Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция XI Ведомственная и общественная благотворительность в России. Общины сестер милосердия и их деятельность

Читайте также:
  1. Активность и деятельность.
  2. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  3. Анализ динамики и структуры безработицы в России.
  4. Банковская система России.
  5. Благотворительность и технология social branding
  6. Благотворительность как форма социальной ответственности
  7. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  8. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  9. Боевые традиции Вооруженных сил России.
  10. В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложила свою классификацию складских помещений в России.

План.

1.Возникновение общин сестер милосердия.

2.Подготовка общинных сестер милосердия в Российской Империи в конце 19 начала 20 века.

3. Община сестер милосердия святого Георгия

 

Проявлением высокой нравственности и духовности явилось движение общинныхсестермилосердия, возникшее в середине XIX столетия. Начало ему было положено великой княгинейАлександрой Николаевной и принцессой ТерезиейОльденбургской, которые в 1844 г. в Петербурге основали первую в России общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой.

В Москве подобная община возникла в 1848 г. во время эпидемии холеры. Ее организовали двавыдающихся человека, посвятивших свои жизни служению человеколюбивому делу помощисамым бедным и обездоленным членам общества. Это были княгиня Софья СтепановнаЩербатова и доктор Федор Петрович Гааз.

Появление общины попечения о раненых было весьма кстати, поскольку в 1853 годупотянулись вереницей по дорогам повозки, заполненные ранеными воинами. Возникланеобходимость оказания медицинской помощи на попе боя.

Во время Крымской войны 1853—1856 гг. особенно остро был ощутим недостаток медицинского персонала. Великая княгиня ЕленаПавловна в 1854 г. учредила в Петербурге первую в России и Европе общину сестер милосердия,названнуюКрестовоздвиженской, специально предназначенную для работы в действующейармии. Организация и деятельность общины проходила под руководством великого русскогохирурга Н. И. Пирогова. Новое начинание в высших кругах было встречено скептически.

Великосветские моралисты высказывали опасение, что посылка женщин на фронт может привестик разложению армии.Однако женщины самоотверженным трудом и безупречным поведением заслужиливсеобщее уважение и признательность. Н.И. Пирогов дал высокую оценку трудолюбию,самоотверженности и большому нравственному влиянию, которое оказывали сестры милосердияна воинов. Он писал: «Поведение сестер с медиками и их помощниками было примерное и достойное уважения; обращение их со страждущими было самое задушевное, а вообще вседействия сестер при уходе за больными, сравнительно с поведением госпитальной администрации,должны быть названы не иначе как благородными... Трудно решить, чему должно болееудивляться: хладнокровию ли этих сестер, или их самоотвержению в исполнении обязанностей...»Под неумолкаемой канонадой, в солдатских сапогах, утопая в грязи, обходили они одну за другойнамокшие палатки, и, стоя на коленях, перевязывали, поили и кормили раненых. Л. Н. Толстой,участник обороны Севастополя, в рассказе «Севастополь в мае» так писал о сестрах милосердияна поле брани: «Сестры с спокойными лицами и с выражением не того пустого женскогоболезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там то сям шагая черезраненных, с лекарствами, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелямии рубахами».

Чуткие руки сестер милосердия облегчили страдания тысячам раненых матросов и солдат.В досаде о событиях в Севастополе генерал-штаб-доктор Шрайбер писал: «презирая опасности,медики наши... перевязывают раневых-.. даже под градом смертоносных выстрелов и соревнуясь

друг перед другом, спешат доставить раненым и страждущим необходимое успокоение. Многие...сами сделались жертвами своего самоотвержения».

Отмечая подвиги кротких женщин в бою. Высочайшим повелением для них былаучреждена боевая награда — нагрудный позолоченный крест, которым удостоили 158 сестер, а 68сестер милосердия — солдатской медалью «3а оборону Севастополя». Исторический почин сестермилосердия Никольской и Крестовоздвиженской общин по оказанию помощи раненым вдействующей армии оказал огромное влияние на дальнейшее развитие военно-медицинскогоделаво всем мире. Уже во время Крымской войны по примеру русских женщин в английских войскахпоявилась группа сестер милосердия во главе с ФлоренсНайтингейл, имя которой стало символом

международного милосердия.

Создание Российского общества попечения о раненых и больных воинах в мае 1867 года, которое через 12 лет преобразовали вРоссийское общество Красного Креста (РОКК).И, конечно, подвиг сестер милосердияНикольской и Крестовоздвиженской общин вызвал волну объединения в подобные общиныхристианок-доброхоток во многих губерниях России. К началу мирами войны 1914 года былозарегистрировано более ста общин, а к середине 1917 года в боевых порядках русской армииработало уже 30 тысяч сестер милосердия, 20 тысяч из которых вышли из стен епархиальных

общин.

