Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Действие

Если есть понятие «действие», то оно в обязательном порядке описывает какую-то объективную реальность, состояние материи или социального бытия в рамках решения человеком своих задач. В этом плане его синонимы суть выражения различных граней данного явления, особенности его состояния в различных ситуациях, выполнение разных задач и пр. Поэтому имеет смысл рассмотреть сначала сущность некоторых синонимов, чтобы в дальнейшем лучше понять сущность и само основное понятие – «действие».

Можно выделить четыре группы синонимов.

1-я группа ¾ акт, поступок;

2-я группа ¾ влияние, воздействие;

3-я группа ¾ противодействие;

4-я группа ¾ бездействие.

1-я группа ¾ акт, поступок. Данные понятия являются частью общего понятия «действие» и характеризуютособое состояние человека относительно объектов внешнего по отношению к нему мира.

Данные понятия характеризуют только первую часть действия или начало действия, или остаются частью внутренней деятельности сознания и еще не направлены на внешний объект. Хотя понятно, что грань между поступком, направленным и не направленным на внешний объект, очень размыта. Любой поступок несет в себе как обязательное условие направленность на внешний объект. И тем не менее и грань, и особое состояние человека имеют место быть, что и получило терминологическое обозначение «поступок».

Поступок, акт ¾ это часть действия, которое наступает после того, как сформулирована концепция, что и как надо делать. Именно поэтому термины «поступок», «акт» всегда рассматривались как совершение осмысленного, содержательного, завершенного действия, имеющего четко выраженный концептуальный характер. В отличие от действия, не имеющего осмысленного концептуального характера и получившего терминологическое обозначение «бессмысленный поступок». Скорее, это только выражение во вне концепции действия, ее, так сказать, представление, демонстрация, которая еще не рассматривается внешним объектом как противодействие или как действие, направленное на сотрудничество.

2-я группа ¾ влияние, воздействие. Данные понятия описывают уже вторую часть действия, а именно влияние воздействия. Как уже говорилось, любое действие есть по сути дела влияние, или воздействие, человека на внешний по отношению к нему объект. Поступок и акт представляют собой первую ступень такого воздействия. Но когда поступок и акт уже целенаправленны, они теряют свой первоначальный смыл и предстают как полноправное действие, сущность которого именно в воздействии с какой-то целью, во влиянии.

Целей может быть три: подчинить себе внешний объект, т.е. включить его в сферу своей компетенции, подчиниться ему, т.е. встроиться в его концепцию действия, или наладить с ним некое сотрудничество. В любом случае это стремление занять место, которое всегда кем-то занято. Если место не занято, оно не имеет обозначения «место», его просто нет.

Можно еще отметить, что термин «влияние» предполагает мягкий вариант воздействия. В то время как воздействие, по всей видимости, предполагает сильное, может быть даже бескомпромиссное влияние.

3-я группа ¾ противодействие. Противодействие подразумевает действие, направленное против другого действия.

И это вполне логично, поскольку действие ¾ это всегда влияние или воздействие с целью занять чье-то место. Соответственно образуется другое действие, направленное против воздействия. Любой объект как система прежде всего пытается сохранить себя, свою стабильность и в конечном счете ¾ существование. Именно поэтому он всегда сопротивляется какому-либо влиянию и тем более воздействию.

Можно сказать, что противодействие ¾ это вариация термина «воздействие», но более сильная, а соответственно отражает и более сильное действие. Противодействие завершает длительный процесс развертывания действия, когда объекты оказываются на линии прямого и непосредственного противостояния. Сначала они демонстрируют своими поступками свои концепции действия, затем воздействуют друг на друга, а после противостоят и противодействуют друг другу. Такова структура действия, на наш взгляд.

4-я группа ¾ бездействие. Строго говоря, бездействия не бывает. Бездействие ¾ это ничто, поэтому оно не может быть предметом внимания, обсуждения и исследования. Существует только действие, а с ним и весь мир.

Тем не менее такой термин существует и весьма активно используется человеком в повседневной деятельности, а значит, имеет строгое или не очень строгое содержание. Понятие «бездействие» используется человеком тогда, когда внешний объект не оказывает противодействия, следовательно, не совершает поступка, не вырабатывает концепции.

Парадокс заключается в том, что такое в принципе не возможно. Но возможно, что концепция действия не соответствует иным задачам. Другими словами, бездействие это тоже действие, но в иной концептуальной ситуации. Например. Если на объект оказывается воздействие, чтобы он освободил место, а он этому не противодействует и свободно его уступает, то это может означать, что данное место человеку не надобно, что он стремится занять другое место. Хотя непротиводействие может быть вызвано согласием с воздействием с целью включения себя в сферу деятельности объекта. Непротиводействие (бездействие) может происходить и по причине недееспособности, а в результате объект исчезает. Именно поэтому термин «бездействие» приобрел важное значение для человека. Бездействие ¾ это смерть.

Понятие «действие», как мы его понимаем, есть выражение момента существования объекта. Момент существования ¾ это единичный акт действия, который характеризуется завершенным состоянием объекта относительно других объектов. Его нельзя считать мельчайшим действием, своеобразным атомарным состоянием, а именно завершенным, законченным действием, способным решить свою задачу. В этом плане совершенным, законченным действием можно считать строительство пирамид в Египте, длившееся сотни лет, и любое другое сколь угодно краткосрочное действие. Действие имеет свой период существования, определяемый временем решения задачи. Иными словами, момент существования характеризуется процессом выполнения задачи как его результат.

В действии выражен акт существования. В определенном смысле здесь присутствует некая тавтология. Само действие есть существование, так же, как существование может выражаться только в действии. Но понятие «существование» можно рассматривать как более широкое относительно понятия «действие». Действие может быть представлено как частная форма существования или как момент существования. Но если понятие «действие» представить как более общее относительно понятия «существования», то существование становится частным, т.е. моментом существования.

По сути наличие двух понятий «существование» и «действие» связано с различным описанием сознанием одного и того же явления при решении различных задач: существование как действие и действие как существование, точнее, их соотношение. Существование всегда представлялось человеку как некое протяженное состояние (до вечности), состоящее из действий. Ряд связанных действий как завершенные акты рассматриваются в качестве обеспечивающих и даже обусловливающих существование. Существование воспринимается как константа, в то время как действие остается переменной величиной. Но понятно также, что существование зависит от действий: не совершенное действие ¾ отсутствие существования. В этом плане действие становится константой, а существование ¾ переменной. Здесь нет противоречия и бессмысленного перемещения по кругу понятий. Соотношение понятий «существование» и «действие» зависит от точки отсчета, от того содержания, которое в них вкладывается в зависимости от ситуации и поставленной задачи. Чаще всего противоречие разрешается в парадигме общего и частного, о чем более подробно будем говорить ниже.

