Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 3. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

Читайте также:
  1. F 1 f 2 f 3 частота воздействия на человека
  2. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  3. II. История философии
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  6. III. Материалистическое направление в русской философии
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  9. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. IV.l. Теоретические аспекты проблемы

Вопрос 2. Характерные черты китайской философии

 

Интереснейшая и самобытная цивилизация была создана в Древнем Китае. Характерными чертами философии Древнего Китая (подробнее о древнекитайской философии можно прочесть на http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/index.html) были:

· восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира;

· понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

· осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

· восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

· консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

· невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

· осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством;

· восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

· конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

· понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);

· восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

· уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

 

 

Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции, у истоков которой лежит загадочная гадательная книга «И-Цзин» или «Книга Перемен» (подробнее о которой можно прочесть по адресу: http://daonews.narod.ru/taichi_4.htm), человек является сгустком трех видов космической энергии:

· цзин;

· ци;

· шэнь.

Цзин – энергия зарождения всего сущего, «корень», «семя» живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

· «семя Прежнего Неба» – то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

· «семя Последующего Неба» – то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци – материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего (в отличие от цзин – энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

· вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;

· духовную ци – душу человека и других живых существ. Духовная ци – основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает «светлой», «чистой» ци. Больной, слабый, неудачливый – «тяжелой», «загрязненной», «темной» ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью – освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения – цзин; энергии материального и духовного существования – ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, – шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:

· Ян – мужская сексуальная энергия;

· Инь – женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала – мужское и женское. Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу Ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу Инь – Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение Ян и Инь. Всё, что есть в мире – сам мир, его вещи и существа – всё рождается и слагается из сочетания этих двух сил, которые взаимодействуют и борются между собой, образуя при этом целостное силовое единство.

Такое положение вещей символизируется знаком, указывающим на единство и взаимопроникновение двух энергий:

Этот знак – эмблема «Великого предела» (Тай-цзи). «Великий предел» – это предельное состояние бытия, высшее начало, которое уже пребывает в изначальном хаосе, то есть существует до обособления сил Инь и Ян, до возникновения всей «тьмы вещей», всей вселенной.

Восприятие китайской философией человека имеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:

· не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

· начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;

· не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью – «шэн») остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми – нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан – в зависимости от поведения его потомков;

· выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

· воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества;

· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Главными условиями долголетия в Китае считаются:

· поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с людьми, обладающими «грязной», нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;

· работа над своим телом и душой – «син чун» – окультуривание себя;

· работа над судьбой, принесение пользы обществу – «мин чун»;

· соблюдение общественных порядков;

· употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;

· проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Китая.

Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

· великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;

· зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего – гиганта Пань-Гу;

· выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;

· образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);

· 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

· смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны – из глаз, грома – из голоса, ветра – из выдоха, рек – из крови, дорог – из жил, камней и полезных ископаемых – из костей, зубов и т. д.;

· возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы – людей-драконов.

Старинное философское произведение «И-Цзин» объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов – земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая – даосизма, конфуцианства, легизма.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Вопрос 1. Древнеиндийская философия | Вопрос 4. Философские школы Древнего Китая

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 598; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.