Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философская концепция джайнизма

Читайте также:
  1. В. ПАРЕТО: КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
  2. Взаимоотношения в социальной системе: системно-философская сущность и политико-идеологический смысл.
  3. Вопрос 4. Философская антропология
  4. Вопрос 7. Философская герменевтика
  5. Дальневосточная концепция права
  6. Дерево целей как объект развертывания и сопоставления целей менеджмента. Концепция управления по целям в менеджменте.
  7. Кейнсианская концепция экономического роста
  8. Концепция астрономии
  9. Концепция В. Парето
  10. Концепция внедрения эффективных моделей организации школьного питания

Философские основы джайнизма

       
 
 
   

 

 


Схема 21. Философские основы джайнизма

 

Философская концепция джайнизма строится на нескольких ключевых понятиях

Таблица 7

 

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
Анекантавада (не­приятие абсолют­ных истин) Отрицая возможность познания абсолютной ис­тины, джайны утверждают, что суть вещей сле­дует воспринимать в зависимости от угла зре­ния, под которым они рассматриваются. Исхо­дя из этой посылки любое знание является условным. Так, рассматривая концепцию Эго, можно прийти к следующим выводам: «Я» — это постоянная категория; «Я» — это непосто­янная категория; «Я» может быть как постоян­ной, так и непостоянной категорией; сущность материи может быть невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость абсолютного знания

Продолжение таблицы 7

Атомизм и анимизм Джайнизм основывается на учении одискрет­ном, прерывном строении материи и различает четыре вида атомов: воздух, огонь, воду и зем­лю. Атомарные образования этих первоэлемен­тов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объек­ты. Но мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого пла­на, реальность которых, тем не менее, очевид­на. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива. Согласно джайнизму, всё сущее имеет душу. При этом духовным на­чалом наделялись не только люди, животные и растения, но и камни, земля и ветер. Любое событие и явление следует считать одухотво­ренными в тот период времени, когда они про­исходят. Поэтому джайнская философия при­знает взаимодействие материальной и духов­ной субстанций
Атеизм и вечно ме­няющаяся Вселен­ная Джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных ис­тин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобож­дением признается достижение душой конеч­ной реальности (состояние конечного пости­жения называется кавала). Мир безначален, но находится в непрекращающемся процессе эволюции. Процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Сле­довательно, Вселенной управляет не Бог, а кар­ма. По отношению к природе вещей, с одной стороны, в джайнизме провозглашается их неизменность, а с другой — текучесть и непо­стоянство. За тот или иной период объект претерпевает множество изменений своего со­стояния, которые происходят каждое мгнове­ние, и одновременно прекращает существова­ние в одном режиме бытия и проявляется в другом. Однако в течение всего процесса пе­ремен он остается неизменно реальным

Таким образом, получаем еще одно подтверждение условно­сти джайнского подхода к постижению истины. Вещи одно­временно существуют или не существуют — всё зависит от по­зиции, занимаемой сторонним наблюдателем.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Ортодоксальные философские школы индуизма | Общая характеристика китайской философии

Дата добавления: 2014-03-21; просмотров: 390; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.