Так уж определено природой, что человек может существовать только в результате физического перемещения в пространстве. Процесс взаимодействия есть прежде всего процесс физического взаимодействия, физической передачи мысли посредством каких-то физических явлений. Слово, жест суть формы выражения и передачи мыслей другому объекту. Поэтому вначале было не слово, а мысль, слово (сочетание звуков) только физический носитель мысли. Даже так не любимая официальной наукой парапсихология и подобного рода явления, природа которых не понятна, тем не менее обязательно имеют физическую основу, например передачи мысли на расстоянии. Мысль не имеет своего физического носителя вне мозга человека. Без него она умирает и для других субъектов не существует, а значит прекращается развитие и наступает смерть самого объекта. Миром движет мысль, но только в том случае, если она имеет возможность перемещаться от одного носителя к другому и если может быть воспринята другим объектом, который в ней потенциально нуждается. И сам человек в своем физическом существовании есть только физическая форма воспроизводства, хранения и передачи мысли другому человеку (объекту, субъекту, в общем кому-то или чему-то, может быть высшему разуму или господу богу).

Здесь не будем говорить о сущности понятий «мысль» и «бытие», об их сложном соотношении и предназначении. Эти важные и сложные вопросы требуют специального исследования. Мы только говорим, что мысль представляет собой одну из объективных реальностей, но только имеющую специфическую форму и основу (мозг). То, что мы называем мыслью, есть результат внутренней деятельности человека, ее своеобразный продукт, которым «питаются» другие объекты. Человек и существует, чтобы «вырабатывать» этот продукт.

Известный философский тезис о том, что в основе мироздания лежит мысль, относительно верен. Но только относительно, поскольку всегда под понятием «мысль» подразумевался результат именно человеческой деятельности как особый природный продукт. Может быть он и особый, но скорее всего это специфическая функция человека. Любой объект мира производит свой продукт, который входит органично в общий мирооборот, цель которого нам не известна. Поэтому столь важное значение приобрела такая форма выражения бытия, как действие, которая выполняет одну из фундаментальных его функций ¾ передачу продуктов деятельности вовне.

Любое действие, т.е. передача результатов свой деятельности, должно совершиться только относительно конкретного объекта и только в определенный момент, когда другой объект решает свои задачи. Вне этих условий результат деятельности никому не нужен, что подразумевает необходимость соблюдения принципа единства места, времени и действия.

Действие всегда представляет собой активную силу, доминирующее начало, которое определяет систему координат перемещающегося субъекта. Ведь именно действие позволяет решать задачу, при активном передвижении субъекта по сетке времени и места.

Человек различает понятия «действие» и «движение». Хотя они имеют общую природу ¾ момент передачи продукта в какой-то физической форме, ¾ тем не менее описывают по сути разные ситуации. Действие ¾ это целенаправленный акт, в то время как движение может быть нецеленаправленным, хаотичным. Но это не совсем точно, любое движение целенаправленно. Разница заключается в том, что понятие «действие» описывает ситуацию, когда цель осознанна. Понятие «движение» описывает ситуацию, когда человек не может осознать, понять цель движения какого-то субъекта, в том числе и себя самого. Понятие «действие» имеет своим содержанием поставленную человеком задачу, в то время как понятие «движение» подразумевает действие, которое не решает поставленной задачи. Необходимо подчеркнуть, что понятие «действие» имеет своим содержанием исключительно человеческую деятельность, направленную на решение определенной задачи. В равной мере действие любого другого субъекта рассматривается через призму его задач. И если эти задачи не поняты человеком, то действие превращается в «движение». В философской литературе принято, что содержание понятия «движение» более общее, чем содержание понятия «действие», например кругооборот в природе. Но и оно подчиняется более общим законам, относящимся к человеку, т.е. имеет свою задачу, цель.

Объективное значение действие имеет исключительно как прошлый опыт. Так, окружающая среда воспринимается как внешняя только в рамках прошлого опыта и ни в каком ином варианте. Но и новая объективная реальность также ощущается в рамках прошлого опыта. В случае, если внешнее движение не соответствует прошлому опыту, то оно разбивается на серию частных движений, которые опять же воспринимаются только в рамках прошлого опыта. Соединив их, интегрировав в какую-то систему, человек решает свою задачу.

По своим внутренним ресурсам, содержанию действие всегда ограниченно, соответственно имеет объективное начало и конец. Даже чисто физически человек может поднять только определенный вес, пробежать конечное расстояние. Действия ограничиваются и деятельностью других субъектов: нельзя прыгнуть с шестнадцатого этажа, человек окружен рамками квартиры, сушей, физическими объектами, действиями других людей и пр. Ограничение в самой общей форме характеризуется, или измеряется временем, пространством и имеет два вида: внутренние (ограниченные) ресурсы (физические, психофизиологические, интеллектуальные и пр.) и внешние (пространственные, временные «границы», действия других субъектов как живой, так и неживой природы и пр.). Фактор ограничения способствует успешному совершению действия. Это одно из принципиальных положений, ибо действие может совершиться только за тот период, который отпущен субъекту или наличием внутренних ресурсов, или существованием других объектов. Только совершив действие, можно самоопределиться, т.е. занять свою нишу в системе других субъектов.

Действие ¾ это активное взаимодействие субъекта с окружающей средой. Оно имеет два этапа. Человек сначала строит мыслительную модель своего действия, которая носит возможно истинный характер. Точнее, она истинная, но только для него самого и не более того. Но как только мыслительная модель сформулирована, начинается этап, когда действие направлено на внешнего субъекта. Тут также присутствуют две стадии. Первая ¾ проверка на внешнем субъекте правильности модели и вторая ¾ уже собственно истинное действие. По сути дела любое действие всегда начинается с построения мыслительной модели, затем идет ее проверка, а потом уже осуществляется действие. Поэтому действие можно представить как запрос, зондирование внешнего субъекта (правильно ли его понимают), которые в обязательном порядке предполагают ответную реакцию: можно ли решить данную задачу.

Действие можно представить как самостоятельный объект, существующий сам по себе, т.е. имеющий законченную форму и содержание, и направленный на решение определенной задачи. Поэтому действия по объему могут быть различными: от строительства пирамид до ложки с супом, но каждый раз это завершенный на самого себя объект, имеющий атомарный статус.

Действие совершается обязательно в какой-то последовательности. Это означает, что пока не совершится какое-то одно действие, любое иное никогда не наступит. Последовательность действий как самостоятельных объектов определяет понятие «дискретность».

Место

Единство места, времени и действия означает, что в одном месте, в одно время должно совершиться одно действие. Если действие относится к субъекту или объект, то оно значит, что нечто занято субъектом или объектом в пространстве, т.е. они находится именно здесь, в данной точке и соотносятся с другими субъектами или объектами. Единство места, времени и действия относительно места подразумевает, что именно в этом месте может быть решена задача, поставленная человеком или любым другим объектом. И именно в строго определенное время. «Именно в этом месте» означает, что сочетание действий других объектов или субъектов в данный момент и в данном месте таково, что оно позволяет человеку решить свою задачу.

Место это не какая-то физическая величина, хотя именно так чаще всего идентифицируют понятие «место», а некая точка в пространстве, в которой пересекаются траектории движения (действий) распределенной во времени какой-то совокупности субъектов или объектов. Пространство в данном случае понимается не как двух- и даже не как многомерное физическое, а как многомерное, различное по содержанию и форме. К нему можно отнести виртуальное пространство, которое нельзя видеть, ощутить, т.е. осязать в чувственно непосредственном восприятии. Так, движения (действия) различных объектов, траектории которых образуют систему специфического взаимодействия, создают особое пространство, не имеющее аналога в физическом выражении. Это особое пространство действия субъектов. Другими словами, действия образуют данное специфическое пространство. Соответственно создается и виртуальное место, место в виртуальном пространстве, где в какой-то условной точке сходятся траектории действий субъектов при решении ими общей для них задачи и их частных задач. Безусловно, это особое пространство имеет свой физический носитель (например, сознание (мозг) человека) который занимает место в физическом пространстве. Таким образом, речь идет о разных пространствах, имеющих различное содержание, природу и форму выражения, которые взаимодействуют между собой как самостоятельные объекты вполне реального, но не только физического, мира. И таких пространств бесконечное множество.

Если человек питается плодами деревьев, то, для того чтобы не умереть с голода, ему надо оказаться именно под деревом в тот момент, когда плод упадет на землю. Если он появится чуть-чуть раньше плод, то может упасть ему на голову, что может иметь непредсказуемые последствия. Если замешкается и опоздает, то плодом завладеет кто-то другой, который также выписывал траекторию своего движения, приурочивая ее к нужному месту и в нужное время.

В этом маленьком эпизоде смешались пространство, место и время в виртуальном и физическом выражении. Хотя человек в первую очередь воспринимает именно физическое место, физическое время и физическое действие, но имеются и другие пространство, время и действие. Их множество. Человек мысленно создает пространство, в которое он выписывает возможные траектории нужного ему объекта так же, как он выписывает и свою собственную траекторию, определяя место, где они должны сойтись, чтобы человек смог совершить действие, т.е. решить свою задачу.

Траектория движения плода вполне вписывается в физическое пространство, в котором он постоянно занимает (перемещаясь сверху вниз) строго определенное физическое место в строго определенное время, как и человек, постоянно меняющий свое физическое место, перемещаясь по поверхности земли к нужному дереву. Но само по себе движение, как, впрочем, и задачи, которые ставит перед собой объект, и их решение, вполне можно отнести к явлениям, которые нельзя считать физическими. Они имеют физическую основу, но сами по себе таковыми не являются. Это примерно так же, как и с часами: механизм и стрелки часов ¾ вполне физические явления, но время, которое они показывают, имеет какое угодно содержание, но только не физическое.

Если и плод, и человек сходятся в нужной точке, или месте, то время в данном случае обозначает лишь момент схождения объектов в этой точке. «Нужное время» означает, что другой объект появится в том же месте, где должен оказаться и человек. «Нужное место» и место вообще означают, что человек появляется именно там и именно тогда, когда там и в то же время оказывается объект, который нужен человеку для решения его задачи, ибо только в момент их столкновения может совершиться действие, которое и приведет к решению поставленной человеком задачи.

Человек не строит подобную ситуацию, а изыскивает такую совокупность траекторий движений, которая создает условия для решения его задачи. Самое главное оказаться в нужное время в нужном месте и совершить то единственное нужное действие, которое и приведет к решению поставленной задачи.

Таким образом, место ¾ это описание человеком некоего состояния внешней среды при выполнении им своей задачи. Отсюда две составляющие данного понятия: специфическое состояние внешней среды, которое получило название место, и особенности его отражения в сознании.

Согласно чувственному и непосредственному восприятию окружающей среды, любой физический объект занимает место, которое может иметь двухмерное измерение, например площадь, или трехмерное распределение, т.е. объем. Представление более сложно, когда место выступает в многомерном измерении. Каждое такое «место» как область физического мира участвует в решении конкретных специфических задач.

Место всегда связано со временем, пространством и действием. Относительно места время, пространство и действие ограничивают каким-то образом друг друга. Место всегда рассматривалось как физически существующее или в течение времени, или ограниченное время. Оно существует и находится в пространстве. Вне категорий существования и пространства понятие «место» не рассматривается. Занять место в пространстве означает определиться в системе взаимодействия других объектов. Однако речь идет о расположении объектов не относительно другу друга, а в системе их взаимодействия. Место связано с действием, действие может осуществляться только в связке с местом и с процессом перехода объекта из одного места в другое, т.е. речь фактически идет об образовании нового места посредством действия, осуществляемого в пространстве и во времени.

Место связано с объектом и только с ним и без него или вне его не существует. Можно даже сказать, что именно объект создает место. Объект определяет все характеристики места, т.е. его объем, площадь и систему отношений с другими объектами. Объект воспринимается всегда как цельное завершенное образование, а место ¾ это как бы форма выражения существования завершенного объекта. И хотя мы говорим, что место пусто не бывает, можно иначе сказать, что объект без места не существует.

Тем не менее понятия «объект» и «место» имеют свои понятийные признаки и содержание. Поэтому и используются два понятия – «место» и «объект». Понятие «место» в структуре понятий имеет свое содержание, отличное от содержания понятия «объект» и других понятий; содержание понятия «объект»также отличается от содержания понятия «место» и других понятий.

В самом общем виде понятие «место», безусловно, формируется взаимосвязью с рядом основных понятий и прежде всего таких, как «объект», «пространство», «время», «движение». Оно обязательно связано, как мы говорили, с объектом, обязательно находится в пространстве, является элементом действия и, безусловно, связано со временем. Место всегда одно и предназначено только для одного объекта и одного действия. Величина места или его размеры не определяются какими-либо физическими параметрами. Место ровно такое, какое позволяет человеку решать свою задачу. В физическом измерении оно может быть разным по площади и объему.

Можно дать такое определение понятия «место»: это форма выражения взаимосвязи пространства, времени и действия при решении человеком специфической задачи. Задача в свою очередь связана с определением системы координат в отношении других объектов, т.е. места. Потенциально место всегда существует, но в реальности оно всегда занято. И когда встает задача занять место, на ее решение «работают» все остальные объекты. Этим обусловлена особость понятия «место». Оно в свою очередь определяет (подчиняет себе) особые действия, реализуемые в пространстве и во времени. Место в данном случае становится наиболее общей категорией, доминантой, которая включает в себя и действие, и время. Единство места, времени и действия при возникновении задачи завоевания своего места, т.е. самоопределения среди других объектов, полностью подчиненно ее решению.

Место ¾ это форма выражения момента существования объекта в период жизненного цикла (время) и относительно других объектов (пространство).

Таким образом, можно выделить три составляющие понятия «место»: наличие общего свойства или качества, размещение в пространстве, т.е. положение относительно других объектов, и время, т.е. период существования самого места или других объектов, его обусловливающих. Вне этих категорий вряд ли можно определить содержание понятия «место».

