Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Как психического познавательного процесса

 

Первичную информацию человек получает с помощью ощущении и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления и представления воображения, которое формируется на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.

Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.

Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).

Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.

Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).

1. По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

2. По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

3. По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

4. По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

5. По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

 

3.5. Воображение

 

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.

По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

4. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.).

5. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.

Если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Примером схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Форма синтеза образов воображения, предполагающая «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей, называется агглютинацией. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.). Она используется также в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки; аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).

 

3.6. Внимание

 

Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности – ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах и явлениях при одновременном отвлечении от всего остального.

Внимание – сложное психическое явление, выполняющее функцию отбора и удержания. Сущность внимания проявляется в отборе значимых воздействий и игнорировании других. Наряду с функцией отбора, выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности до тех пор, пока не будет достигнута цель.

В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.

2. Произвольное. Функционирует за счет волевого усилия.

3. Послепроизвольное. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Основная функция — наиболее интенсивная и плодотворная деятельность, высокая производительность.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс. К основным свойствам внимания относятся:

концентрация (способность сосредоточиваться на главном);

объем (определяется количеством однородных предметов, воспринимаемых одновременно как правило – 6-8 объектов);

распределение (способность внимания распределяться между однородными действиями (объектами), если они составляют компоненты единой деятельности);

переключение (преднамеренный и сознательный переход от одной деятельности к другой);

устойчивость (способность задерживаться на восприятии одного объекта);

отвлекаемость (непроизвольный переход внимания от одного объекта к другому).

К свойствам внимания относят распределение, объем, концентрацию, устойчивость и переключаемость. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве или параллельно выполнять несколько различных действий. Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действие).

 

3.7. Виды, уровни, закономерности памяти

 

Память – это форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, активации, воспроизведении и забывании информации. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, оно включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Общая характеристика представления | Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал, называется памятью

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 488; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.