В Москве, вслед за Никольской общиной сестер милосердия, вскоре образовалиАлександровскую, затем Покровскую, Иверскую, Павловскую и Марфо-Мариннскую.Создательницами их, в основном, были состоятельные подвижницы, исповедующие евангельскиезаветы милосердия. Особая роль в этом благочестии принадлежит великой княгине ЕлизаветеФедоровне, организовавшей общество призрения обездоленных детей и стариков, возглавившеймосковское отделение РОКК, сформировавшей лазаретные отряды и санитарные поезда дляраненых и больных воинов, покровительствовавшей почти всем общинам милосердия Москвы.

Что же представляли собой эти общины сестер милосердия?

Общины сестер милосердия являлись своеобразными женскими монастырями в миру, гдене требовали пострига в инокини. Цели и задачи всех общин были одинаковыми, варьировалисьлишь форма одежды, продолжительность испытательного срока, стоимость услуг, оказываемых

общиной в собственных учреждениях, в городских больницах и на дому. Но неизменнымусловием была аскетическая строгость поведения, бескорыстие, трудолюбие, самоотверженность,дисциплинированность и беспрекословное повиновение начальству.Уставы общин хотя и были строгими, но в отличие от монастырских оставляли за членаминекоторые элементы свободы. Сестры сохраняли право владеть собственным имуществом, они

могли вступить в брак или вернуться к родителям, требующим за собой ухода. В общинымилосердия принимались вдовы и девицы всех сословий по удостоверению о хорошейнравственности в возрасте от 20 до 40 лет. Желающие поступить в общину предварительнопроходили испытание сроком до двух лет, оставаясь в звании испытуемых по достижении 21 года.

Жизнь и труд их определялись Уставом, в большинстве случаев подобным монастырскому. Приаттестации они давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения воимя страждущих от мирских соблазнов. И надо отдать им должное — они честно соблюдали

данную клятву.В мирное время сестры ухаживали за больными в военных госпиталях и гражданскихбольницах, а также в квартирах частных лиц. В военное время они откомандировывались советомобщины в распоряжение главноуполномоченного Российского Общества Красного Креста и

распределялись по госпиталям. Хорошо воспитанные, аккуратно одетые, корректные, чуткие ивнимательные, сестры милосердия вносили в больничный быт особый морально-психологическийклимат, вселяя в души раненых спокойствие и уверенность.Трудовой день сестер начинался ранним утром и заканчивался в полночь молитвами.Каждая из них выполняла определенное послушание (работу) в больнице, приюте или в хозяйстве

общины. Работали все с усердием и на равных, освобождались только больные. Руководствообщиной, как правила.оставалось в руках ее основательницы, делавшей основной взнос в казну,пополнявшуюся затем вкладами членов попечительского совета, щедрыми дарамиблаготворителей и платой за лечение в общинной больнице и амбулатории.

По степени подготовки сестры подразделялись на кандидаток (испытуемых), сестермилосердияи крестовых (старших сестер). За два года кандидатского срока выявляласьспособность к работе с больными, искренность и прилежание. Во время непосредственной работыв больнице, приюте или ночлежном доме выявлялась способность работать с больными,определялось наличие качеств, необходимых в деле бескорыстной помощи нуждающимся. Послеиспытаний и благоприятного отзыва сестры-наставницы аттестовывали кандидатку в сестрымилосердия, в этом качестве она пребывала 5—6 лет, совмещая ежедневную практику вбольничных палатах и специальный курс обучения. Поскольку главным в деятельности общины

была подготовка опытных сестер милосердия с прочными медицинскими знаниями и навыкамиухода за бальными н ранеными воинами, то программа медицинской подготовки состояла из курсав 14—16 предметов, освоение которого давало возможность оказывать доврачебную помощь,выполнять предписания врача в палате и в операционной. Кроме того, курс обучения включал 5-7дисциплин социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказаниюпсихологической поддержки, развитию повышенного чувства сострадания и самопожертвования,отрабатывались технологии социально-бытовой помощи. Сдавших экзамены и проявивших себя вработе сестер милосердия при свершении торжественного ритуала посвящали в крестовые сестры,наделяя их не только старшинством, но и, ответственностью за честь и достоинство общины.Крестовые сестры трепетно почитались не только младшими общинницами, но и больными за

нравственную и духовную чистоту, сердечность и высокое мастерство. Внешне они отличалисьтем, что открыто носили четки на левой руке, большой наперсный крест на цепочке и имелиотличия в покрое одежды и головного убора.

В своих стенах общины открывали специализированные или многопрофильные больницы,где для бедных выделялись 10—15 процентов мест, оплачиваемых благотворителями. Кроме того,бесплатная медицинская помощь оказывалась епархиальными общинами при регулярныхпосещениях сестрами страждущих в ночлежных домах и различных трущобах. Сестры

милосердия московских общин самоотверженно работали во время эпидемий холеры, тифа идругих болезней в Поволжье, на Урале и даже в Якутии, а во время русско-японской войны 1904—1905 годов и мировой войны 1914—1915 годов — в полевых лазаретах, санпоездах и госпиталях.При каждой епархиальной общине создавались чадолюбивые приюты для сирот и детейобнищавших и духовно искалеченных семей. Несомненно, из-за не многочисленности приютов иограниченности их возможностей они не решали проблемы всех несчастных детей, и тем не менеесуществование их было благом. В общинах находили тепло малютки от 2 до 9 лет, которые

пребывали в них до 16—18 лет. За это время они получали не только духовное воспитание, общееили среднее образование, но и навыки в каком-либо ремесле. В основном же воспитанницыприобщались к нелегкому труду сестер милосердия.

Свято-Георгиевская община сестер милосердия начала свою деятельность 26 ноября 1870 года под покровительством цесаревны Марии Федоровны, супруги будущего императора Александра III . Цели и задачи Общины были определены в ее уставе очень широко: «Главная цель Общины – подготовление сестер милосердия для ухода за больными и ранеными в военное время – находится в прямой связи с другим высокоблаготворительным делом доставления возможности нуждающимся классам одной из беднейших частей города пользоваться лечением и уходом бесплатно». Помощь нуждающимся понималась как разностороннее благотворительное социальное служение: «Наше маленькое учреждение – такая среда, куда стекается теперь немалое число больных, для которых доброе слово, указание, сочувствие, маленькая поддержка весьма важны. Ободрить, расспросить, походатайствовать: старушку ли определить в богадельню, ребенка ли поместить в детскую больницу, придумать работу нуждающемуся в ней, снабдить мясною пищей на несколько дней истощенного, грамотку подарить ребенку, который хотел бы учиться, да книг не имеет, навестить на квартире несчастных, чтобы удостовериться в их положении – в вот разнообразные милости, которые можно оказать приходящим за врачебным пособием в Общину».Община таким образом взяла на себя роль посредника во взаимодействии имущих и неимущих классов, считая необходимым не только «приготовление той женской прислуги, разумной, умелой, сострадательной, которая с такой выгодой для больных заместила бы всякую другую наемную прислугу в госпиталях», но и сближение «дам усердствующих со средою тех многочисленных больных и страждущих, которыми изобилует бедный люд». Свою деятельность Община начала среди беднейшего населения Петербургской и Выборгской сторон столицы.

Идея создания Общины была высказана еще в 1869 году председательницей 5-го Санкт-Петербургского комитета Российского общества Красного Креста графиней Елизаветой Николаевной Гейден. Она обратилась к председательнице 2-го Комитета РОКК принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской с предложением совместными усилиями основать новую общину сестер милосердия. Комиссию по управлению Общиной возглавила Е.М. Ольденбургская. а вице-председательницей стала баронесса Е.Н. Гейден – «необыкновенная женщина, высокообразованная, одаренная широким умом, необычайной энергией и сердцем, крайне отзывчивым ко всему доброму», – так писали о ней в отчете за 25-летие Общины уже после ее смерти. Графиня отдала Общине 24 года своей жизни, «организовывала и растила ее как свое любимое детище, и поистине можно сказать, что ею Община жила, воспитывалась, крепла и совершенствовалась».

Среди почетных членов-благотворителей Общины – известнейшие люди своего времени: высокопреосвященнейшие Палладий, митрополит Санкт-Петербургский, и Антоний, архиепископ Финляндский, принцы П. А. и А. П. Ольденбургские, графа и графиня П.А. и Е.Н. Гейден, светлейший князь А.М. Горчаков, М. П. Кауфман, графа и графини А.Д. и М.Ф. Шереметьевы, богатый лесопромышленник, член Государственной думы В. А. Ратьков-Рожнов, баронессы РаушфонТраубенберг и др. После кончины графини Е.Н. Гейден в 1984 году пост вице-президента заняла графиня М.А. Сольская. К управлению Общиной была привлечена Е.П. Карцева – сестра милосердия, прославившаяся еще в Крымскую войну. Медицинскую часть возглавил знаменитый врач С.П. Боткин.

