Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Моделирование урока на основе сценариев-инструкций
После того как учащиеся освоят отдельные методы и приемы моделирования, затем конструирование урока из деталей, предлагается следующая форма работы: моделирование сценариев урока на основе представленной методической информации в виде разнотипных по содержанию и форме сценариев-инструкций. Являясь по своей сути гомоморфной моделью, сценарий-инструкция позволяет условно выделить те главные действия, которые могут составить содержательную логику урока, в отличие от конструктора урока, где учащиеся начинали поиск от формы без достаточно определенной содержательной логики (начало урока, конец урока и др.). Упрощенные схемы легко выстраиваются в систему, хорошо запоминаются. Приведенные примеры интерпретации сценариев в развернутом виде (письменно) и в видеозаписи (натуральная модель) позволяют на основе принципа дополнительности сочетать гомоморфную модель с изоморфной, что способствует полноценному восприятию осваиваемых профессиональных форм работы. Среди имеющихся в теории и практике типов и видов моделей в деятельности учителя музыки определенное место нужно отвести сценариям. В областях, включающих не только формальное знание, но и деятельностный аспект, обычно складываются стереотипы действий, другими словами — сценарии. Д. Норман в работе «Память и научение» указывает, что некоторыми теоретиками памяти разрабатывается идея о том, что многое в человеческом поведении и в памяти об этом поведении управляется сценариями. Слово «сценарий» имеет здесь особый смысл, который не означает текст роли в пьесе, где точно записано каждое слово или действие. Скорее это общая инструкция о порядке действий и взаимоотношениях между участниками событий: «Как бы мы ни оценивали концепцию сценариев в связи с проблемой механизмов памяти, эта концепция пытается объяснить один из самых важных моментов, а именно то, что наши впечатления от событий следуют определенному стереотипу. Представление о сценариях — один из способов отображения этого факта»[236, с. 296]. Действие в таких сценариях выступает в качестве элементарной единицы, которая формализует содержание, позволяет быть опорным сигналом в оперировании материалом. Методологическим приемом для поиска унифицированных моделей является установка на изучение зрелых форм работы, в которых основные задачи учебного процесса реализуются качественно. В рамках данной работы в качестве примера будет приведен ряд унифицированных сценариев, которые можно использовать в качестве модели как для традиционных уроков, например тематических, так и нетрадиционных: музыкального салона, музыкальной гостиной, клуба по интересам, внеклассного занятия. Данные модели имеют около пяти действий с явно выраженными смысловыми моментами, по которым можно сориентироваться и попытаться на их основе спроектировать свой вариант и затем перейти к исполнительскому этапу.
Сценарий-инструкция организации урока«Выдающиеся композиторы прошлого и настоящего» 1. Вначале предлагается вспомнить, что присутствующие уже знают о композиторе, какую музыку слушали или пели. 2. Затем выделяется главное: почему композитор получил признание, в чем масштабность его творчества? 3. Знакомство с новым, действительно выдающимся произведением композитора. 4. Краткие комментарии по представленной музыке и работе с ней. 5. Указание о доступных, посильных для данной аудитории произведениях композитора или фрагментах произведений, совместное разучивание.
Развернутый сценарий урока музыки на основе схемы-инструкции
1. Вначале предлагается вспомнить, что ученики уже знают о композиторе, какую музыку слушали или пели. 2. Затем выделяется главное: почему композитор получил признание, в чем масштабность его творчества? 3. Следующий шаг в сценарии — знакомство с новым, действительно с выдающимся произведением композитора. 4. Краткие комментарии, на что нужно обратить внимание: сущность и особенности при работе над музыкой. 5. Указания о доступных, посильных для разучивания хором фрагментах и их характеристика.
Сценарий-инструкция«Жизненное явление, природа в музыке»
1.Вспомнить всем вместе то явление, которое предполагается показать в музыкальных образах: поры года — весна, зима, осень, лето; день, ночь, утро, вечер; река, море, озеро; горы и равнины; лес, деревья, цветы, поля, птицы, животные, камни, луна, солнце и т.д. а) Методом беседы, взаимодополняя друг друга, представить выбранное явление мысленно вместе с учащимися, например море, и попытаться описать его словесно, показать слайды, фотографии, рисунки, репродукции (можно на основе предварительного домашнего задания). Найти что-либо характерное, что могло бы отразиться в звуковых образах. б) Украсит урок, сделает ощущения ребят и восприятие музыки острее несложный реквизит: морская раковина или камешки, серебристый серп луны из картона, листья, записанные голоса живых птиц и т д. 2. Знакомство с интересным, популярным и известным в мире музыкальным образом природы, как, например, К. Дебюсси «Лунный свет», одна из частей цикла «Времена года» А. Вивальди, Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее» и т.д. 3. Разные виды работы с представленным произведением для осознания, любования, прочувствования и запоминания (доступная инструментальная аранжировка, свободное дирижирование, рисование под музыку, пропевание основной мелодии, пластическое интонирование, вербальные характеристики образа и средств выразительности и т.д.). 4. Разучивание песни (другой композитор, в другое время, с другим мироощущением и мировосприятием о луне, солнце, море, цветах, лугах и т.д.). 5. Творчество учащихся по этой теме: стихи, рисунки, аппликации, фотографии, коллажи, мелодии на стихи, интонации, сочинения, вышивание, сочинение пьес и т.д.
Сценарий-инструкция «История одного жанра»
Посвятить все занятие (урок, беседу, встречу) истории одного жанра(это может быть любой жанр, чаще небольшой: ноктюрн, экспромт, этюд, прелюдия, фуга, романс, частушка, разновидность танца — вальс, менуэт, полонез и др.). Не исключается возможность работы по данной схеме с крупными жанрами. 1. Рассказ об истории жанра:
2. Знакомство с произведением композитора, которого можно поставить первым в хронологическом ряду по выбранному жанру. Обсудить характер музыки, особенности образа, музыкального языка. Закрепить в памяти образ, работая с музыкой: пропевая мелодию, придумывая аккомпанемент, сюжеты и т.д. 3. Повторить схему работы по второму пункту с ярким произведением другой эпохи или другой страны, познакомить с музыкальным произведением другого композитора в данном жанре. Показать новую роль жанра. Можно дать информацию об исполнителях. Сравнить с первым произведением, попытаться выявить сходство и отличия. 4. Повторить историю жанра и его определение с помощью учащихся. 5. Представить современную музыку в этом же жанре, прогнозируя формы его дальнейшего бытования. При возможности исполнительской работы — разучить с учащимися.
Развернутый сценарий урока по изучению жанра: «Ноктюрн»
1. Рассказ об истории жанра. По ходу рассказа дать определение жанра, назвать имена композиторов, характерных для истории жанра. 2. Знакомство с произведением композитора, которого можно поставить первым (по какому-либо признаку) по выбранному жанру. Обсудить характер музыки, особенности образа, музыкального языка. Закрепить в памяти образ, работая с музыкой. 3. Повторение схемы работы по второму пункту с ярким произведением другой эпохи или другой страны. 4. Повторить с учащимися историю жанра, вспомнить определение. 5. Представить современную музыку в этом жанре. Разучить музыкальное произведение в жанре ноктюрна.
Сценарий-инструкция по изучению музыкальных форм на уроках музыки 1. Повторить и закрепить несколько несложных песен, инструментальных мелодий (количество — в зависимости от изучаемой музыкальной формы). 2. Объяснить принцип построения одной формы (согласно планированию в школе: простой двухчастной, простой трехчастной, вариаций, рондо и др.). а) Представление наглядной схемы-модели в графических фигурах, цветовой гамме и обязательно в буквенных обозначениях: АВ — простая двухчастная форма; АВА — простая трехчастная форма; АВАСА — форма рондо; А А1А2А3А4 и т.д. б) Построить из повторенных мелодий нужную форму, обращая внимание на принципы построения музыки — повтора и контраста. 3. Познакомиться с новым музыкальным произведением в заданной форме, но обращая внимание прежде всего на содержание, выразительные средства. 4. Форму представить в качестве одного из выразительных средств и закрепить умение ее распознавать на данном произведении. 5. Дать задание в перечне из 4–5 хорошо знакомых произведений определить форму на основе слуховых представлений без специального прослушивания. (Можно подобное задание давать по выбору учащихся).
Сценарий-инструкция «Чувство, эмоция, эмоциональное состояние, настроение в музыке (любовь, нежность, тоска, отчаяние, взволнованность, торжественность, жизнерадостность, мечтательность, бодрость, страх, боль, агрессия и др.)»
Приложение 3
Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 275; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |