Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Н. Гоголь

 

В октябре 1835 г. Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пуш­кин поделился с Гоголем сюжетом о чиновнике, который в про­винциальном городе был принят за важную государственную осо­бу. Перо Гоголя превратило анекдот (в основе которого лежали действительные происшествия) в комедию огромного обобщаю­щего смысла. Писатель работал над нею исключительно интен­сивно и вдохновенно. В декабре «Ревизор» был закончен, а в ап­реле 1836 г. поставлен на сцене Александрийского театра.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»,- писал Гоголь.

Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и злоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи. Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение.

 

 

« … Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться».

Н. Гоголь

Действие комедии происходит в глухом провинциальном го­родке, но порядки, в нем действующие, и происходящие события показаны не как частное явление, а как следствие крепостничес­кой и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное обра­зование и просвещение, больницы, полицию, почту... Писатель ука­зывал на концентрацию и укрупненность художественного мира своей комедии: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и зло­употребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение...».Уездный город становится эквивалентом общерусской, общегосударственной жиз­ни. Миру злоупотреблений Гоголь (в отличие от авторов обличи­тельных комедий XVIII в.) не противопоставляет никакого другого, положительного мира; из комедии неизбежно следует вывод, что изоб­раженные в ней явления — норма, закон действительности.

Вовлечь зрителя в происходящее на сцене, дать ему почувствовать, что город, выведенный в комедии, в той или иной мере присутствует в каждом городе России, а чувства, страсти и пороки чиновников – в душе каждого из нас – вот главная цель комедии. Гоголь обращается ко всем и каждому. Именно в этом и заключалось громадное социальное значение «Ревизора». Устремить зрителя не на «порицанье действий другого, но на созерцанье самого себя» (из письма Гоголя к В. А. Жуковскому от 10 января 1848 г.) - в этом смысл обращенной к залу знаменитой реплики городничего «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!..» и эпиграфа-пословицы «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Сатирическая острота комедии, глубина социальных разобла­чений вызвали яростные нападки на Гоголя публики и литературной критики. В защиту Гоголя выступили Белинский, Вяземский, Андросов, указавшие на глубокую правдивость комедии и увидевшие в ней явление, чрезвычайно важное для русской литературы.

«Ревизор», бесспорно, является одной из самых ярких комедий не только русской литературы, но и мировой. Проблема, поставленная в «Ревизоре», живет и в наши времена и, скорее всего, будет жить еще не один год. Гоголь писал комедию в далеком девятнадцатом веке, но изображенные в ней характеры и ситуации обладают столь мощным обобщенным значением, что пьеса вышла далеко за пределы собственной эпохи, заслужила гордое звание «бессмертной».С течением времени выяснилось, что вскрытые в ней уродства социальной жизни и обрисованные в ней типы существуют повсюду, в любом обществе.Поэтому и сегодня на спектаклях по «Ревизору»в разных странах зрители искренне смеются, узнавая в гоголевских персонажах своих современников, а в изображенных пороках общественного устройства-проблемы, с которыми они сплошь и рядом сталкиваются в собственной повседневной жизни.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
II. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ | Младотурецкая революция

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 280; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.