При общине осуществлялось обучение сестер. Первоначально план преподавания был ориентирован на программу обучения фельдшериц. В школе преподавали элементарный курс анатомии, физиологии, фармакологии, учение о повязках и краткий курс клиники внутренних и хирургических болезней. Лекции по внутренним и хирургическим болезням читались на примере пациентов из клиники Общины.

Школу фельдшериц, открытую 8 октября 1874 года, могли посещать не только сестры Общины, но и посторонние лица. Курс был трехгодичным. Эту школу пришлось закрыть в 1882 году, так как она быстро разрослась и стала отвлекать Общину от выполнения ее главных задач: сестры обремененные работой, не имели возможности посещать занятия. После закрытия школы преподавание вновь было приспособлено к нуждам сестер. На базе больницы Общины проходили практику врачи, выполняющие научные работы. Персонал Общины вел преподавательскую и научную деятельность. Сестры делились опытом своей работы, распространяли сестринское движение в отдаленные регионы Российской Империи. Так, в 1896 году Свято-Георгиевская община основала первую общину в Средней Азии – Туркестанскую. Эту миссию с большим успехом выполняла В.Е. Врангель.

 

Свято-Георгиевская община принимала участие во всех военных действиях, которые выпали на время ее существования и на театр которых посылались сестры из России. Сестры участвовали в сербско-черногорско-турецкой и последовавшей за ней русско-турецкой (1876-1878), в англо-бурской войне (1892-1902). Но наибольший масштаб приобрела их деятельность на полях сражений русско-японской и Первой мировой войн.

Согласно отчету за 1905 год, «сверх командированных в 1904 году на Дальний Восток 15 отрядов, в составе 220 сестер милосердия, было вновь снаряжено и направлено на театр военных действий 11 отрядов, в числе 89 сестер, из них 7 было выделено из состава общины, а остальные из временнообязанных». В 1912 году сестры приняли участие в сражениях Первой Балканской войны (Болгарии, Сербии и Черногории против Османской империи). К сожалению, нет точных статистических данных о деятельности сестер милосердия Свято-Георгиевской Общины во время Первой мировой войны, так как Община не публиковала отчетов после Октябрьской революции. Но судя по спискам сестер милосердия РОКК, назначенных для ухода за больными и ранеными воинами в лечебные учреждения Красного Креста, военного ведомства, общественных организаций и частных лиц, опубликованном в Петрограде в 1915 году, община св. Георгия являлась самой крупной из подобного рода организаций и насчитывала 1603 человека. Большая часть сестер была мобилизована в связи с военными действиями. Помимо штатных сестер привлекались и временнообязанные. В мирное же время, в период с 1896 по 1913 год, число сестер в Общине варьировалось от 100 до 159 действительных и от 28 до 64 испытуемых.

Первоначально община управлялась совместно двумя комитетами Общества попечения о больных и раненных воинах. Устав Свято-Троицкой общины был опубликован в качестве образцового в специальном издании уставов 7 других общин. В 1886 году произошло слияние двух комитетов – 2-го и 5-го – в один под названием Комитет Общины сестер милосердия св. Георгия. Община св. Георгия входила в состав Российского общества Красного Креста, и деятельность ее определялась Нормальным уставом общин РОКК.

После Октябрьской революции и до 1985 года в зданиях Свято-Георгиевской общины размещалась больница Карла Маркса, переехавшая затем в Озерки. В настоящее время она носит название больницы св. Георгия. В ноябре 1995 года здесь была освящена церковь.

 

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие были причины для возникновения общин сестер милосердия?

2. Какова роль общин сестер милосердия в годы Крымской войны?

3.Как осуществлялась подготовка сестер милосердия в Российской Империи?

4.Община сестер милосердия Св.Георгия и ее роль в процессе формирования российской системы благотворительности?

 

 

Список литературы.

1.Хорева Л.В., Сущинская М.Д. История благотворительности в России.: Учеб. Пособие.СПб., 1999, - 39с.

2.Исторический очерк общины сестер милосердия св. Георгия в Санкт-Петербурге за двадцатипятилетие (1870-1895). СПб, 1895.

3. Общественное и частное призрение. СПб. , 1907, 61с.

4.Благотворительные учреждения Российской Империи. 1900, Т.1, 9с.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция X Развитие общественного и частного призрения в истории России | Лекция XII Ведомственная и общественная благотворительность в России. РОКК

Дата добавления: 2014-04-19; просмотров: 721; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.