом пути является вопрос. Но с другой стороны, вопрос - это только первый шаг, если последующие шаги отсутствуют, убеждение остается намерением. А намерения, даже благие, мостят дорогу совсем в другую сторону. Существует поэтому большая разница между тем, кто задает вопросы, и тем, кто сам находит ответы. Человек, нашедший ответ, знает, что именно он нашел. Это значит, что он также знает и о противоположном. Так, например, можно быть неграмотным и не знать о своей неграмотности. Но, освоив грамоту, человек одновременно узнает, что такое неграмотность. Такой человек обладает большей свободой, ибо может применить свои знания. Теперь подведем итоги. Философия возникала в результате развития общественного разделения труда, выделения личности и формирования полисной демократии как рационализированная форма мировоззрения. Долгое время ее системообразующим началом был вопрос о соотношении мышления и бытия. Основными разделами современного философского знания являются онтология, теория познания, антропология, учение о ценностях и праксиология. Оперируя наиболее общими определениями действительности, философия вооружает людей методологическими принципами и проясняет человеческие ценности. Как часть общечеловеческой культуры, она расширяет кругозор, совершенствует интеллект и формирует убеждения человека.
.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 153; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |