Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 3: ХОР И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ГОЛОСА

Читайте также:
  1. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  2. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности
  3. Блок 3.2. Лекция 9. Опасности техногенного характера
  4. Гигиена питания лекция.
  5. Главные составляющие CRM-системы
  6. Жемчужины Мудрости. Лекция Элизабет Клэр Профет о Циклопее
  7. Защита от шума строительно-акустическими методами (лекция 5)
  8. История лекция 5 Тема: средневековье как стадия исторического процесса
  9. К лекциям.
  10. Лекция - организационно-правовые формы предприятий

 

Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика.

Виды хоров и их диапазоны.

 

3.1. ХОРОВЫЕ ГОЛОСА, ИХ ОБЪЕМ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Певческие голоса делятся на четыре основные группы: сопрано или дискант(высокий голос мальчиков), альт, тенор и бас. Каждая из этих групп имеет свой объем звучания, или, как говорят, диапазон.

Сопрано, или дискант, - высокий женский или детский голос. Объем звучания сопрано от с1 до с3; объем дисканта: от d1 до а2.

Альт - низкий или сравнительно низкий женский или: же детский голос с объемом от f до f2.

Альтовый детский голос имеет объем звучания от а до е2.

Тенор - высокий мужской голос. Диапазон его звуча­ния равен объему сопрано, только на октаву ниже: от с до с2.

Бас - низкий мужской голос с объемом от D до f1.

Приводимые диапазоны четырех основных групп хоровых голосов очень условны и лишь указывают на необходимость иметь в хоре четыре основные группы с подобными объемами. Однако надо иметь в виду, что обладатели голосов с такими обширными диапазонами встречаются редко. В некоторых случаях приходится довольствоваться голосами, которые не обладают полным объемом. Отсюда на практике мы имеем разделение каждой основной группы голосов на две, а то и на три подгруппы.

Сопрановую, альтовую и теноровую группы обычно делят на две подгруппы: первую и вторую. Басовую же группу делят на три подгруппы: первые басы, или баритоны, вторые басы, или, как их называют, центральные, и, наконец, октависты, которых иногда называют по-итальянски basso profundo, то есть глубокий бас.

 

Первые сопрано. К этой группе обыкновенно относятся голоса легкие, подвижные, свободно и ясно звучащие во второй октаве и достигающие звуков третьей октавы. Такие голоса по природе своей гибки и способны регулировать смену динамического напряжения от pianissimo до forte на высоких звуках. Исполнение сложных мелодических рисунков в быстрых темпах для них не представляет особого затруднения.

Объем звуков, практически полезных для хорошего звучания, у первых сопрано будет приблизительно от g1 до а2 или b2. Это так называемый рабочий диапазон. Звуки первой октавы (f1-h1) у первых сопрано звучат нежно, мягко, но в большинстве случаев слабо; развить сильное звучание к вершине первой октавы они не могут. Звуки первой октавы в нижнем тетрахорде практически использовать не следует. Начиная со звука с2 у первых сопрано появляется возможность не только петь тихо, но и развивать. значительную силу и блеск.

Сопрано указанного диапазона носят название лирических или же лирико-колоратурных.

Вторые сопрано имеют напряженные и тяжеловатые верхи (е2-a2), но зато полно и сочно звучат в первой октаве, особенно в верхней ее части (f1-h1).

Вторые сопрано своим полным звуком при нюансе forte восполняют сравнительную слабость первых сопрано и, сли­ваясь с их нежными тембрами, сообщают звучанию всей сопрановой партии полноту и насыщенность. Что касается использования вторых сопрано при нюансе piano, то оно возможно только в пределах первой октавы, во второй же октаве эта группа может отяжелить звучание всей сопрановой партии и нарушить естественную при этом прозрачность и ажурную легкость.

Что касается технических возможностей вторых сопрано в смысле их подвижности и гибкости, то эти голоса обладают всеми свойствами первых сопрано. Объем их простирается от с1 до с3. Такие голоса называют также драматическими сопрано.

 

Первые альты имеют объем от а до f2. Верхние звуки малой октавы (а-h) и нижние звуки первой звучат у первых альтов мягко и слабовато, но по мере движения вверх крепнут и начиная от g1 приобретают яркость, блеск и силу. Последние два звука диапазона (е2-f2) чрезмерно напряжены и крикливы. Наиболее хорошо первые альты звучат от d1 до d2. В этих пределах они могут дать разные динамические оттенки - от нежного piano до блестящего и яркого forte, и проявить подвижность и гибкость при исполнении мелодических рисунков в быстром темпе.

Группа первых альтов своим серебристо-матовым тембром придает мелодическому рисунку в умеренных темпах певучесть и подкупающую выразительность. Голоса эти иначе называются меццо-сопрано.

Вторые альты густо и твердо звучат в малой октаве (начиная от f, могут идти вверх до f2, но тяжело). Наиболее практически полезным в диапазоне вторых альтов будет ряд звуков от g до а1-h1. В пределах этого объема альты везде звучат ровно, развивают естественно и без труда как forte, так и piano. Звуки второй октавы для вторых альтов неудобны, подаются тяжело и очень часто некрасиво.

Характерной чертой вторых альтов является массивность и грузность звука, что в значительной степени влияет на подвижность и гибкость этих голосов. По сравнению с первы­ми, вторые альты менее подвижны и гибки. Сочные и густые, массивные звуки вторых альтов, соединяясь с легким, прозрачным и нежным тембром первых, придают всей партии компактность и полноту при самых разнообразных нюансах - от тонкого pianissimo до мощного forte. Голос этот принято называть контральто.

Разобранные четыре группы голосов (первые и вторые сопрано, первые и вторые альты) в большей мере относятся к женским голосам, но в хоре могут быть не только женщи­ны, но и мальчики - дети в возрасте от 8-9 до 13-14 лет. Голоса мальчиков делятся на те же группы, что и голоса женщин, то есть на дисканты (сопрано) и альты с их под­разделениями на первые и вторые, только с более короткими диапазонами (правда, бывают исключения). О группе мальчиков-альтов надо сказать, что они имеют свой характер­ный, как говорят, «мальчиковый» тембр - металлический, сильный и в то же время нежный. Вообще голосам мальчиков свойственна ровность звука и звонкость.

 

Первый тенор лирический. Рабочий диапазон этого голоса простирается от f-g до а1-h1. Звуки малой октавы у него слабы и часто без тембра. Во всяком случае, верхушка малой октавы у него звучит слабо и маловыразительно.

Первая октава у первого тенора звучит в полном объеме легко, без напряжения и достаточно сильно, первый тенор свободно распоряжается динамическими оттенками от нежного pianissimo до звонкого forte. Этот голос подвижен и гибок, без особого труда овладевает мелкими длительностями и «выбирает» их аккуратно и точно.

Второй тенор драматический. Объем голоса от с до g1-а1. Для этого голоса в пределах малой октавы характер­ны насыщенность и полнота звука. Первая половина малой октавы (с- f) у второго тенора звучит мягко, выразительно. Развить силу на этих звуках ему трудно. Вторая половина малой октавы (g-h) может быть подана и громко и тихо.

Звуки первой октавы (c1-g1) тяжелы, с большим трудом поддаются пению piano. Наиболее естественным для второго тенора в высоком регистре будет громкое и полугромкое звучание (forte или mezzo forte). Второй тенор менее подвижен, нежели первый.

Надо принять к сведению, что партия теноров в четырех­строчной партитуре и партиях обычно нотируется в скрипичном ключе в первой и второй октавах, а читается (звучит) в малой и первой. В двухстрочной партитуре тенор пишется обычно в басовом ключе.

Тенор-альтино. В больших хоровых коллективах, для расширения диапазона и своеобразной тембровой окраски, к партии теноров добавляют очень высокий мужской голос, так называемый тенор-альтино или контр-тенор. Уже самое слово «альтино» показывает сферу звуков, которыми владеет этот голос. Таковыми будут звуки первой октавы, начиная со второй ее половины, и несколько звуков второй октавы - с2 - e2 и даже f2 Особенной силы тенор-альтино не имеет, но зато своеобразный альтово-теноровый тембр сообщает всей теноровой партии в высоком регистре при любом нюансе мягкость и легкость и одновременно насыщенность звучания. Звуки малой октавы для тенора-альтино почти недоступны и во всяком случае практически не могут быть использованы.

 

Низкие мужские голоса басы, по признаку высоты звуков, входящих в их диапазон, делятся на три группы: высокий бас - баритон, или первый бас; средний - второй бас, и центральный; низкий - октава, или бас-профундо.

Кроме диапазона, признаком, объединяющим все группы, является тембр, свойственный басовому голосу.

Баритон или первый бас, легко и свободно звучит в малой октаве и в нижних звуках первой октавы (c1-e1) при сравнительно слабоватом и глухом звучании в верхней части большой октавы (G-H). Диапазон баритона охватывает собой две октавы - от a до g1. Практически наиболее полезные звуки у баритона будут в пределах полутора октав - от Н до е1. В указанном объеме баритон, по мере движения вверх, приобретает все большую силу, яр­кость и блеск, не теряя в то же время основного свойства - легкости. Градация нюансов от piano до forte и исполнение мелодических рисунков в быстрых темпах для баритона не представляет трудности.

Второй, или центральный бас. Объем второго баса обширный - от С до е1 и выше. Звуки большой октавы - С, D, Е - запасные. Практически полезным будет ряд звуков от F до d1. Здесь второй бас дает твердое и полное, насыщенное и компактное звучание. При смене динамических напряжений от piano до forte везде чувствуется густо­та и мощь. Начиная от а до d1 второй бас может развивать могучую звучность, подобную колоколу. Грузность звука второго баса сообщает тонам высокого регистра (c1-e1) некоторую тяжесть, но все же этот голос, особенно в среднем регистре (с, d, e, f, g) довольно легко справляется с подвижными мелодическими рисунками и сменой динамических оттенков. Для хора центральные басы незаменимы, без них нет полноценного хора.

Октава, или бас-профундо. Очень низкий голос. Объем его простирается от G1 - А1 до а - h. Звуки второй половины малой октавы напряженны, тяжелы и часто некрасивы. Практически полезны звуки от G1 - А1 до D - Е. В пределах контроктавы октависты особенной силы развивать не могут (хотя бывают исключения), но при звучании на piano сочные, бархатные звуки октавистов придают хору удивительно красивую органоподобную звучность. Октависты - роскошь для хора, но роскошь необходимая.

3.2. ВИДЫ ХОРОВ И ИХ ДИАПАЗОНЫ

 

Мужской четырехголосный хор. Состав его та­ков: первые тенора, вторые тенора, первые басы, вторые басы. Диапазон мужского хора широк. Он простирается от С - D до с2. Литература для мужского хора многочисленна и в большинстве своем рассчитана на певцов с профессиональными данными.

Следует иметь в виду, что наличие у певцов очень высо­ких или очень низких звуков диапазона не всегда совпадает с умением ими пользоваться. Если первый тенор может петь легко, без особенного напряжения а1 или b1 то, как правило, эти звуки еще не крайние в его диапазоне. То же самое можно сказать и о диапазоне второго баса. Для того чтобы у баса звучало Е, он должен иметь в запасе С.

Звучность мужского хора зависит от размещения аккорда в удобных для пения регистрах и от мелодического положения. Если верхние голоса (тенора первые и вторые) находятся в первой октаве, то хор звучит ясно, светло, а на forte блестяще. Если же тенора находятся в малой октаве, а басы в большой, то звучность хора приобретает матовый оттенок и несколько глуховатый характер.

Мелодическое положение терции создает особенно благо­приятную обстановку для звучания мужского хора, даже если аккорд расположен в низкой тесситуре. Расположение аккордов в мужском хоре большей частью тесное, хотя, разумеется, бывают исключения.

Немаловажное значение для звучности хора имеет то­нальность. За наилучшую тональность для мужского хора, пожалуй, можно считать D-dur и ближайшие к ней родственные, потому что в этих тональностях тенора имеют наиболь­шую возможность находиться в пределах первой октавы или же в верхних звуках малой, а вторые басы в удобных для пения звуках большой октавы. Впрочем у композитора, который умело пишет для хора, всякая тональность будет звучать хорошо.

 

Женский четырехголосный хор. Четыре группы голосов женского хора распределяются таким образом: первые сопрано, вторые сопрано, первые альты, вторые альты. В хоровой литературе, написанной для такого состава встречаются звуки от g до a2- b2. При таком широком диа­пазоне необходимо иметь в женском хоре низкие альты, или как их называют, контральто.

Литература для четырехголосного женского хора сравнительно неве­лика, но в ней есть как хоры a cappella, так и хоры с сопровождением. Как пример женского хора, требующего очень низких звуков вторых аль­тов (es), может быть упомянут хор Э. Направника «Весна».

 

Смешанный четырехголосный хор. Смешанный четырехголосный хор представляет собою объединение женских (или детских) голосов с мужскими в один общий певческий коллектив. Основные его группы (сопрано, альт, тенор, бас) при количественной и качественной полноценности делятся на первые и вторые голоса. В этом случае смешанный хор есть соединение двух однородных типов хора - полного, четырехголосного женского хора с таким же мужским.