Однако правильнее будет сказать, что это не три составляющие, а три разных субъекта, которые взаимодействуют между собой по определенной схеме: отношения между двумя любыми объектами в данной триаде осуществляются исключительно посредством третьего субъекта, о чем мы уже говорили. При таком трехсубъектном взаимодействии два субъекта выступают константами, а один ¾ переменной, но только в пределах понятия «место» как наиболее общего по отношению к ним понятию.

Теперь поговорим о соотношении понятий «место» и «пространство» в рамках решения нашей задачи в данном случае о выяснении содержания понятия «место».

Понятие «пространство» определяется особым отношением с объектами внешнего мира, человеку как физическому существу для самореализации необходимо преодолеть расстояние до интересующего его объекта. Преодолевая расстояние, или пространство, человек взаимодействует со множеством объектов прежде, чем достигает тот объект, который ему нужен для решения задачи. Естественно, что этот путь не всегда проходит гладко, легко, быстро, без больших усилий и пр. Преодоление пути, на котором находится множество разнообразных объектов, которые занимают строго фиксированные места, получило в обыденном сознании название «пространство».

Было бы неверно предполагать, что существует пустое пространство, которое ждет заполнения. То, что мы называем пространством, заполнено полностью, в нем нет незаполненных мест. Различные действия, совершаемые в разных местах относительно разных объектов при решении человеком своей задачи, определяют понятие «пространство». Так, если на преодоление расстояния между двумя объектами времени уходит больше, чем необходимо для решения задачи, то пространство становится отрицательной доминантой.

Пространство ¾ это дискретная среда, состоящая из объектов и только из объектов, под которыми понимаются любые формы проявления материи. Дискретность обусловлена тем, что человек как и любой другой объект в сколь угодно малый отрезок времени может поменять траекторию своего движения на пути к желаемой цели. Именно этим объясняется гибкость траектории движения, и невозможность предсказать ее, которая, будучи нарисованной и воображаемой, представляется сплошной линией в силу тяготения человека к непосредственному чувственному восприятию мира. В этом пространстве человек всегда в сколь угодно короткий отрезок времени занимает какое-то место.

Можно сказать, что задача ¾ это то место, которое человек должен достичь, проделав в обязательном порядке серию действий. При этом действия, как уже говорилось, всегда линейно упорядочены[14], поскольку время предполагает только последовательность действий[15]. Это означает, что одно действие можно совершить только после совершения предыдущего[16]. Таким образом, мир человека ¾ это мир действий, которые обязательно имеют место и обязательно в какой-то последовательности. Иными словами, место ¾ это совокупность последовательных действий, распределенных во времени.

Отсюда вытекает, что если действие не совершено, но должно быть совершено в силу необходимости решения задачи, то место потенциально имеется. Следовательно, человек не создает новое место, он его реализует, т.е. переводит из потенциального состояния в реально существующее. Но потенциально существующее место и реально существующее ¾ это две большие разницы. Если потенциально существующее место всегда свободно, то реально существующее место всегда занято. Ибо если место не занято, то оно не существует, а если оно не существует, то его невозможно занять, а значит невозможно действие и т.д. Если продлить эту цепь, то в конечном счете окажется, что и жизнь невозможна.

Реализация потенциального места ¾ это всегда вторжение в то единство, в котором находится занятое место, нарушение или разрушение того сообщества, которое существует во временном и пространственном балансе сил. Разрушение этого баланса происходит в трех формах: или данное сообщество подчиняется вторгшемуся, или включает его в себя, или уничтожается. Но ни в коем случае нельзя это рассматривать как трагедию в мировом масштабе, хотя для данного сообщества это, безусловно, трагедия

Занять место в пространстве ¾ значит уничтожить что-то или кого-то. Но уничтожение нельзя понимать только в физическом смысле. Уничтожение ¾ это преобразование объекта в другой или во множество других объектов, имеющих совершенно иную природу и не представляющих интерес для данного объекта и уж тем более препятствие для его продвижения. Они могут быть даже полезны. Эти объекты уходят как бы в другую плоскость, в другое измерение, приобретают совершенно иную структуру, содержание и сущность. Но они также занимают чье-то место, уничтожая (разрушая) другие объекты. Как только субъект ушел с этого места, оно тут же занимается другим субъектом. Так происходит вечное движение в природе и материи, это механизм, который позволяет преобразовывать объекты и саму материю на пути ее движения к какой-либо цели[17].

Занять какое-то место означает «стянуть» на себя пересекающие линии движения других субъектов или объектов, включиться в их систему взаимодействия, стать их частью в общем потоке решения общей задачи, но только для решения своих задач, занять место того субъекта, который не смог выполнить ни свою, ни общую задачу.

Необходимо уйти от физического представления о месте, как элементе внешней среды. Так, в рамках мыслительных процессов, где совершаются основные и первичные действия и находится реальный человеческий мир, места в его примитивном физическом выражении нет. Но каждый раз, когда возникает задача, и в процессе ее решения образуются мыслительные действия, которые занимают свое место в общей системе связей мыслительных элементов. И каждый раз локально или глобально, но эта связь перестраивается.

Трудно отказаться от привычного представления об объектах внешнего мира, основанного на непосредственном чувственном восприятии. Даже понятие «отражение», которым мы постоянно пользуемся при описании процесса взаимодействия с внешней средой, по сути свидетельствует о том, что объект в сознании представляется нам точно таким же, как и во внешней среде. Так, если мы видим стол, то нам кажется, что именно таким он и отражается в сознании. Если мы видим красивую девушку, то точно такая же, но только виртуальная, т.е. не ощутимая, находится в сознании. Не случайно совсем недавно отражение объекта на сетчатке глаза воспринималось именно как аналоговое отражение объекта, по типу объектива фотоаппарата. Все это свидетельствует о неадекватном понимании процесса взаимодействия сознания и объектов внешнего мира. Но чтобы выявить это адекватное взаимодействие, надо понять природу объекта в сознании.

Прежде чем совершить действие, т.е. занять место, человек строит специфическую реальность, которая получается в результате деятельности сознания, мышления, рассудка. В этой реальности иначе, чем во внешнем мире, представлено понятие «место» и его связи с основными объектами сознания. В сознании все иное и все иначе, чем во внешнем мире. Для человека вся так называемая объективная реальность, т.е. все то, что находится вне его, представлена в сознании в виде некоей особой реальности, которая ни в коем случае не является аналогом даже специфическим физических объектов. Так, стол отражен в сознании не в том физическом виде, в каком он представлен в потусторонней, т.е. вне сознания, реальности, а только как некая совокупность свойств разных объектов в их особой взаимосвязи, которая призвана выполнить задачу. Так же, как сетчатка глаза отражает не стол как таковой, а только световые волны различной длины. И только в сознании, в мозгу происходит идентификация данной совокупности длин волн и свойств объектов с неким образом, который отражает задачу и который, естественно, получает свое обозначение, в данном случае ¾ стол. Другими словами, я вижу только свою задачу и ничего больше.

Еще один пример. Если юноша хочет жениться, то он видит только то, что ему нужно видеть, чтобы решить свою задачу. То, что имеет обозначение ¾ девушка на самом деле есть совокупность множества разных свойств или внутренних элементов, или объектов[18]. Но его интересуют только несколько особых свойств в рамках выполнения своей задачи – жениться, как часть общей цепочки ряда последующих задач, в частности, воспроизведение и воспитание потомства. Безусловно, в совокупности объектов юношу будут интересовать прежде всего такие свойства девушки: молодая, красивая, здоровая, социализированная, имеющая желание и способность рожать и заниматься детьми. (Да и само понятие «девушка» в первую очередь отражает именно данные свойства). Это свойства первого круга. Имеются свойства и второго, и третьего кругов, например материальное положение, общественный статус, профессиональные знания, национальность и пр., которыми при случае можно и пренебречь, ими и в самом деле чаще всего пренебрегают.

Понятно, что если говорить о девушке как о профессиональном работнике или о какой-то иной ее роли в обществе, а таких ролей бывает относительно много, то каждый раз мы видим только ту гамму свойств, которые становятся частью другой совокупности свойств, принадлежащих другим объектам помимо данной девушки, и которые направлены на решение поставленной задачи.

Отражение человеком внешней среды начинается с момента постановки задачи. Вне задачи (как системы взглядов на характер и содержание взаимодействия с иными субъектами) человек не воспримет внешний мир, он для него просто не существует. Постановка задачи ¾ есть концептуальное отражение потребностей человека, которые он должен удовлетворить посредством объектов внешнего мира (результатов их деятельности).

Чтобы выполнить поставленную задачу, человек начинает собирать из «продуктов» деятельности (т.е. свойств, признаков, содержания и пр.) объектов внешнего мира некую конструкцию. Эти «продукты» должны обладать таким свойством, чтобы собранные вместе они могли выполнить задачу, которая перед ними ставится. Задача и определяет тот общий и единственный признак, который присущ всем без исключения элементам и который их объединяет в нечто целое.

Мыслительная конструкция как некая объективная реальность в процессе взаимодействия с объектами внешней среды сравнивается с ними. Если они не совпадают, то или же меняется концептуальное построение, или же продолжается поиск других объектов с нужными свойствами.

Принципиальным моментом является то, что человек не выдумывает эти свойства и не приписывает их объектам внешнего мира, как считают некоторые философы, а именно ищет во внешнем мире те объекты, которые обладают нужным и для решения поставленной им задачи свойствами.

Таким образом, то, что мы называем стол, есть только конструкция, выполненная человеком сначала в голове, в сознании. Как только такая конструкция реализовалась в своем физическом варианте[19], т.е. в форме иной реальности, она становится сама по себе объективной реальностью, частью мира. В результате она занимает свое строго определенное место среди других объектов,

т.е. в пространстве, и на период своего существования, т.е. во времени. Именно так и происходит приращение той реальности, которая приобрела имя объективной, или того мира, в котором мы живем.

В равной степени все это относится и к понятию «место». Понятие «место» описывает некую конструкцию, состоящую из свойств разных объектов и составленную человеком только для решения поставленной им самому себе задачи. Сконструировать означает собрать по специфической схеме какие-то свойства, качества разных объектов в нечто целое. Но собрать, т.е. выделить из объектов и объединить, можно только в том случае, если все элементы обладают одним нужным человеку признаком.

Один нужный человеку для решения его задачи признак входит в составляющие понятия «место».

Как видно, мы ушли от физического аналога понятия «место» и пришли к его пониманию как наличию у различных объектов общего и нужного человеку признака. И это весьма и весьма необычно, непривычно и поэтому может с трудом восприниматься читателем, который привык к определению понятия «место» в чисто физическом выражении. Однако последнее есть по существу представление о месте постфактум, когда оно уже образовалось и заняло свое место. Процесс образования места оказался в сознании человека перевернутым: то, что является окончательным вариантом в долгом процессе преобразования материи, становится началом и единственной формой существования.

Но хотелось бы подчеркнуть, что физическое представление есть не только реликт неразвитого сознания, основанного на непосредственном чувственном восприятии внешнего, да и своего собственного мира, но и не умение мыслить мир отвлеченным от чувственных непосредственно наглядных образов. Нельзя представлять физический мир только как плод чувственного восприятия. Само по себе физическое место существует. Оно находится в системе других физических объектов (мест), формирующих пространство, и в реальном времени, которое можно измерить и т.д. Тот физический мир, который мы видим и знаем, есть на самом деле, он позволяет нашим мыслительным образованьям перемещаться от одного объекта к другому. Мы говорили уже, что человек как физическое существо обязательно занимает какое-то физические место в физическом мире и тем самым определяет понятие «место». Возможность, в частности, человека физически перемещаться позволяет ему иметь свое место.

В данном случае мы говорим о процессе образования понятия «место» и об его онтологической природе. Без такого представления понятие «место» не вписывается в общее понятие «единство места, времени и действия».

Понятие «место»,включенное в систему различных взаимоотношений с другими, чаще всего пограничными объектами, приобретает различное содержание.

1. Место ¾ это условная величина, занимаемая объектом.

2. Место ¾ форма завершенного объекта.

3. Место ¾ объем, создаваемый объектом.

4. Место ¾ это форма выражения момента физического существования объекта в период его жизненного цикла как времени и относительно других объектов как пространства.

5. Место ¾ как атомарная величина существования объекта.

6. Место ¾ это существование объекта среди других объектов.

7. Место ¾ это условная точка отсчета начала действия (движения).

8. Место ¾ условная точка пространства.

9. Место ¾ форма выражения дискретности времени и пространства.

10. Место ¾ это выражение специфической задачи человека.

Таким образом, конкретное выражение понятия «место» зависит от частной задачи, которую человек решает в данное время и в данном месте. Понятно, что определений может быть относительное множество, выше мы привели только малую часть. Поэтому не надо удивляться, когда в научной литературе в ходе исследования той или иной проблемы нередко предлагаются десятки, а то и сотни определений. Это связано с тем, что понятие, или точнее явление, в исследовательском эксперименте помещается в разные социальные или понятийные конструкции, и содержание понятия или явления всегда несколько меняется, а то и становится иным.

Но так же понятно, что все частные задачи, а соответственно и понятие «место», имеют значение исключительно только в рамках наиболее общего представления о понятии «место» (называемого, с моей точки зрения, неверно абстрактным), никак не связанного с частными задачами. Содержание такого абстрактного представления можно выяснить только в системе таких же абстрактных представлений и оперирования понятиями, составляющими особую реальность.

Переход из этой особой реальности к реальности другого рода или, точнее, различным реальностям, в частности, связанным с понятием «место» (как, впрочем, и с рядом других понятий), представляет собой смену парадигмы в сознании человека. Каким образом человек из мира концептуальных, т.е. мысленных, представлений переходит в мир физической реальности, имеющей принципиально отличное значение? Только посредством постепенной трансформации одного мира в другой, через образование множества опосредованных миров, где каждый раз сохраняются некие общие признаки, которые и позволяют переходить из одного состояния материи и в другое. Проследить всю цепочку взаимопревращений в настоящее время не представляется возможным, поскольку человечество не обладает всей полнотой знания. Но несомненно, что она имеется, ибо иного пути превращения материи нет.

