Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Особенности русской философии XIX-XX веков
Развитие русской философской мысли в XIX-XX веках сопряжено с рядом особенностей развития страны и происходило в ходе поиска ответов на вопросы, волновавшие российскую общественность. Как отмечал еще историк русской философии В. Зеньковский, русская философия не чуждалась Запада, даже постоянно и прилежно учась у него, она все же жила своими проблемами. Как и в предшествующий период, философские исследования носили преимущественно практическую направленность. Именно те учения, которые отвечали злобе дня, становились широко известными. На рубеже XIX-XX веков наблюдается новый расцвет всей духовной жизни России. Позднее этот период получил название "серебряного века". С середины 20-х годов российская философия попадает под монопольное влияние марксистской идеологии. Вследствие этого в ней возникают черты, сближающие ее со своеобразной государственной религией. Лишь к концу века российская философская мысль начинает освобождаться от догматазации и начетничества и осваивать тематику и проблемы других традиций мировой философии. 1.2. "Любомудры" и Чаадаев Большинство современных авторов точкой отсчета русской философии XIX века считают создание в 1823 году "Общества любомудров". В него входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, А.Й. Кошелев, М.П. Погодин, будущие славянофилы И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др. Своеобразным печатным органом "любомудров" стал созданный В.Ф. Одоевским и В.К. Кюхельбекером альманах "Мнемозина" (выпущено четыре книги). Члены кружка выдвигают задачу создать новую философию, в которой на первый план выходили бы проблемы человека, общества и искусства. В.Ф. Одоевский впервые высказывает мысль о "русской идее", которая с тех пор прочно утвердилась в отечественном сознании. С исторической точки зрения постановка такой задачи понятна: в стране шли процессы формирования великорусской нации. С философской же стороны важно подчеркнуть, что "любомудры" стремятся продолжить линию на разработку антропологической проблематики, намеченную Радищевым. Программа "любомудров" явилась своеобразным прологом к философии XIX века. Ее подлинным началом явилось творчество очень самобытного российского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856). Он знаменит своими "Философическими письмам1/', первое из которых увидело свет в 1836 году на страницах журнала "Телескоп". Однако и до этого Чаадаев слыл в светских кругах умом глубоким и язвительным. Вскоре после выхода первого "философического письма" его автор был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. "Философические письма" находились под цензурным запретом до первой русской революции, и полностью цикл был опубликован только в 1989 году. В центре интересов автора писем - судьба России. Россия, ее прошлое, настоящее и будущее — начало и конец всех его рассуждений. Вместе с тем в построениях Чаадаева легко увидеть дедуктивную последовательность: метафизика, теория познания, антропология и историософия, плавно перетекая одно в другое, создают систему предпосылок для разработки главной проблемы. Мир, по убеждению Чаадаева, целостен и иерархичен. Таким его создал Бог (Чаадаев недолюбливал православие, но серьезно относился к религии и считал себя христианским философом). В мире господствуют зависимости. Отсюда все попытки разума добиться автономии только затрудняют ему поиски истины. Точно так же и человек по природе своей стремится не к свободе, а к зависимости. Человек не живет в одиночку. Нравственный закон не в нас, как полагал Кант, а вне нас - в традиции. Путь к Богу, по мысли Чаадаева, идет, таким образом, не через пустынничество, а через соблюдение церковных норм и общественных традиций. Это понимание человека предопределяет взгляд "басманного философа" на историю и историческое место России. В философии истории Чаадаев исходит из принципов провиденциализма, согласно которому все происходит по воле божьей и направлено исключительно к наибольшему благу человека и человечества. Отношение Чаадаева к своему отечеству внутренне противоречиво. С одной стороны, он находит, что в своем прошлом и настоящем Россия представляет собой историческое недоразумение: "одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых". С другой стороны, он надеется, что в силу нашей "послушности" и отсутствия у нас собственных традиций мы сумеем явить миру пример великой нации, великой не только размерами своей территории. Свидетельство такой возможности он усматривает в деятельности Петра I и успехах русского народа на поприще прогресса, достигнутых под его руководством. Двойственность воззрений Чаадаева предопределила дальнейшее развитие философско-исторической мысли в России. Прославление западного рационализма и католической веры сделало его предтечей западничества, а попытки оправдания исторической исключительности России послужили источником многих умственных построений славянофилов.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 221; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |