Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Особенности русской философии XIX-XX веков

Развитие русской философской мысли в XIX-XX веках сопряжено с рядом особенностей развития страны и происходило в ходе поиска от­ветов на вопросы, волновавшие российскую общественность. Как отме­чал еще историк русской философии В. Зеньковский, русская филосо­фия не чуждалась Запада, даже постоянно и прилежно учась у него, она все же жила своими проблемами. Как и в предшествующий период, фи­лософские исследования носили преимущественно практическую на­правленность. Именно те учения, которые отвечали злобе дня, станови­лись широко известными.

На рубеже XIX-XX веков наблюдается новый расцвет всей духовной жизни России. Позднее этот период получил название "серебряного века". С середины 20-х годов российская философия попадает под мо­нопольное влияние марксистской идеологии. Вследствие этого в ней возникают черты, сближающие ее со своеобразной государственной ре­лигией. Лишь к концу века российская философская мысль начинает освобождаться от догматазации и начетничества и осваивать тематику и проблемы других традиций мировой философии.

1.2. "Любомудры" и Чаадаев

Большинство современных авторов точкой отсчета русской фило­софии XIX века считают создание в 1823 году "Общества любомудров". В него входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, А.Й. Кошелев, М.П. Пого­дин, будущие славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др. Своеоб­разным печатным органом "любомудров" стал созданный В.Ф. Одоев­ским и В.К. Кюхельбекером альманах "Мнемозина" (выпущено четыре книги). Члены кружка выдвигают задачу создать новую философию, в которой на первый план выходили бы проблемы человека, общества и искусства. В.Ф. Одоевский впервые высказывает мысль о "русской идее", которая с тех пор прочно утвердилась в отечественном сознании.

С исторической точки зрения постановка такой задачи понятна: в стране шли процессы формирования великорусской нации. С философ­ской же стороны важно подчеркнуть, что "любомудры" стремятся про­должить линию на разработку антропологической проблематики, наме­ченную Радищевым. Программа "любомудров" явилась своеобразным прологом к философии XIX века. Ее подлинным началом явилось твор­чество очень самобытного российского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Он знаменит своими "Философическими пись­мам1/', первое из которых увидело свет в 1836 году на страницах журнала "Телескоп". Однако и до этого Чаадаев слыл в светских кругах умом глубоким и язвительным. Вскоре после выхода первого "философиче­ского письма" его автор был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. "Философические письма" находились под цензурным запретом до первой русской революции, и полностью цикл был опубли­кован только в 1989 году.

В центре интересов автора писем - судьба России. Россия, ее про­шлое, настоящее и будущее — начало и конец всех его рассуждений. Вме­сте с тем в построениях Чаадаева легко увидеть дедуктивную последова­тельность: метафизика, теория познания, антропология и историосо­фия, плавно перетекая одно в другое, создают систему предпосылок для разработки главной проблемы.

Мир, по убеждению Чаадаева, целостен и иерархичен. Таким его создал Бог (Чаадаев недолюбливал православие, но серьезно относил­ся к религии и считал себя христианским философом). В мире господ­ствуют зависимости. Отсюда все попытки разума добиться автономии только затрудняют ему поиски истины. Точно так же и человек по приро­де своей стремится не к свободе, а к зависимости. Человек не живет в одиночку. Нравственный закон не в нас, как полагал Кант, а вне нас - в традиции. Путь к Богу, по мысли Чаадаева, идет, таким образом, не че­рез пустынничество, а через соблюдение церковных норм и обществен­ных традиций. Это понимание человека предопределяет взгляд "басманного философа" на историю и историческое место России.

В философии истории Чаадаев исходит из принципов провиденци­ализма, согласно которому все происходит по воле божьей и направле­но исключительно к наибольшему благу человека и человечества.

Отношение Чаадаева к своему отечеству внутренне противоречи­во. С одной стороны, он находит, что в своем прошлом и настоящем Россия представляет собой историческое недоразумение: "одна из са­мых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых". С другой стороны, он на­деется, что в силу нашей "послушности" и отсутствия у нас собственных традиций мы сумеем явить миру пример великой нации, великой не только размерами своей территории. Свидетельство такой возможнос­ти он усматривает в деятельности Петра I и успехах русского народа на поприще прогресса, достигнутых под его руководством.

Двойственность воззрений Чаадаева предопределила дальней­шее развитие философско-исторической мысли в России. Прославле­ние западного рационализма и католической веры сделало его предте­чей западничества, а попытки оправдания исторической исключитель­ности России послужили источником многих умственных построений сла­вянофилов.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СЛОВА, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ | Западничество и славянофильство

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 221; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.