 

Время…

Синонимы:

всегда, вечно, вечность;

бессмертно, нетленно, непреходяще, бессрочно, пожизненно;

неизменно, устойчиво, стабильно, все время, постоянно;

жизнь, существование, бытие, житие;

пора, период;

столетие, эпоха, век;

час, минута, секунда;

мгновение, миг, момент;

тленно, смертно, бренно;

никогда.

Так что же такое ВРЕМЯ? [20]

 

Понятие «время» описывает какое-то строго определенное явление, имеющее важное или принципиально важное значение для человека в процессе его взаимодействия с внешней средой, объектами этой среды и при решении им своей задачи. То, что мы называем синонимами, суть вариации выражения некоей общей характеристики данного явления и той или иной специфической внешней ситуации, складывающейся при взаимодействии человека с теми или иными объектами. Каждая из этих ситуаций получает при необходимости свое обозначение, а последняя возникает тогда, когда она становится важной для человека на протяжении длительного времени. Анализируя ситуации, можно довольно четко и полно описать данное явление и его роль в жизни человека, понять его сущность и то значение, которое оно приобретает при решении тех или иных задач, класса задач, которые человек постоянно решает.

Приведенные выше синонимы позволяют выявить интересную характеристику понятия времени как особого явления в жизни человека.

Итак, интересное наблюдение. Понятие «время» описывает то, что ему по его содержанию вроде и не принадлежит. По сути оно описывает две противоположности, две крайности: всегда (вечно) и никогда. И ни с одной из этих позиций время не может быть связано, ибо:

время описывает только то, что изменяется;

и время не описывает того, что не существует.

Если только рассматривать время не как понятие, а как абсолютную категорию, существующую вне времени и пространства, тогда оно теряет свои характеристики как время. Понятия всегда (вечно) и никогда, которыми человек и в самом деле оперируют как синонимами понятия «время», имеют смысл только в рамках некоего понятия времени как наиболее общей категории. В этом плане понятия «всегда» или «вечно» приобретают смысл только относительно другого явления, имеющего ограниченное существование, например жизни или периода существования какого-то иного события. Так, о египетских пирамидах говорят, что они существуют вечно, всегда, хотя понятно, что этого не может быть. Но в пределах жизни человека и не одного десятка поколений существование пирамиды может рассматриваться в рамках понятий «вечно» и «всегда». За время их существования человечество сумело переделать много дел и решить множество задач, а они все стоят и стоят, и долго еще будут стоять.

Понятие «никогда» так же интерпретируется человеком как временная категория. «Никогда» это фактически отсутствие времени и пространства, а соответственно и действия, равно понятию «ничто». Но здесь возникают два момента. Если это понятие рассматривать в его так сказать изначальном смысле, т.е. как полное и абсолютное отсутствие чего-то, а такую интерпретацию человек может дать, во всяком случае в рамках его существования она вполне правомерна, то фактически эти понятия для человека теряют какой-либо смысл. Если нечто не существует, то для человека оно не существует. Чего нет, того нет и говорить об этом не стоит. Но если человек тем не менее образовал эти понятия и активно ими пользуется, то это означает, что понятия «ничто» и «никогда» фактически описывают какую-то особую часть бытия, имеющую к человеку при решении ими своей задачи очень важное отношение. Что же это такое?

В быту распространена поговорка: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». Древние философы говорили: «Никогда не говори никогда». И то, и другое высказывания истинны, т.е. имеют смыл и значение для человека. Они означают только то, что в рамках существования данного явления человек никогда не решит свою задачу, поскольку это в принципе невозможно. Но в принципе оказывается возможным все, если интересующий человека объект поставить в иную ситуацию. Если девушка говорит, что она никогда не выйдет замуж, то она осознанно или неосознанно кривит душой. В принципе это возможно, но оказывается, в принципе это и невозможно, поскольку требования могут не вписываться в существующую ситуацию. Поменяй девушка в своем сознании принца[21] на бомжа[22], и замужество у нее сразу же в кармане. Поэтому понятие «никогда» это такая же временная категория, но описывающая так сказать вне временную ситуацию, а точнее, другое время, не то время, в котором человек решает свои задачи, а то время, в котором другие объекты решают свои задачи. Своеобразный параллельный мир. Поэтому, если человек говорит, что этого не может быть, потому что не может быть, то это означает только то, что в рамках его бытия, а соответственно и времени, этого события и в самом деле не может быть. Девушка, ждущая принца, и в самом деле никогда не выйдет замуж за бомжа. Хотя в мире бомжей женитьба на бомже вполне возможна. И если девушка, не дай бог, перейдет в их мир, то невозможное окажется возможным. Поэтому древние и говорили: «Никогда не говори никогда». Человек в силу постоянной миграции и в процессе взаимодействия с другими объектами внешнего мира постоянно меняет свою систему координат, и то, что невозможно сегодня, оказывается вполне возможным завтра.

Группа понятий бессмертно, нетленно, непреходяще, бессрочно, пожизненно имеет более узкое содержание. Они уже соотносятся не с общим понятием «время» как существующим вечно, а с тем временем, которое отпущено человеку. Понятия бессмертно, нетленно определяются содержанием понятия «смерть», соотносящимся с понятием «жизнь». Понятие пожизненно уже точно соотнесено с понятием «жизнь». Оно существует во времени, соотнесенным с периодом жизни. Понятия нетленно, непреходяще, бессрочно определяются такими понятиями, как «тленно», «преходяще», «срок» и тем самым соотносятся со временем самым непосредственным образом, т.е. с таким явлением, которое имеет свой срок существования. Этим подчеркивается, что данное событие длится долго, очень долго (эмоциональная оценка события), но все-таки не вечно[23]. Таким образом, понятие время в данном случае определяется, по меньшей мере, таким явлением, как жизнь, т.е. периодом существования человека как биологического существа.

 

Понятия неизменно, устойчиво, стабильно, все время, постоянно уже определены ощутимыми временными рамками. Здесь уже мало эмоций, а больше трезвой оценки какого-то явления. Когда говорят «все время» или «постоянно», то под этим понимают, что событие развивается в рамках внешнего по отношению к нему времени и не связано с его собственным временем. Эти «времена» надо четко различать. Когда говорят «неизменно, устойчиво, стабильно», то подчеркивают только, что явление, которое интересует человека в рамках времени, за которое он решает свою задачу, остается неизменным, т.е. сохраняет все свои основные, важные признаки, свойства и пр. Понятие время в данном случае соотносится с периодом существованием некоторых признаков некоего явления в течение того времени, которое нужно человеку для решения его задачи.

И только понятия жизнь, существование, бытие, житие четко определяют содержание понятия «время» периодом существования человека и как биологического, и как социального существа. Понятие «существование» уже несколько отличается от понятия «жизнь» в биологическом смысле, а соответственно меняется и содержание понятия «время», во всяком случае оно может отличаться от предыдущего понимания времени. Понятия «бытие», «житие» можно квалифицировать в ряде случаев как социальное бытие, как особого рода существование: бытие выходит за рамки физической жизни, оно может быть и меньше, и больше, и совсем другим. Этим самым подчеркивается, что понятие «время» связано с разными формами существования, в данном случае не только с физическими. Но и здесь содержание понятия «время» определяется периодом существования такой формы материи, как социальное бытие.

Понятия пора, период интересны тем, что представляют собой, по всей видимости, определенные рудименты процесса социального существования человека. При характеристике некоторого явления с точки зрения продолжительности его существования при решении человеком своей задачи, человек стал измерять его сначала такими предельно общими характеристиками, или точнее измерителями, как «пора» и «период». Такое измерение можно сравнить с тем, как человек, не имея градусника, оперировал такими понятиями, как «холодно» и «тепло». На определенном этапе осознания действительности и самого себя он не имел еще представления о более дробном делении, во всяком случае актуально и тем более формализовано. Понятия «период» или «пора» можно считать по существу первым формализованным представлением о времени существования объектов внешнего мира. Важно подчеркнуть, что понятие «время» как период существования явления или объекта с момента появления понятий «пора» и «период» становится осознанным, актуальным и формализованным. Потребовалось развить это представление и выразить его в более детальных единицах, т.е. продолжить формализацию. Рубикон был перейден.

Процесс актуализации и формализации понятия периода существования как понятия времени продолжился в следующих, хотя все еще общих категориях эпоха, век, столетие. С четкими понятийными границами, хотя понятие эпохи остается неопределенным по своим границам. Впрочем, и содержание данного понятия не имеет каких-либо физических границ, оно связано, в первую очередь, с социальной жизнью, с социальной периодизацией, которая весьма сильно отличается от границ физического существования объекта. Понятие эпохи связано с периодом существования больших социальных групп и их деятельностью. Поэтому эпоха может выходить за рамки понятий «век», «жизнь»; она может быть и больше, и меньше.

У нас

семь дней

у нас

часов – двенадцать.

Не прожить

себя длинней.

Смерть

не умеет извиняться.

Если ж

с часами плохо,

мала

календарная мера,

мы говорим –

«эпоха»,

мы говорим –

«эра».

(В. Маяковский)

В понятиях «век» и «столетие» заключена уже четкая периодизация существования жизни как некоего длительного процесса, который можно назвать даже вечным. Сто лет и век уже можно представить в днях, часах и минутах и даже в более мелком делении и в принципе в бесконечных градациях, а при необходимости можно ввести обратный и даже отрицательный отсчет.

Именно необходимость более детальной периодизации и привела к образованию таких понятий, как час, минута, секунда, введена уже и более детальная градация. Каждая из градаций приобретает в разных ситуациях при решении той или иной задачи весьма существенное значение, поскольку за любой сколь угодно короткий промежуток времени происходят события, которые могут повлиять на судьбу человека в том плане, что он не успеет решить свою задачу. Например, при изменении системы координат (при увеличении расстояний или скорости (космической)), каждый период, сколь бы мал он не был, приобретает совершенно разное значение. При высокой скорости и больших расстояниях секунда может быть весьма длинной. Соответственно меняется наполняемость периода протекания события или существования явления (объекта). Поэтому измерение не несет линейного характера, явление, включенное в разные системы взаимодействия объектов, меняет свое содержание. Так, если человек хочет продлить свою жизнь, и социальную и физическую, то он просто должен поменять систему координат, и тогда сто лет для него составят минуту или час. Например, интеллектуальная деятельность и есть иная система координат, в которой человек проживает совсем другую жизнь по сравнению с биологической, физической жизнью.

Понятия мгновение, миг, момент имеютиное наполнение по сравнению с их физическими аналогами, это не минута или сколь угодно малая величина. Они на понятийном уровне определяют такое состояние события, длительность существования которого намного меньше возможностей человека решить свою задачу. Они характеризуют класс явлений, точнее, класс периодов существования объекта или явления, выходящий за рамки физического существования периода решения задачи. Мгновение, миг, момент фактически соответствуют понятию «ничто», ибо если ничего нельзя сделать за этот период, то он не существует для человека. Однако имеется и одна особенность. Миг в иной системе координат может приобрести важное значение, т.е. он даст возможность решить задачу. Именно поэтому данные понятия и играют роль в жизни человека и приобрели свой специфический понятийный статус.

Понятия тленно, смертно, бренно описывают и состояние, и особое отношение человека к особой действительности. А действительность такова, что пришло осознание, что все имеет свой конец. Когда человек начинает осознавать не только начало, не только продолжительность жизни другого объекта, но и неизбежность конца его существования, он уже переходит на новую стадию своего развития. От детского понимания, что жизнь не только прекрасна, но и вечна, он приходит к пониманию суровости ее существования, что все имеет свой конец, ограниченный ресурс своего существования. Наконец, человек понимает, что жизнь ¾ это борьба за то, чтобы успеть за срок существования свой и других объектов сделать то, что предназначено свыше, т.е. природой.

А значит и времени, ибо время всегда принадлежит объекту.Точнее, время принадлежит тому, кто оценивает период жизни объекта и возможность решить свои задачи. Можно сказать, что ¾ это период существования объекта в ракурсе деятельности другого объекта при решении им своей задачи, поэтому время ¾ это только некая результирующая процесса взаимодействия объектов мира.

Понятие времени в ходе осмысления мира имеет несколько мистическое значение. Время все определяет и довлеет над человеком, ограничивает его какими-то рамками и диктует направление существования и т.д.

На самом деле время такой же продукт сознания, как и любой иной, описывающий особую внешнюю ситуацию при решении человеком своей задачи. Особым это явление становится в силу специфического сочетания явлений или объектов. К таким объектам относится и сам человек во всем богатстве и разнообразии его характеристик, и место, которое он занимает, и действия, которые он совершает, и соответственно сама задача. Последняя обозначается в сознании так же, как некий самостоятельный объект, имеющий вполне реальные очертания и характеристики и вступающий во взаимодействие со всеми остальными объектами внешнего и внутреннего мира человека.

Но особой категорией время становится только в случае, когда оно превращается в доминанту, определяющую на каком-то этапе решения человеком своей задачи выбор действия и места. Точнее, доминантой становится не время как отдельно существующий объект, а то особое состояние внешних относительно человека объектов и их взаимодействие, которые начинают определять жизнедеятельность человека не только локально, при решении им своей задачи, но и в более широком плане, т.е. всю его жизнедеятельность, а возможно и саму жизнь

Что же это за особое состояние объектов, которое человек называет временем? По сути это период существования объекта от его рождения до его смерти или распада (естественного или принудительного со стороны других объектов), от которого зависит решение человеком своей задачи. Но сам по себе период существования какого-либо объекта мало волнует человека. То, что человек называет временем, есть период существования объекта (самого человека как объекта или других взаимодействующих объектов), за который он должен успеть решить поставленную задачу. Период существования объекта становится доминантой, если человек не успевает решить предельно важную для него задачу. Именно поэтому он уделяет столь большое значение в своих понятийных конструкциях этому феномену, и обозначил его словом, термином, символом, понятием «время».

Так, чтобы жениться или выйти замуж необходимо успеть за период активной брачности решить свою задачу, т.е. найти мужа или жену. Если за этот период задача не будет решена, то человек может лишиться самого главного ¾ продолжить род и т.д. со всеми негативными последствиями, которые из этого вытекают. Поэтому надо успеть совершить данное действие (и соответственно в нужном месте), т.е. определиться в некотором пространственно-временном ¾ деятельностном континууме. Другими словами, обязательно успеть найти свое место и успеть совершить действие в некотором пространстве, т.е. относительно других объектов, и в период их существования как объектов (т.е. во времени), а соответственно и в период существования всей системы взаимодействия объектов.

Период существования каждого из взаимодействующих объектов ограничен и различен, и все вместе они имеют ограниченный срок существования. И если не следить за моментом изменений, которые в конечном счете с необходимостью приводят к распаду объекта, то человек может не успеть решить задачу. Именно поэтому он постоянно и напряженно следит за тем, на каком этапе становления или распада находится объект (не только отдельный объект, а вся система взаимодействующих объектов), стремится иметь точное представление о своем месте в континууме изменений периодов существования взаимодействующих объектов и последовательности их действий.

Человек обязательно приписывает временной ряд своим действиям, выстраивая их в некоторую логическую последовательность. Ибо в одном месте можно совершить только одно действие, а значит, его можно совершить в какое-то одно мгновение (времени). Время в данном случае рассматривается как производное от действия и места действия. Если так, то другое действие можно также произвести в одном месте (пускай в том же самом) и тоже в какое-то одно время. Разница между этими двумя временами (мгновениями времени) заключается только в разных моментах совершения действия и не более того. Но эти два времени приобретают последовательность, если разные моменты действия реализуются в некоей общей для них системе действий с целью решения общей задачи. Более того, они приобретают такую последовательность действий, которой приписывается понятие «развитие» (если решается общая задача). Поскольку человеку необходимо характеризовать каким-то образом эти действия и регулировать их в отношении действий других объектов или вещей, то он приписывает данной последовательности действий какое-то количественное (а при необходимости и качественное) выражение. Имеется ли в количественном ранжировании какая-то последовательность времени? Ровным счетом никакой. Налицо круговорот времени, точнее, круговорот одних и тех же действий, и не более того.

Совершение действий зависит от воли человека, от его субъективных качеств, которые могут тормозить решение задачи, например лень, болезни, непонимание, слабая воля, отсутствие физических и интеллектуальных сил и пр. Поэтому человеку необходимо четко контролировать не только внешнюю ситуацию, другие объекты, но и самого себя, свои действия. Можно даже сказать, что понятие «время», выработанное сознанием, есть защитная реакция человека на свою неспособность решать задачи. Определив, что одно действие не выполняется или его выполнение затягивается, что грозит невыполнением другого действия, человек сам себя подхлестывает и находит решение задачи. Убитый бизон уже не нужен, если человек умер.

У человека появляется необходимость иметь точку отсчета и систему координат и каким-то образом их измерять. В результате образуется новый объект, который и получил название «ВРЕМЯ». Утром человек осознает, что до обеда он должен переделать множество дел.

«Я знаю, век уж мой измерен.

Но что б продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я»

(А.С. Пушкин)

В первую очередь надо покушать. Утро как условная точка отсчета имеет рамки существования. Утром надо проделать очень много важных и не очень важных дел. Но если утром не покушать, если до обеда пища не будет найдена, то это чревато многими неприятностями. До обеда означает, что если в промежутке от одного действия (проснуться утром) и до другого действия (покушать) не будет совершена серия необходимых последовательных действий, то это грозит серьезными последствиями. Придется запускать какую-то другую серию необходимых и, возможно, экстренных действий.

Наличие ограничительных рамок, в том числе и жизни, заставляет человека постоянно контролировать себя и внешнюю среду. И чтобы нечаянно не пропустить ограничительные рамки, человек в обязательном порядке должен знать, где он находится в пространстве (в системе других объектов), и во времени (период существования) и какие действия он производит. Иметь четкое представление означает соотнести действия, которые были совершены ранее, с теми, которые будут совершены в некотором будущем.

Такая оценка ситуации может быть грубой или детальной, иметь количественные и качественные критерии, но она должна быть обязательно формализована. Формализация ¾ это осознанное действие, выраженное в безличной форме с тем, чтобы оно было понятно другим объектам и передано им независимо от субъективного предпочтения. Кроме того, формализация предполагает наличие и установление общих рамок существования некоей совокупности людей, сообщества, в которых осуществляется тот или иной жизненный цикл и всего сообщества, и каждого его члена. Формализация позволяет каждому члену сообщества в приемлемых и понятных ему формах получить информацию о рамках существования независимо от личных особенностей индивида. Так, у каждого отдельного члена сообщества различное здоровье, но чтобы вместе выполнить какую-то задачу нельзя ориентироваться ни на самого слабого, ни на самого сильного. Формализация устанавливает некие усредненные рамки, которые должны обеспечить выполнение общей задачи. Формализация есть осознание человеком некоего явления.

Первая формализация, как мы уже отмечали, осуществляется в полном соответствии с природными и биологическими циклами: утро, день, вечер, ночь. Все это критерии понятия «время», точнее, формализация, описывающая периоды существования данных явлений, которые, без сомнения, имеют объективное значение. С усложнением своих действий и потребности иметь более четкое представление о месте нахождения человеку потребовалась более дробная система измерения. Так появились раннее утро, утро, до обеда, после обеда, вечер, поздний вечер, ночь, поздняя ночь. Затем возникло деление на часы, минуты, секунды и более мелкие деления.

Появились и приборы, фиксирующие формализацию и дающие объективную точку отсчета. Это своеобразная формализация формализации, которая имеет длительную историю и самостоятельное существование как объективное явление.

Сначала время определяется своим непосредственным окружением, затем опосредованным, измерение времени усложняется. Наступает момент, когда время приобретает некое всеобщее значение. Появилась единая для всего общества точка отсчета, так называемое единое время, позволяющее отсчитывать частное время. Время приобрело самостоятельное звучание и некое абсолютное значение. Синхронизированные события, произведенные человеком, для непосредственного окружения приобрели абсолютное значение, которому человек обязан подчиняться. И в самом деле, мировое время, по которому синхронизируют события во всем мире, стало для каждого отдельного человека чем-то вроде самостоятельного и надсубъектного образования. Человек вынужден свое собственное время сверять с всеобщим временем, жить по тем


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Обще поле, в рамках которого действуют взаимодействующие субъекты, иерархично и неодинаково по содержанию, что и определяет характер взаимодействия | Пространство. То, что человек называет пространством есть его представление об особом расположении и взаимодействии субъектов

Дата добавления: 2015-06-30; просмотров: 269; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.017 сек.