Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия персонализма: Николай Бердяев

Взгляды Николая Александровича Бердяева (1874-1948) претер­пели значительную эволюцию от марксизма к религиозному персона­лизму. Но главная установка философа - сделать философию созна­тельно антропологической — оставалась неизменной. Философия, в пред­ставлении Бердяева, есть учение о духе, т.е. о человеческом существова­нии, в котором и заключается смысл бытия. Философия должна быть, по его мнению, основана на духовном опыте; она субъективна, а не объек­тивна. Поскольку наука изучает внешний мир, феномены, она не имеет никакого отношения к внутреннему духовному миру человека. Следова­тельно, и методы науки с ее рассудочным дроблением предметов на их составляющие для философии непригодны.

В центре философских построений Н.А. Бердяева находится про­блема свободы личности. Личность, утверждает он, стоит выше обще­ства, нации, государства. Интересы личности не могут быть подчинены никаким иным интересам и, следовательно, свобода - это самая важ­ная, сущностная характеристика личности. Свобода предшествует даже творению, ибо коренится в божественном Ничто и извечна. Сотворение мира Богом происходит из божественного Ничто, в котором свобода уже существует. Поэтому свобода не есть творение Бога. Соответственно, он не может нести ответственность за выбор человека, и не вина Бога, что человек, обладающий свободой, творит зло.

Отсутствие зависимости является, как известно, отрицательным определением свободы. Однако логика учит, что отрицательные опре­деления должны дополняться положительными, раскрывающими со­держание, смысл явления. В Киевском университете, где Бердяев изучал естественные науки, он прилежно посещал лекции и семинары из­вестного русского логика и философа профессора Г. Челпанова. Конеч­но, Бердяев не мог удовлетвориться одним отрицательным определе­нием свободы, ее положительное выражение он находит в творчестве. Анализ творчества - другая важнейшая тема духовных исканий мыслителя. Творчество, в отличие от ремесла и рутины, есть порыв, осу­ществление того, что наперед не заложено. В творчестве человек про­должает дело творения мира. Творчество не может быть детерминиро­вано бытием или подчинено необходимости, Творческий акт - это акт рождения нового бытия. Бердяев верил, что только через творчество может прийти Царство Божие.

Творческий акт необходим, по Бердяеву, чтобы личность порвала с обыденностью, чтобы она вышла из-под господства царящей в мире необходимости и осознала свою свободу. Но творческий акт - это одно­временно и тяжкий крест, ибо он имеет своим результатом продукт, ко­торый изначально отягощен материей. В продукте дух объективируется, а значит, возвращается к тому же обыденному существованию, из кото­рого дух стремился вырваться в акте творчества. Таким образом, творче­ство теряет свой личностный смысл, и учение Бердяева приобретает оттенок пессимизма и даже трагедийности, предвосхищая сочинения знаменитых западноевропейских экзистенциалистов Камю и Хайдеггера.

2.4.1. "Русская идея" Бердяева

Будучи европейски образованным и вместе с тем глубоко русским человеком, Николай Бердяев, естественно, не мог не задумываться о России, ее прошлом, настоящем и будущем. Мыслям о родной земле посвящены многие его работы, в том числе такие, как "Судьба России" (М.,1919), "Душа России" (М., 1915) и "Русская идея" (Париж, 1946).

Бердяева интересует, что "замыслил творец о России", какое "но­вое слово" она скажет миру. Он следует сформулированной славянофи­лами установке на оригинальность, своеобразие исторического пути России. Главная особенность России - это ее срединное положение между Востоком и Западом. В ней, говорит Бердяев, сопрягаются, взаи­модействуют два потока истории, два влияния - восточное и западное. Остальные особенности России связаны с огромной, безбрежной ее территорией; с православием, сохраняющим до настоящего времени черты язычества; с психологией русского народа (русской душой), с его удалью, широтой и отсутствием меры в своих действиях; с государствен­ностью, очень сильным влиянием государства на частную жизнь. Под­черкивание и анализ этого своеобразия России и образуют сущность "русской идеи" Бердяева.

Этим своеобразием определяется миссия русского народа. В сво­ем произведении: "Истоки и смысл русского коммунизма" (Париж, 1955) он пишет: "Миссия русского народа сознается как осуществление соци­альной правды в человеческом обществе, не только в России, но и во всем мире... Но ужасно, что опыт осуществления социальной правды ассоциируется с насилием, преступлением, жестокостью и ложью".

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Владимир Соловьев: философия всеединства | Возникновение марксизма в России: Георгий Плеханов

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 191; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.