Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Философско-религиозные искания Ф.М. Достоевского
60-70-е годы рассматриваемого столетия вошли в историю России как время реформ, уничтожения крепостного права и дальнейшего обострения социальных противоречий. Глубоким мыслителем и ярким выразителем идейных исканий того времени заслуженно считают ФМ Достоевского (1821-1881). Определяющей темой его размышлений стала проблема человека, его судьба и смысл жизни. Ключевую роль в определении жизненных смыслов, по мнению Ф.М. Достоевского, должна играть религия, на которой держится человеческая духовность. Именно момент нравственного выбора является импульсом внутреннего мира человека, а поскольку человеческая природа противоречива, то выбор человека сводится в конечном счете к дилемме между добром и злом. Отсюда и два пути развития человека. Первым, по Ф.М. Достоевскому, является путь человека как божества, он заключается в стремлении человека к неограниченной свободе, которая необратимо ведет к своеволию, разрушению сформировавшихся устоев. Человек отрицает всякие авторитеты, в том числе и Бога, пытается сам стать Богом и этим ведет себя к гибели. Второй путь - путь богочеловека - путь следования Богу, стремления к нему. Как считает Ф.М. Достоевский, человек должен пройти испытание бременем свободы, через все страдания и муки стремиться к Богу во всех своих привычках и поступках. Именно этот путь он считает правильным и истинным для осуществления свободы. Пропаганда этого пути стала центральным мотивом произведений Ф.М. Достоевского. Рассматривая свободу как сущность человека, Ф.М. Достоевский раскрывает диалектику свободы и ответственности личности. Он считает свободу тяжелым бременем и даже страданием. Доказательство правильности этого мнения писатель усматривает в том, что люди, получив свободу, спешат с ней расстаться: "Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, - пишет он, - как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться". Вместе с тем Ф.М. Достоевский, как и многие русские мыслители, делал упор на "русское решение" социальных проблем. По его убеждению оно возможно только путем покаяния и личного самосовершенствования всеобщей ответственности, взаимопомощи и подлинного христианского единения, то есть на основе тех идей, которые он включал в понятие русского менталитета. Своим творчеством Ф.М. Достоевский оказал большое влияние на последующее развитие русской религиозной философской мысли, а также экзистенциалистской и персоналистической философии на Западе. 2.2. Проблемы смысла жизни и смысла историив творчестве Самобытным русским мыслителем, пытавшимся к тому же реализовать свои идеи на практике, был гениальный писатель Л.Н. Толстой (1828-1910). Его религиозно-философское учение получило название "толстовства". Все свои размышления Л.Н. Толстой подчиняет морали и поиску человеческой правды, смысла жизни. Он осуществляет рациональную критику православия, полагая, что многие его религиозные догматы противоречат законам логики и разума и должны быть отброшены. Православие должно также отказаться от пышных церемониалов, церковной роскоши и внутрицерковной иерархии. На манер протестантов Толстой заявляет, что "царство божье- внутри нас", отождествляя Бога с добром, любовью, разумом и совестью. Только эти этические принципы должны быть положены в основу жизни людей и всего общественного устройства. Отсюда у Толстого вытекала его концепция ненасилия как универсального способа решения всех человеческих проблем. Непротивление злу насилием Толстой считал движущим началом развития общества. Исходя из этого положения, он считал государство отживающим институтом. Всякое государство -это аппарат насилия, и потому в подлинно человеческом обществе оно не имеет права на существование. Его упразднение должно произойти путем отказа каждого гражданина от выполнения общественных и государственных обязанностей. Смысл жизни Толстой видел в самосовершенствовании. Он утверждал, что "совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека", и добавлял, что в силу неизбежности смерти "всякая другая цель есть бессмыслица". Обоснование этих положений усматривается им в принципе эволюции, который приобрел, как уже отмечалось, очень большую популярность в XIX в.: "мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему". Многие идеи Толстого взяли на вооружение современные сторонники ненасильственных методов борьбы за свободу, равенство и демократию.
Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 257; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |