Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Переосмысление содержания образования
* Культурно-историческая педагогика не требует коренного пересмотра содержания образования, но настаивает на его ценностном переосмыслении; * Считая своей важной задачей удержание духовного строя жизни, педагогика ценностей и смыслов фиксирует в содержании образования не только материальную, но и духовную реальность, рассматривая под этим углом зрения события и явления истории и культуры; * Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, культурно-историческая педагогика осознанно восстанавливает в правах мифо-поэтический способ постижения мира, распространяя его не только на искусство, но и на другие сферы, затрагивающие общественной сознание; * Рассматривая содержание образования как важнейший инструмент самостроительства личности, культурно-историческая педагогика, опираясь на опыт человечества, стремится одновременно к избавлению от избыточного антропоцентризма и к преодолению разлагающих нравственных последствий кризиса веры в человека; * Чрезвычайную ценность в контексте культурно-исторической педагогики приобретает трагический, но благотворный опыт выстаивания и преображения, сохранения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе; * Философской основой педагогики ценностей и смыслов следует признать духовный индетерминизм, вне которого невозможен координированный рост свободы и ответственности личности. Демонология культуры и основы духовной безопасности * Осознавая свою ответственность, культурно-историческая педагогика сосредотачивается не только на вершинах человеческого духа, но уделяет большое внимание трезвому анализу его срывов. * К такого рода срывам она относит массовые психозы, духовные эпидемии, коллективные истерики, периодически возникающие на национальной, конфессиональной, социальной и идеологической почве. * Анализируя причины, симптоматику и особенности разнообразных духовных патологий, культурно-историческая педагогика стремится максимально мобилизовать все культурные ресурсы для выработки действенных средств педагогической диагностики и профилактики духовной одержимости. * К таким средствам в арсенале педагога следует отнести: - демифологизацию сознания, направленную на разоблачение злобных идеологических и политических мифов, развенчивающих разум и сводящих человека к животному. (Понимаемая как борьба с химерами, демифологизация не противоречит восстановлению в правах мифо-поэтического способа познания, призванного вернуть человеку утраченную целостность мировосприятия. Химеры и утопии как раз эту целостности разрушают), - философский анализ глубинных причин "срывов" свободы в своеволие с последующей выработкой педагогической стратегии, обеспечивающий координированный рост свободы и ответственности личности, - культурологический и социально-психологический анализ деструктивного поведения человека, позволяющий педагогу осознано формировать у своих воспитанников основы духовной безопасности. * Используя междисциплинарные средства диагностики, культурно-историческая педагогика фиксирует внимание учащихся на следующих признаках духовного бешенства: - притязание на абсолютную полноту истины, - опасное знание о том, в чем состоит благо другого, - черно-белая картина мира, предполагающая деление на "своих" и "чужих", - демонизация "чужих" и идеализация "своих", - нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения, - вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры, - возвышенная, звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти. * Учитывая, что в основе возникновения духовных эпидемий чаще всего лежит присущее человеку стремление к идеалу, культуро-историческая педагогика разводит смешанные в массовом сознании понятия идеала и утопии: * Поскольку философский анализ разнообразных форм духовного равенства сводит их первопричину к рабству перед временем (прошлым, настоящим, будущим), культурно-историческая педагогика видит свою главную задачу в укоренении человека в вечности, ибо только на этой основе возможно преодоление всевозможных страхов и фобий. * Руководствуясь обозначенным выше базовыми подходами, культурно-историческая педагогика считает необходимым расставить следующие акценты в содержании образования и воспитания: - проявлять предельную осторожность, корректность и взвешенность в оценках событий, явлении и фактов истории и культуры, содержащих деструктивный потенциал (генезис межнациональных конфликтов, межконфессиональных споров и т.п.), - давать принципиальную жесткую отповедь мифам и теориям, содержащим человеконенавистнические идеи. (При этом постоянно помнить, что учитель воюет не с людьми, и тем более не с детьми, которые всего навсего воспроизводят предрассудки взрослых, а с злобными идеями), - осуществлять профилактику любых форм группового нарциссизма на национальной, религиозной и иной почве, - считать запрещенным приемом в культуре в целом, и в педагогике в частности, эксплуатацию мстительной памяти, служащей духовным обоснованием ненависти каждого нового вступающего в жизнь поколения. (Помнить все, включая скорбные, трагические страницы истории, и использовать этот горючий материал в подстрекательских целях не одно и тоже), - не бояться в разумных, щадящих юношескую психику пределах живописать эксцессы, сопровождающие любые бунты, революции и войны, этнические и религиозные конфликты, воспитывая тем самым устойчивое отвращение к любым формам насилия. (Психологически это лучше делать на "чужом" и отдаленном во времени историческом материале), - в доступной, популярной форме вкрапливать в гуманитарные курсы и дисциплины старшей школы социально-психологического знания об анатомии человеческой деструктивности, механизмах массового внушения, во многом определяющих поведение человека в экстремальных ситуациях, - целенаправленно раскрывать многообразные и изощренные формы психологического насилия, методы и способы манипулирования людьми, расхожие приемы социальной и политической демагогии, - неизменно подчеркивать и доказывать, что единственным достойным человека способом решения проблем и конфликтов является диалог.
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 129; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |