Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СПЕЦИФИКА целевого ПРОЕКТирования В СОЦИАльно-культурной СФЕРЕ

Социально-культурная сфера как объект проектирования включает в себя,как было

показано выше, широкий круг явлений, процессов и институтов, относящихся по

своей природе, функциям и другим параметрам либо к сфере преимущественно

“социального”, либо — “культурного”. Преобладающая ориентация разрабатываемых

проектов на решение социальных или культурных проблем во многом определяет

специфику проектной деятельности.

Проектирование,ориентированное на решение социальных, социально-

психологических, воспитательных проблем, по своей сущности является

социально-педагогическим. В свою очередь, проектная деятельность,

осуществляющаяся в сфере культуры, входит в группу технологий, используемых

прикладной культурологией.

Рассмотрим специфику каждого из этих видов проектирования на примере

проблемного поля,объекта и функций специалистов социально-педагогической и

социально-культурной сфер.

Задачи и функции специалиста, работающего в социально-педагогической сфере, а

также технология его деятельности определяются теми специфическими проблемами,

которые возникают в системе "человек-среда"

[72]. Специфика этих проблем заключается в том, что они носят

социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности,

преграды, препятствия, возникающие в процессе удовлетворения социальных

потребностей человека (в признании, самоутверждении, оценке, статусе, смысле

жизни и др.), достижения значимых для личности ситуаций, а также

актуализируются в виде психологических состояний, вызванные этими преградами

(тревога, неудовлетворенность, беспокойство, депрессия и т.д.).

"Проблемное поле" социальной педагогики включает в себя: непризнание

ближайшим окружением, потеря авторитета, отверженность (аутсайдерство),

социальная незащищенность личности, отсутствие условий для самореализации,

неблагоприятное самочувствие человека в социальной среде, неадекватная оценка

со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания,

внутренний дискомфорт, чувство неполноценности, низкая или завышенная

самооценка. Суть этих проблем — разлад между личностью и ближайшим значимым

для нее окружением — школьным коллективом, семьей, неформальной группой и

т.д.

Характер проблем определяет не только задачи социальной педагогики, но и

объект педагогического проектирования и регуляции. Им является не столько

личность — носитель проблем, сколько ее социальное окружение, которое в

процессе социально-педагогического влияния должно принципиально измениться,

ибо обрести статус, авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную

поддержку человек может лишь в том случае, если меняется нему отношение со

стороны значимых других. Следовательно, суть социальной педагогики не сводима

к механизму социализации, более того, она имеет как бы противоположный вектор

усилий — не "подключить" ребенка к социуму, а наоборот, социум "приблизить" к

личности, сделать его более гуманистичным, комфортным (чутким,

поддерживающим, признающим, слушающим, оценивающим).

Таким образом объект социальной педагогики включает в себя как носителя

социально-педагогических проблем — личность, так и социальную среду,

порождающую их.

Функции социального педагога определяются гуманистической природой данной

профессии, ее сверхзадачей — содействовать реализации социальных прав

личности, которые полностью зависят от характера ближайшего окружения,

социальной среды "обитания человека", от уровня социально-психологической и

духовно-нравственной культуры личностей, составляющих это ближайшее

окружение. К функциям с ярко выраженной социально-педагогической ориентацией,

реализуемых в том числе посредством разработки и реализации соответствующих

проектов, можно отнести следующее:

социально-психологическую, суть которой выражает способность понимать,

идентифицировать и выражать проблемы личностей, социальных общностей и групп,

находить источники их социального дисфункционирования, дисгармонии;

посредническую функцию, которая предполагает компетентное участие

социального педагога посредством различных техник в социально-психологической

взаимоадаптации личностей и коллективов, создании конструктивных

(восстанавливающих) отношений человека и среды;

функцию профилактики, т.е. предупреждения, устранения или минимизации

социальных факторов, вызывающих отклоняющиеся формы поведения посредством

воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей

окружения;

коммуникативную функцию — восстановление позитивных, развивающих

отношений между девиантами и социально-культурной средой;

Вторая группа функций отражает культурологическую направленность деятельности

социального педагога. Она включает:

компенсаторную функцию — создание дополнительных условий для

творческого развития и самореализации личности, социально-позитивного выхода

нереализованной энергии путем включения человека в различные виды

социально-культурной деятельности. Реализация этой функции предполагает

владение социальным педагогом различными видами социально-культурного

творчества, использование социально-педагогического потенциала различных видов

и жанров искусства;

социально-культурную функцию, которая является одной из основных в

функциональной модели социального педагога. Ее суть заключается в решении

определенного рода проблем — социально-культурных, которые в отличие от

социально-психологических проблем носят внеличностный характер.

Социально-культурные проблемы — это несоответствие объективного положения дел и

нормы, существующего и должного, целей и результатов деятельности,

несоответствие, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для

достижения целей, препятствий, преград или трудностей на пути гармонизации

социокультурной среды; это факты неблагополучия, утраты, характерные для

личности или социальной группы в целом в тех или иных сферах культурной жизни.

Если личностные (социально-психологические) проблемы переживаются человеком

как дефицит чего-то субъективно значимого, то в данном случае личность

(общность, социальная группа) есть лишь носитель социально-культурных

проблем, не всегда ощущающий (и переживающий) несоответствие или

неблагополучие как проблему.

Социально-культурные проблемы есть основа формулировки целей и задач

культурологического характера в процессе разработки и реализации социально-

педагогических программ, т.е. задач, связанных с гармонизацией культуры

личности, социальной группы, общности (исторической, художественной, духовно-

нравственной, политической, экологической культуры и т.д.). По отношению к

социально-психологическим проблемам они носят для социального педагога

вторичный характер (задачи — средства).

Сказанное выше дает основание обозначить сущность характеризуемой профессии

как социально-культурная педагогика, ибо характер и содержание задач

определяется, в основном, первой составляющей, а средства их решения —

второй.

Основу профессионального мастерства социального педагога составляют различные

технологии использования социально-культурной деятельности в решении

социально-психологических проблем (мы их уже называли — артпедагогика,

библиопедагогика, социопедагогика, техника развивающего диалога и ведения

беседы и т.д.). Базовой, стержневой является технология разработки и

реализации социально-педагогических программ, каждая из которых представляет

собой систему мероприятий и акций, взаимоувязанных единой целевой установкой

и ориентированных на решение социально-психологических и социально-культурных

проблем.

Таким образом, в профессиях социально-педагогической направленности

преобразованию (в рамках того или иного проекта) подлежат: личность и

социально-психологическая среда — ее социальное окружение, которое в

результате воздействия должно принципиально измениться, ибо обрести статус,

авторитет, ощутить личностную значимость и эмоциональную поддержку человек

может лишь в том случае, если меняется к нему отношение со стороны значимых

других. Суть социальной педагогики — “приблизить” социум к личности, сделать

его более гуманистичным (чутким, поддерживающим, признающим, слушающим,

оценивающим), содействовать реализации “социальных прав” личности, которые

полностью зависят от характера ближайшего окружения, от уровня

социально-психологической и духовно-нравственной культуры личностей,

составляющих “зону непосредственного развития” человека. Проективный характер

данной профессии обнаруживается, практически, во всех функциях социального

педагога: в социально-психологической, посреднической, профилактической и др.

Успешная реализация большинства функций, характерных для профессий социально-

педагогической направленности, зависит от степени овладения технологией

социокультурного проектирования, определяется способностью специалиста

грамотно и компетентно разработать и реализовать социально-педагогическую

программу, снимающую или частично разрешающую (оптимизирующую) обозначенные

выше проблемы.

При обосновании объекта, задач и функциональной модели специалиста

культурологической направленности акценты меняются противоположным образом —

социально-педагогическая составляющая (от характера проблем до

технологических приемов) является в данном случае факультативной, она

реализуется, в основном, на уровне проектирования и регуляции социально-

культурных процессов, субъектом которых выступает личность и социальная

общность.

Объект и предмет специалиста социально-культурной сферы определяется

содержанием и характером задач, диктуемых реальными проблемами и нуждами

соответствующей области практики, выявление которых требует проведения

предварительных исследований (относящихся, преимущественно, к компетенции

прикладной культурологии).

Теоретико-исследовательские и проектные задачи прикладной культурологии можно

представить, как минимум, в виде трех групп:

Первая группа задач ориентирована на выявление закономерностей создания,

сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, практик и

разработку на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов

(преимущественно, на институциональном, “отраслевом” и технологическом

уровнях — в деятельности различных государственных и общественных институтов

и учреждений, обеспечивающих социальную коммуникацию культурных ценностей,

охрану культурного наследия и т.д.);

Вторая группа задач предполагает получение практически ориентированного

знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры

(личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в

целом) и поиск оптимальных механизмов и технологий регулирования социально-

культурных процессов на соответствующих уровнях. Именно здесь проектирование,

направленное на оптимизацию культурной деятельности оказывается возможным и

наиболее эффективным в силу статусной, содержательной, нормативно-правовой и

административно-территориальной определенности как объекта, так и субъекта

социально-культурного регулирования.

На уровне функционирования социально-культурной общности прикладные

культурологические исследования должны обеспечить теоретическую базу

технологиям, ориентированным на оптимизацию становления и динамики различных

субъектов саморазвития культуры: самодеятельных групп, объединений, клубов,

ассоциаций, движений и т.д.

На общенациональном и региональном уровнях прикладная культурология

разрабатывает методологические основания государственной культурной политики

(ее приоритеты, цели, задачи, механизмы и т.д.), обеспечивает теоретическую

базу деятельности территориальных органов управления культурой, предлагает

функционально-содержательные модели организационных структур и учреждений,

соответствующих региональной культурной специфике и способствующих решению

территориальных проблем. Культурологические знания о закономерностях

формирования и проблемах развития отечественной и региональных культур могут

найти применение в социально-культурном проектировании процессов, характерных

как общества в целом (т.е. национальной культуры); так и для культурной жизни

конкретной территории. Они позволят сориентировать проекты и программы на

стратегическую цель культурной политики: создание условий для саморазвития

культурной жизни, поддержку приоритетных направлений и видов культурной

деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих

оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума,

развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно

насыщенного "культурного пространства" — среды становления и развития

человека.

Задачи и содержание проектной деятельности специалиста, работающего в

социокультурной сфере (т.е. профессионала, объектом деятельности которого

являются различные субъекты или феномены культуры), не тождественны

теоретико-исследовательским целевым установкам прикладной культурологии. Их

характер определяется, с одной стороны, спецификой объекта проектирования, с

другой — содержанием социально-культурных проблем, носителем которых является

вполне определенный субъект культуры. Проблемы эти имеют различный уровень

локализации и радиус действия (общенациональный, региональный, отраслевой,

личностный и т.д.) и предстают в форме субъективно воспринимаемого

несоответствия между оптимальным уровнем культурного развития (человека,

социальной группы, региона и т.д.) и его реальным состоянием. Причем, острота

переживания ситуации и глубина ее анализа, как уже отмечалось, культурно

обусловлены — они задаются представлением о норме, эталоне и являются

результатом оценки социокультурной ситуации субъектом — профессионалом, который

принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему

способами (включая профессиональные технологии, ресурсы) оптимизирует

культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности,

территории в целом. Сегодня, например, "проблемное поле" прикладной

культурологии определяется негативными тенденциями и процессами, связанными с

разрушением нормативно-ценностной базы и утратой чувства духовной самобытности

российской культуры; снижением уровня художественной, исторической,

экологической, духовно-нравственной культуры личности и общества; слабым

использованием педагогического потенциала искусства; размыванием

историко-культурного своеобразия и уникальности территорий (особенно малых

городов и поселений российской провинции); утратой технологий традиционных

ремесел и промыслов, предметов и памятников, имеющих историко-культурную и

художественную ценность; отсутствием условий для художественного развития

молодых дарований; снижением моральных критериев во взаимоотношениях между

людьми; дисфункционированием социальных институтов и учреждений, составляющих

культурную инфраструктуру и др.[73]

Мы видим, что все составляющие объекта проектирования и профессиональной

деятельности специалиста культурологической направленности (личность,

общность, регион, общество) являются носителями не социально-психологических,

а культурологических проблем. Именно “проблемное поле”: на одном уровне —

определяет характер исследовательских и проектных задач прикладной

культурологии как научной дисциплины, на другом — задает сферу компетенции,

функции и содержание деятельности специалиста, работающего в социально-

культурной сфере, а, следовательно, и содержание его профессиональной

подготовки. Используя специфические социально-культурные технологии, он

должен квалифицированно определять индивидуальные особенности и задатки

человека, его предрасположенность к различным областям художественного

творчества; содействовать в рамках конкретных проектов и программ

формированию исторической, художественной, духовно-нравственной,

политической, экологической культуры личности; создавать на социально-

психологическом и региональном уровне духовно насыщенное "культурное

пространство" как естественную среду становления и развития человека.

Таким образом, объектом проектной деятельности специалиста социокультурной

сферы могут выступать:

Во-первых, социально-культурная среда (цель проектной деятельности —

создание духовно насыщенного культурного пространства и оптимизация условий

саморазвития культурной жизни человека, социальной группы, территории в целом);

Во-вторых, образ жизни (поддержка приоритетных направлений и видов

культурной деятельности, способствующих росту качественных параметров образа

жизни, формированию художественной, духовно-нравственной, исторической,

экологической культуры; создание условий для творческого развития и

самореализации личности путем включения человека в различные виды

социально-культурной деятельности);

В-третьих, сферы жизнедеятельности личности — образовательная,

производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная,

информационная и др. (совершенствование в рамках проекта деятельности

соответствующих учреждений или создание новых).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ целевых ПРОЕКТОВ | ЛОГИКА И ТЕХНОЛОГИЯ организационного проектирования

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 220; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.01 сек.