Студопедия
rus | ua | other

Home Random lecture






Этнопсихологические основания современной политики. Этнические стереотипы политического восприятия собственной страны и других стран мира.


Date: 2015-10-07; view: 413.


Полититическое поведение вытступает в двух формах:1)Организованных и 2)Стихийных.

Характер вовлечённости в политику в России отличается от западноевропейского или американского.Обращает на себя внимание не только появление новых типов поведения,но и их динамика на протчжении коротких отрезков политической истории.Важным аспектом политического участия ялвяется определение его оптимальных границ с точки зрения стабильности как системы,так и конкретных партий и движений.

Этнические общности схожи с другими социальными : они также формируются на базе общих интересов, ценностей и идеалов, хотя имеют этническое основание.

Следует отметить, что этнический маркер – один из важнейших для самоопределения человека ( наряду с половой принадлежностью и личным именем ).

Этничность тесно связана с передачей культурного опыта ( т.н. «межпоколенная трансляция ). Процесс воспитания нового поколения и передачи ему опыта выражается идёт с детства и имеет тогда форму сказок, притч, преданий, легенд, саг и т.п. Поэтому фольклор – ключ к пониманию психологии этноса. Так, в России существует образ иванушки-дурачка, который постоянно попадает в передряги, но в итоге побеждает. Это не дурак в собственном смысле : просто его ум не в строгой рациональности, а в смекалке и умении находить нестандартные выходы из сложной ситуации ( что, собственно, почти всегда описывается как одна из основных национальных черт русских ). Есть и много других образов и особенностей, из которых складывается картина русского миропонимания.

Существует такое понятие, как политическая мифология, создания бренда-легенды, миссии. Для этноса очень характерно такое мифологизированное восприятие.
Оно включает три компонента : пространство, время и герои.
Пространство как географическая среда формирования и обитания этносов играет очень значимую роль в этническом самосознания. Оно определяет не только отношение к природе, но и феномен «земли обетованной» - земли предков. В политике этот феномен может использоваться для обоснования территориальной экспансии под знаком возврата территории ( ирредентизм и затем фашизм в Италии, «выход к морю» при Петре I в России и бесчисленное множество других ). Есть и образ границы, который разграничивает знакомый нам мир и другой, которому мы поэтому приписываем негативные характеристики ( в основном ).
Время связанно с циклическим восприятием истории. Обычно в этническом самовосприятии героизируется прошлое страны, в нём же ищутся выходы из кризисов современности. Нередко существует понятие «Золотого Века», к которому необходимо вернуться. В политике может формулироваться и эффект «юбилея», который укрепляет связь с прошлым нынешней государственности, увеличивает её легитимность ( например, официальное празднование «1000-летия» российской государственности.

Герои – это выдающиеся личности, чья деятельность так или иначе связана с развитием и процветанием этноса. Герои часто являются основой общей картины великого прошлого, их наличие и образы являются поддержкой в трудные времена ( так, монголы бедны, но помнят о временах Чингисхана ).
Существует понятие миллинаризма ( от лат. Mille – тысяча ) : это настроения, возникающие в конце определенного периода лет и дающие ожидание резких перемен или даже конца света ( рубеж тысячелетий, конец эпохи и т.д. ).

Ксенофобия ( дословно – чужебоязнь, боязнь чужих, иноземцев ) возникает как реакция на наше незнание о других. У нас нет установки, мы не знаем, как вести себя и чего ожидать. Происходит противопоставление своих и чужих. Такое разделение – неотъемлемая часть процесса самоиндентификации ( также как и человек самоидентифицируется через выделение себя из общего мира ). Зачастую образ «врага – чужого» используется в PR для создания сплоченности в обществе.

С этим же связано явление этноцентризма : восприятия и оценки социальных процессов с позиции ценностей и интересов своего этноса.

Основной механизм этнического восприятия заключается в механизме

1. идентификации (свой-чужой). Этот механизм возникает за 20 день после рождения. Он чётко знает маму и отца. Они для него родные, а остальные чужие.

2. Механизм стереотипизации. Он проявляется в аутостереотипах (о себе) и в гетеростереотипах (о других).

Хотя этнос во многом является деерминирующим фактором, очень важно самосознание человека.
Культуры можно психологически делить на культуры стыда и культуры совести. Первые уделяют больше внимания внешним проявлениям, некоему общему порядку. Вторые акцентируются на внутренних переживаниях человека, рефлексии. Русская культура отчётливо рефлексивна.

Этническое восприятие имеет два вида стереотипов : аутостереотипы ( самовосприятие ) и гетеростереотипы ( восприятие других ). Аутостереотипы зачастую носят позитивный оттенок, тогда как гетеростереотипы – негативный. Причём замечено, что более близкие культуры более склонны к взаимной вражде ( особенно соседи ), тогда как отдалённые и не имеющие общих интересов – часто нейтральны или дружелюбны.

Многие стереотипы формируются на основе информации, полученной нами из СМИ.

Стереотипы формируют установки. Установки имеют три уровня : когнитивный ( познавательный ), эмоционально-оценочный и поведенческий ( непосредственно поведение ). Несовпадение когнитивного и поведенческого уровней приводит к парадоксу Лапьера : поведение человека не соотвествует декларируемым им ценностям.

Зачастую негативные этнические стереотипы и установки не распространяются на тех, с кем мы знакомы лично ( «да у меня есть друг – крокодилец, нормальный парень, абсолютно!» )

Действует и механизм каузальной атрибуции : если в кране нет воды….

Внтуригрупповой фаворитизм за счёт аутгрупповой агрессии ( Мы - украинцы! Не дадим поделить Украину московским империалистам! ), срабатывает и групповая динамика, механизм соперничества.

Физиогномическая редукция и категоризация также действуют.

Этнический маркер – наиболее простой.

Что происходит при влиянии других национальностей? В поликультурных общностях существуют четыре модели идентификации:

1. С отцом. Зависит от того, где живёт семья.

2. Биэтническая. Одновременная идентификация с обоими этносами. Это позитивно.

3. Безэтническая идентичность. Таких называют космополитами.

3. С матерью.

 

Понятие этнических представлений связано с понятием менталитета.

Представители французской школы анналов. Автор Блох. Это понятие связано с национальным духом. Он выражается в определённом стиле мышлений, характерном для определённого этноса, выращенном в опыте его существования и этническими особенностями.

При общении с другими этносами нужно учитывать особенность менталитета.

 

Феномен Брейкена. Победил чёрный в 1972 году в Америке на выборах губернатора. Результаты подтасовали, и победил другой – чтобы общественность не возмущалась.

 

24.


<== previous lecture | next lecture ==>
Более подробно каждая половина данного вопроса рассматривется в 32 и 33 вопросах. | Политические представления и ценности и их характеристика.
lektsiopedia.org - 2013 год. | Page generation: 0.003 s.