Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




V. ГОРГИЙ (76)

А. Жизнь и учение

 

1. Филострат «Жизнь софистов» I 9, 1 след.

Сицилия дала Горгия Леонтийского, к которому восходит, по нашему мнению, искусство софистов. …Ибо он положил начало (вошедшим в обыкновение) у софистов (приемам): стремительному порыву (речи), парадоксальности, воодушевлению, (умению) выражать важные дела пространно, разделениям и сближениям, от которых речь становится приятнее и пышнее. Он применял также поэтические наименования о мире и о святости.

Он весьма легко говорил без подготовки. Уже под старость он держал речь в Афинах и, если тогда он привел в восхищение народную массу, то это еще неудивительно, но он, по моему мнению, покорил (своим красноречием) и славнейших (мужей) Крития и Алкивиада, которые оба были (в то время) юными, (а также) Фукидида и Перикла, которые уже были стариками. И автор трагедий Агафон, которого комедия признала мудрым и красиво выражающимся, во многих своих ямбах подражает Горгию.

Блистая на эллинских празднествах, он произнес с возвышения Пифийскую речь (В9), за которую на него был возложен золотой (венок) в святилище Тифийца, а Олимпийская речь его (В 7 и 8а) оказала пользу величайшему (делу). А именно, видя, что Эллада враждует, он стал советовать грекам (держаться) единомыслия, направляя (их) против варваров и убеждая их, чтобы (греческие) города сражались не друг с другом, но с землей варваров.

Надгробное же слово (В 6), которое он сказал в Афинах, было сказано по поводу павших в сражениях, которых афиняне похоронили на общественный счет с хвалебными речами. (Эта речь) составлена с выдающимся искусством. А именно, (и в этой речи) он подстрекал афинян против мидян и персов и проводил ту же самую мысль, что. и. в Олимпийской речи, об единомыслии (всех) эллинов. (Но прямо об этом), он ничего не сказал, так как (речь его была обращена) к афинянам, сильно стремившимся к господству (над «Грецией»), чего невозможно было добиться, не предпринимая (какого-либо военного) дела, Занялся же (он в своей речи) восхвалением трофеев побед над мидянами, доказывая слушателям, что «трофеи побед над варварами заслуживают гимнов (хвалебных несен), трофеи же побед над эллинами тренов (плачевых песен)».

Передают, что Горгий дожил до 108 лет, не впадая в старческую, дряхлость, но (до последних дней жизни) он сохранил крепость сил и юношескую свежесть органов чувств.

 

Vа. Филострат. «Жизнь софистов» I.

1. Начало древнейшей софистике положил леонтинец Горгий... По-идимому, Горгий положил начало произносимой экспромптом речи. А именно, в афинском театре он отважился сказать: «Предлагайте (любую тему)». И он первый рекомендовал это рискованное дело, хвастаясь, что он, конечно, все знает и может обо всем говорить без (всякой) подготовки.

 

2. Свида. Горгий …первый ввел в тот вид образования, который готовит ораторов, (специальное обучение) способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы [Употребление слов в переносном смысле], метафоры, аллегории, превратное соединение слов, применение слов в несобственном смысле, инверсии [Грамматическая фигура, переставляющая порядок слов], вторичные удвоения, повторения, апострофы [Реторическая фигура, когда говорящий обращается с речью к олицетворенному предмету или к отсутствующему предмету] и парисосы [Парисос--симметрическое соответствие двух частей периода]. Он взимал плату с каждого из учеников в размере 100 мин.

 

4. Диодор XII. 53,1 след. Оратор Горгий, весьма превосходивший всех без исключения силою (своего) слова, …прибыв в Афины и явившись в народное собрание, он держал речь к афинянам, (прося их) о военной помощи, и оригинальностью (своего) способа выражения поразил афинян, которые были (народом), одаренным (красноречием), и любителями слова. …А именно, он первый стал употреблять фигуры, (а именно) антитеэы [Антитезы («противоположения») реторические фигуры, представляющие собой противопоставления противоположностей (противопоставляются отдельные слова, группы слов и целые фразы)], исоколы [Исокол («равенство колонов»)-построение речи из частей, заключающих в себе приблизительно одинаковое количество слогов], паризы [Паризы («приблизительные равенства»)-реторическая фигура, в которой число слогов в двух частях не вполне одинаково, но кажется одинаковым благодаря тому, что долгота слогов в одном колене возмещает количество их в другом], одинаковые окончания и некоторые другие (приемы) в том же роде. (Все эти приемы) в то время вследствие новизны их имели успех у слушателей, в настоящее же время они кажутся неестественными, часто осмеиваются и считаются страдающими избытком (реторических ухищрений). Наконец, убедив афинян оказать леонтинцам военную помощь и вызвав в Афинах восторг к (своему) ораторскому искусству, Горгий возвратился в Леонтины.

15а. Атеней XI 505 Д.

Передают, что Горгий, прочитав носящий его имя диалог, сказал своим друзьям: «Ну и мастер же Платон зубоскалить».

 

18. Исократ 15, 155 след.

Составивший себе весьма крупное состояние леонтинец Горгий жил в Фессалии в то время, когда (эта страна) экономически наиболее процветала во (всей) Греции. (Там) он прожил наибольшую часть своей жизни и (там) был занят этим своим обогащением (156). Впрочем, он не имел постоянного местопребывания ни в одном городе, не делал трат на общественные дела и не должен был платить налогов и, кроме того, он не был женат и не имел детей, но был свободен и от этой общественной повинности, которая является самой длительной и требующей наибольших издержек. Настолько превзойдя (всех) остальных в отношении накопления богатств, он оставил после себя одних только статеров (золотых монет) тысячу.

20. Платон «Горгий» 447 С.

Я хочу узнать у него, какова сила его искусства и что собой представляет то, о чем он объявляет и чему учит. (Всякую) же другую тему пусть он, как ты говоришь, отложит на другой раз. - Всего лучше спросить его об этом, Сократ. Ведь и для него самого это было одним из предметов его похвальбы. В самом деле, нынче же он предлагал всем, бывшим в доме, спрашивать его о чем кому угодно, и вызывался отвечать на все вопросы. 449 С. (Горгий говорит). Опять же и это является одним из тех (моих достоинств), о которых я говорю, (а именно), что о том же самом (предмете) никто не сможет сказать короче, чем я. - Это-то (сейчас) и нужно, Горгий. Покажи мне себя в этом - в уменьи говорить кратко: что же касается уменья говорить пространно, то (это отложим) до другого раза.

21. Платон «Менон» 95 С.

Я люблю Горгия, Сократ, больше всего за то, что от него никогда не услышишь подобного обещания (т.е. обещания быть учителем добродетели); напротив, он и над другими смеется, когда слышит (такого рода) обещания. Но, но его мнению. можно и должно учить прекрасно говорить («сделать мастерами слова»).

26. Платон «Филеб» 58 А.

Я слышал часто, как Горгий (утверждал, что искусство убеждать (людей) много выше всех искусств, так как оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Знаментиные софисты | Фрагменты из книги: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. – М.: Мысль, 1968. - С. 315-321

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 174; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.