Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт

Читайте также:
  1. Автономное образование
  2. АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
  3. АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
  4. Аналого-цифровое преобразование
  5. АЦП с преобразованием напряжения в частоту (ПНЧ)
  6. Борьба с трещинообразованием в массивных бетонных сооружениях.
  7. Бюджет – центральный институт бюджетного права РФ
  8. ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ АРМИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТОПЕХОТНОЙ РОТЫ В НАСТУПЛЕНИИ.
  9. Внешняя политика России. Образование российской империи

Исследуя становление социологии образования, нельзя обойти позицию выдающегося российско-американского социолога Питирима Сорокина (1889—1968). Охарактеризуем прежде всего его взгляды на образование в целом как социальный институт и на роль школы как важнейшего фактора социальной мобильности.

Создавая в 1920-х гг. одну из своих основных социологических концепций — теорию социальной мобильности (ей была посвящена работа «Социальная мобильность», опубликованная в 1927 г.), Сорокин большое внимание уделял анализу образования и его учреждений (школа, колледж, университет), рассматривая их. среди главных факторов вертикальных социальных перемещений. По его мнению, институт образования представляет собой своеобразную «социальную лестницу», точнее, «социальный лифт», с помощью которого индивиды могут занимать более высокие социальные позиции.

П. Сорокин доказывал, что во все времена, в любом обществе институт образования выступал едва ли не основным средством «вертикальной социальной циркуляции». Причем если школа оказывалась общедоступной, то она представляла собой «социальный лифт», двигающийся снизу вверх. Если же она была школой только для высших слоев населения, то превращалась в «лифт», передвигавшийся лишь по верхним этажам «социального здания». Однако и в подобных условиях некоторым индивидам из низших слоев населения удавалось проникнуть в этот «социальный лифт» и благодаря ему занять более высокую социальную позицию.

Вместе с тем образование и школу как его ядро Сорокин рассматривал не только в качестве социального института и одного из наиболее важных факторов социальной мобильности. Школа изучалась им и как значимый механизм общественного контроля социальной циркуляции; В этом плане она характеризовалась как «тестирующий, селекционирующий и распределяющий механизм»1. Отсюда — его подход к социальным функциям школы, которые он определяет как тестирующую, селекционирующую и дистрибутивную. В целом, считает Сорокин, вся школьная система «представляет собой очень сложное сито», которое отделяет «хороших» будущих граждан от «плохих», «способных» от «неспособных», «подходящих для высокого социального положения» от «негодных»1.

Анализ трех основных социальных функций школы приводит социолога к выводу, что в противоположность общепринятому мнению всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, но лишь усиливает их. Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, пишет Сорокин, если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и «демократизации»2. Впоследствии вокруг этого суждения ученого возникла дискуссия, в ходе которой некоторые представители социологии образования высказывали противоположные идеи.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Связь педагогики и социологии | Социологические идеи образования в работах К. Манхейма

Дата добавления: 2014-05-04; просмотров: 1222; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.