Студопедия
rus | ua | other

Home Random lecture






Устав Святого Бенедикта и его распространение в Западной Европе.


Date: 2015-10-07; view: 601.


«Отцом западного монашества» Римская Церковь считает св. Бенедикта Нурсийского (480-512 гг., память 14 марта), подвизавшегося в начале VI в. вблизи итальянского города Сполето. Происходя из аристократического рода, св. Бенедикт получил хорошее по тем временам образование. Св. Бенедикт три года провел в неприступной пещере, куда некий монах подавал ему пищу. Этим он приобрел широкую славу, и вокруг него стали собираться многочисленные отшельники. Св. Бенедикт разбил их на двенадцать групп по двенадцати человек и начал разрабатывать принципы монашеского общежития. Кроме молитвы и труда монахи занимались воспитанием и обучением детей местной знати.

Изгнанный по интригам местного священства, св. Бенедикт с несколькими учениками основал монастырь в Монте-Кассино, между Римом и Неаполем, где и написал свой устав, ставший основой организации западного монашества.

Св. Бенедикт представляет монашеское братство как военный отряд: «Должны мы учредить отряд божественной службы». Устав воспринимается им как закон воинской дисциплины, непреложный и нерушимый. Анахорет, ведущий одинокую борьбу с плотью и дьяволом, должен быть «хорошо снаряжен к бою», а приобрести необходимый опыт и твердость он может лишь в братском общежитии, которое является, по мысли св. Бенедикта, главной формой аскетического служения.

Устав св. Бенедикта ограничивается изложением лишь самых необходимых принципов монашеской жизни. Совершенство же достигается личным усилием монаха, которому могут быть полезны для этой цели любые наставления Святых Отцов, каждая строка Священного Писания, монастырские уставы, написанные ранее (например уставы св. Василия или св. Кассиана). Абсолютное послушание аббату, бедность и молчание входили в число основных условий монашеской жизни по уставу св. Бенедикта.

Особое значение имела «лестница смирения», состоявшая из двенадцати ступеней, на вершине которой монах достигает той «совершенной любви, которая изгоняет страх», и тогда монах выполняет уже из любви к Богу и доброй привычки то, что раньше делал «не без ужаса» и из чувств долга.

^ Устав св. Бенедикта отличался разумностью и умеренностью требований, достижимостью поставленных целей.

Св. Бенедикт пытался превратить монастырь в замкнутую хозяйственную единицу, с мельницами, огородами, пашней, хозяйственными постройками и т. д. Монахи спали в общей спальне, в одежде, чтобы быть готовыми в любую минуту встать по первому зову аббата; семикратное моление, труд и чтение составляли день монаха. Книги выдавались из библиотеки по специальному кодексу, причем старший, назначенный аббатом, следил, чтобы монах не подменял назначенное ему чтение другим.

Аббат, возглавлявший монастырь, избирался пожизненно. Избрание утверждалось епископом, и сам аббат подчинялся только уставу, распоряжаясь и хозяйственной и духовной жизнью монастыря. Аббат являлся единственным представителем монастыря в миру. По разрешению аббата монахи общались с родственниками и посетителями монастыря.

Благодаря высокому уровню своей духовной жизни бенедиктин-ские монастыри становились центрами религии и культуры, убежищами для окрестных жителей во время бедствий и нападений врагов.

Культурное значение бенедиктинских монастырей возросло, когда в их число вошли монастыри, основанные сенатором Кассиодором ( ок. 565 г.), проявлявшим большую заботу о сохранении классической образованности.

Устав преп. Бенедикта удачно сочетал в себе традиции восточного монашества с особенностями западной жизни и в силу своей полноты, краткости и практичности быстро распространился на севере Италии и по всей Западной Европе.

При папе св. Григории Великом (590-604 гг.) устав св. Бенедикта был утвержден в римских монастырях и стал применяться повсеместно.

Большую роль в распространении и укреплении монашества в Европе сыграли ирландские и английские монахи. Ирландия и Западная Британия (Уэльс), обращенные в христианство в конце IV - начале V вв., стали очагами миссионерства и прибежищем греко-римской культуры. Последнее отчасти объяснялось тем, что ирландцы, внутренне чуждые соблазнам эллинского и римского язычества, не испытывали того религиозного страха перед этой культурой, как их романизированные собратья в Европе.

Первый шаг развития в новом направлении был сделан в VI веке благодаря реформе Бенедикта Нурсийского. Его устав, имеющий очень много общего с уставами Пахомия и Василия, точно устанавливает устройство монастырского общежития и, сверх трёх обычных обетов — нестяжания, целомудрия и повиновения — требует ещё обета «постоянства», обязывающего монахов к пожизненному пребыванию не только в их звании, но и в том монастыре, куда они вступили послушниками (за исключением отлучек, разрешённых монастырским начальством). Гибкость и практичность устава Бенедикта сказывается в тех главах, где дело идёт о работе, пище, одежде; здесь предусматривается возможное разнообразие возрастов, физических сил, климатических условий. Постановления о занятиях монахов отводят значительное место физическому труду и чтению. Это привело к последствиям громадной важности, проложив путь к научной деятельности монахов. Поставленные уставом в условия жизни не более суровые, чем те, в каких жили низшие слои населения Италии в VI веке, проникнутые уважением к мирному труду, одинаково презираемому и уцелевшими представителями римской цивилизации, считавшими труд рабским делом, и германскими завоевателями, выше всего ставившими войну, сохранившие остатки римской образованности в период полного её упадка бенедиктинцы скоро стали на Западе могучей цивилизующей силой. Распространившись из Италии в Сицилию, во Францию, в Испанию, бенедиктинский орден особенно широко развернул свою деятельность с конца VI века, когда его силами воспользовался папа Григорий I, запретивший допущение в монастыри в возрасте моложе 18 лет, установивший строгие наказания за оставление монастыря и (на Латеранском соборе 601 года) совершённое изъявший монастыри из юрисдикции епископов (вопреки постановлению Халкидонского собора). От епископов требовалось теперь только согласие при основании новых монастырей в их епархиях (это постановление часто нарушалось). Под покровительством пап бенедиктинцы проникли и в Германию, всюду являясь не только христианскими миссионерами, но и насадителями культуры. Деятельность Бенедикта имела большое значение и для развития женских монастырей; его уставом, впервые применённым к женскому общежитию сестрой Бенедикта, стало пользоваться множество женских монастырей.

 

Союз папства с монашеством значительно усилил влияние пап, особенно в Англии. Монастыри, распространившиеся вслед за Ирландией в Шотландии (где насадителем монашества был Ниниан в конце IV и начале V веков) и в Валлисе (где главное влияние приписывается Герману, епископу Оксеррскому, и Лупу, епископу города Труа), приобрели большое значение и создали в монашестве самостоятельное течение. Устав Колумбы допускал чтение не только Библии, но и других, даже светских книг. Монахи здесь раньше, чем где бы то ни было, собирали библиотеки и создали искусство художественной переписки манускриптов. Своеобразную черту организации, установленной Колумбой, представляло то, что аббат был выше епископа, не имевшего территориальной юрисдикции, так как первоначальной территориальной единицей в кельтской церкви был монастырь, а не епархия. Среди миссионеров, направившихся из кельтских монастырей в Европу, особенно замечателен Колумбан, автор устава несколько более сурового, нежели бенедиктинский, и долго соперничавшего с последним. Самые замечательные представители английского монашества в VIII веке, Бонифаций и Алкуин, были ревностными проводниками римских идей. С своей стороны папство поддерживало главным образом выросший на итальянской почве бенедиктинский устав, который вытеснил постепенно в Европе все другие (всего позже — в Англии, где его в X веке ввёл Дунстан). Работа на пользу цивилизации и римской церкви в VII—VIII веках, отвлекая монахов все далее и далее от первоначальных идеалов, приводила к постепенному их «обмирщению».

 

Благодаря благочестивым жертвователям в руках церкви и монахов скоплялись громадные земельные владения и другие богатства, от которых монашество не отказывалось, утверждая, что обет нестяжания запрещает только частную собственность. Эти богатства привлекали в ряды чёрного духовенства, и без того стоявшего на очень низком нравственном уровне, людей, руководствовавшихся исключительно корыстными побуждениями. В иных случаях светские землевладельцы создавали чисто фиктивные монастыри ради изъятия причисляемых к таким монастырям земель от повинностей, лежавших на светских землях, причём или принимали к себе монахов, изгнанных из монастырей, или даже заставляли постригаться держателей своих земель (такие явления указаны в письмах Беды); в других случаях государи отдавали аббатства в бенефиции светским людям, и духовные владения оказывались в полном распоряжения людей, часто отличавшихся привычками и вкусами полудиких воинов-германцев (так было, например, при Карле Мартелле). Господство таких людей, иногда номинально становившихся аббатами, как и существование фиктивных монастырей вело к полному пренебрежению дисциплиной и уставами.

 

Уже в VIII веке были сделаны попытки исправить зло. Бенедикт Аньянский решил устроить монашескую жизнь на началах более строгих и осуществил своё намерение в монастыре в Аньяне, где собралось до 1000 монахов и возникла обширная библиотека. Переселившись по настоянию императора Людовика Благочестивого в устроенное для него аббатство близ Ахена, Бенедикт стал как бы главным начальником или наблюдателем всех бенедиктинских монастырей. На Ахенском соборе он добился утверждения правил для управления монастырями, которые отличались, однако, такой суровостью, что через несколько десятков лет совершенно перестали применяться. При последних Каролингах пришла в упадок и предпринятая Карлом Великим организация при монастырях не только элементарных, но и высших школ, из которых реймсская, санкт-галленская, фульдская пользовались, хотя и недолго, почётной известностью. Реформы VIII—IX веков не принесли, таким образом, прочных результатов, и в IX—Х веках монашество находилось в самом печальном положении


<== previous lecture | next lecture ==>
Ранее монашество: время возникновения и особенности. | Монашество в конце XI – XIII вв. (цистерцианцы, августинцы, францисканцы, доминиканцы).
lektsiopedia.org - 2013 год. | Page generation: 0.14 s.