Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Читайте также:
  1. Изоляционная керамика.
  2. Искусство (художественная культура).
  3. Оптическая керамика
  4. ОПТИЧЕСКИЕ КРИСТАЛЛЫ И КЕРАМИКА
  5. Раздел 2. Художественная обработка металлов методами литья
  6. Художественная культура Индии
  7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
  8. Художественная форма

Слово «керамика» происходит от греческого «керамос» - глина. Высокого уровня гончарное мастерство достигло в Киевской Руси в IХ – ХII веках. Уже умели делать кувшины, миски, игрушки, аптекарскую посуду, изразцы для облицовки печей. Сотни лет глиняная посуда служила человеку. В глиняном горшке готовили еду, в них хранили продукты, в кувшинах носили воду, а живописцы в глиняных кувшинах хранили краски. Денежные сбережения прятали в кубышке – глиняном горшке с высоким узким горлышком. При прокладке московского метро нашли кувшин вместимостью более 10 литров.

В Древней Руси была у горшка и иная служба. Использовали его строители для усиления звука в каменных церквях и называли такой горшок голосником. На внутренних стенах и сводах старых храмов есть круглые отверстия. Это и есть голосники. Обычный горшок вставляли в стену так, что его горлышко было обращено в помещение, благодаря этому уничтожалось отражение звука от сводов. Звук становился чистым, можно было разобрать каждое слово.

Один из способов обработки керамики – это чернолощение (томление). Высушенные глиняные предметы натирали (лощили) куском дерева, костью или камнем, потом обжигали в коптящем пламени. Готовые чёрные изделия с красивой блестящей поверхностью в местах лощения отличались особо прочным черепком.

Ещё один способ – это обработка обваркой. Этот способ сохранился с доисторических времён. Такие горшки делали новгородские мастера в 30-е годы ХХ века. На светлых стенках сосудов узор из коричневых пятнышек со светлыми разводами. Вынутое из горна раскалённое изделие окунают в мучную болтушку. Закипая и испаряясь, она образует на стенках сосуда узор, а кроме того, придаёт им большую плотность, проникая в поры черепка. Такие изделия называют обварными.

Толстостенные изделия с пористым черепком из красных глин называют майоликой; толстостенные изделия с пористым черепком из белых глин – фаянсовыми.

При производстве керамики применяются два способа изготовления изделий: формовкой и литьём в гипсовых формах. Формовка осуществляется на гончарных кругах. В керамических промыслах широко применяют оба способа: и формовку, и литьё. При литье в гипсовые формы используется жидкая керамическая масса, называемая шликером.

После изготовления изделия сушат в естественных условиях, затирают швы, приклеивают приставные детали – ручки, носики. Затем сушат в специальных камерах – сушилках.

Следующий процесс – обжиг. Его делают дважды: первый – ýтильный, второй – политой. Утильный обжиг при 850º – 950º для майолики и фарфора и 1200º для фаянса. Он закрепляет форму изделия. После этого обжига декорируют полуфабрикат и покрывают его глазурями. Затем обжиг при температуре 890º – 1050º для майолики, 1200º для фаянса, 1300º – 1400º для фарфора. Глазурь – тонкая стекловидная плёнка, покрывающая поверхность изделия. Глазурь придаёт изделию водонепроницаемость и служит для декоративного оформления.

Кроме глазурей для украшения изделий применяют подглазурную и надглазурную роспись. Подглазурными красками расписывают сразу по утильному черепку, а затем покрывают бесцветной глазурью. Преимущество подглазурной росписи – в её прочности, потому что краски во время политого обжига, сплавляясь с глазурью, образует тонкую плёнку, предохраняющие их от стирания. Но у подглазурной росписи небогатая палитра, так как большинство красок выгорает при температуре выше 1000º. Самой распространённой подглазурной краской является кобальт, дающий после обжига синий цвет различных оттенков.

Надглазурные краски наносят на изделие поверх глазури после политого обжига и закрепляют роспись дополнительным обжигом при температуре 800º – 850º. Надглазурная роспись отличается широкой палитрой красок. В народных художественных промыслах подглазурная и надглазурная роспись производятся вручную.

В ХVIII веке получила распространение майоликовая посуда. Это были толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белой эмалью и расписанные окислами металлов. Майолика выпускалась в Москве, Петербурге, но особенно ею славилась Гжель.

 

ГЖЕЛЬ

Это старинный гончарный район в 60 километрах от Москвы, объединявший более 30 деревень. Майолика Гжели пользовалась необычайной популярностью. Роспись состояла из 5 цветов: жёлтого, зелёного, коричневого, вишнёвого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. Это и сказочные города, фантастические птицы, цветы и травы. В ХIХ веке в Гжели освоено производство фаянса и фарфора. Изготовляли чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда, солонки, чернильницы. Гжельские мастера отказались от сюжетных мотивов майолики, перешли на орнаментальную роспись. Так сложился типично гжельский растительно-геометрический орнамент.

Гипсовые формы для отливки изделий - разъёмные коробки с круглым отверстием. Внутри каждой – углублённый отпечаток будущего изделия.

Шликер – сметаноподобная масса – подаётся в литейный цех резиновым шлангом, который заканчивается пистолетом-дозатором. Через время, заполненную шликером форму разнимают, заглаживают неровности, мелкие детали приклеивают словно клеем шликером. После первого обжига изделие называют «фарфоровый бисквит». Он попадает в руки мастеров росписи. Движения руки точны и безошибочны. Исправления исключены: пористый черепок тотчас впитывает краску. Изделие покрывают прозрачной глазурью – стекловидным порошком, размешанным в воде. Затем ставят в капсель – огнеупорный футляр, который предохраняет изделие от засорения. Второй обжиг при температуре 1350º. Крупинки глазури плавятся и, стекая вниз, покрывают изделие ровным прозрачным слоем. Когда закончен обжиг, топка гаснет, капсели вынимают. В них стоит, охлаждаясь, белоснежный фарфор.

«Фарфор любит оставаться белым,- говорят мастера. – Его не нужно сплошь закрывать росписью. Тогда и цветок ярче, и фон белее».

На синие цветы перешли только в 1946 году, как на самый простой и экономичный способ. Сейчас возвращаются к многоцветию с подглазурной росписью, пытаясь вернуть утраченное мастерство. Надглазурная роспись не очень долговечна, может истираться, а подглазурная сохраняется веками.

Кроме Гжели в различных районах России существовало множество других керамических промыслов: пензенские, рязанские, новгородские, владимирские. Среди центров народного гончарства большая известность выпала на долю города Скопина.

 

 

СКÓПИН

В городе Скопине Рязанской области издавна занимались изготовлением бытовой посуды и игрушек. Изделия покрывали яркими глазурями жёлтого, зелёного, коричневого цветов. В середине ХIХ века в Скопине сложился оригинальный промысел глиняной фигурной посуды. Это сложной формы глиняные сосуды в виде всевозможных зверей и птиц. Покупателями таких дорогих кувшинов были зажиточные люди, а также любители и собиратели народной керамики из Москвы и Петербурга.

Скопинскую фигурную посуду можно разделить на две группы: сосуды со скульптурными украшениями и сосуды в виде скульптуры. Основа скопинских сосудов вытачивалась на гончарном круге, а лепные детали делались отдельно. Часто сосуды состояли из нескольких ёмкостей, плавно переходящих одна в другую. Отдельные детали соединяли вместе шликером. Поверхность изделий украшалась несложной гравировкой в виде кружков, точек, волнистых линий. Тематика скульптур была самая разнообразная. Это хищная птица Скопа, которая по преданию водилась в этих местах (и дала название городу); лев – царь зверей, медведь, дракон, кентавр, заяц, собака.

Производство декоративной керамики, прекратившееся в начале ХХ века, получило новое развитие в советское время.

Подготовка глины – самое трудное дело. Сначала она год лежит во дворе. Потом в шаровых мельницах уралитовыми шарами её перетирают и смешивают с водой. Получится шликер – сметаноподобная масса. В глиномешалке глина станет мягкой. Гончар долго мнёт в руках комок, чтобы не осталось воздушных пузырьков и когда глиняное тесто совсем не пристаёт к рукам, можно с ним работать.

Сейчас в ассортименте изделий промысла в основном фигурные сосуды. Массовые изделия отливаются в гипсовых формах. Уникальные изделия выполняются на гончарном станке, а скульптурные детали лепятся руками.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
МАСТЕРА ЖОСТОВА | ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 504; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.