Смешанный хор можно назвать наиболее совершенным из всех видов и типов хоровых коллективов. Он располагает обширным диапазоном - свыше четырех октав от G1, А1, до с2 и обладает богатством звуковых красок и технических возможностей.

При качественной (голосовые силы) и технической равноценности смешанные хоры разделяются по количественному признаку следующим образом:

1) малый смешанный хор – 12-15 человек (по 3-4 певца в каждой группе);

2) средний – 25-35 человек (по 6-8 певцов на партию);

3) большой – 50-60 человек и более (по 12-15 человек в группе).

Каждый из этих хоров располагает различными исполнительскими возможностями.

Малый смешанный хор обычно называется неполным, потому что в нем нельзя поделить основные группы на первые и вторые голоса. Этому хору доступна литература только со строго четырехголосной фактурой. Что касается художественной интерпретации, то она может быть доведена до высочайшей степени совершенства.

Средний смешанный хор уже можно назвать полным, потому что разделение основных групп голосов на первые и вторые дает восемь хоровых партий, а при наличии октавистов и девять. У такого хора репертуар значительно расширяется и ему доступно очень многое из хоровой вокально-ансамблевой литературы: как произведения a cappella, так и с сопровождением фортепиано.

 

Большой смешанный хор может исполнить всю хоровую литературу, включая и крупные вокально-ансамблевые формы (оратории, мессы и кантаты) с сопровождением симфонического оркестра.

 

Одноголосный хор. Одноголосный хор бывает однородный и смешанный. В смешанном одноголосном хоре женские (или детские) голоса исполняют мелодию на октаву выше мужских. Однородный одноголосный хор можно составить из однотипных голосов, например из одних басов или теноров и т. д. Точно так же можно составить смешанный хор, соединяя однотипные голоса мужские и женские. Если тесситура высокая, то наиболее естественно составить октавно-унисонный хор из сопрано и теноров (басы и альты использовать при тесситуре низкой). Средняя тесситура дает возможность принимать участие в одноголосном хоре как высоким, так и низким голосам.

Хоровая литература, специально написанная для одноголосного хора, не очень богата. Чаще всего она предназначается для школ, детских садов или же для массового исполнения; изредка одноголосные хоры встречаются в оперной литературе. Одноголосный хор практически используется в детских садах, на первых шагах обучения хоровому пению; в школах и при организации народных празднеств. Унисонное пение массой может производить сильное впечатление.

Для концертного исполнения одноголосному хору необходимо инструментальное сопровождение. Диапазон одноголосных хоров вообще невелик - в одну, полторы октавы, а то и меньше, охватывая средние регистры и немного верхние.

Например, «Хор девушек» из оперы А. Рубинштейна «Демон» имеет диапазон от d1 до es2; хор менестрелей из оперы П. Чайковского «Орлеанская дева» - от с до g1 (хор теноров); хор витязей из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» имеет диапазон от с до es, (хор басов); детская песня Л. Ревуцкого «Холода» - меньше октавы, (от а до d1). Очень многие народные песни имеют диапазоны меньше одной октавы.

 

Двухголосный хор. Двухголосный хор делится на две группы: первый голос и второй. При однородном составе партию первого голоса исполняют высокие голоса (сопрано или тенора), партию второго голоса - низкие (альты или басы). Если состав хора смешанный, то партию первого го­лоса исполняют сопрано и тенора, а партию второго голо­са - альты и басы. Литература для двухголосного хора обычно рассчитана на однородный состав - женский или детский. Что касается так называемых массовых песен, то они в большинстве своем могут быть исполнены и смешанным составом.

Поскольку двухголосный склад не дает возможность иметь полную гармонию, то инструментальное сопровождение при концертном исполнении необходимо. Впрочем, народ­ная песня в двухголосном изложении инструментального сопровождения не требует, потому что она по природе своей исключительно вокальна, мелодически содержательна и от инструментального сопровождения теряет аромат непосрественности и художественной простоты. Диапазон двухголосного ного хора почти такой же, как и одноголосного.

Например: женский хор «Разгулялися, разливайся» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки имеет диапазон в две октавы (от g - g2). Подавляющее большинство двухголосных хоров композиторов М. Ипполитова-Иванова, Р. Глиэра, В. Ребикова, Вик. Калинникова и других имеют объем в одну-полторы октавы.

 

Трехголосный хор. Трехголосный хор имеет три самостоятельные партии, в большинстве случаев однородного состава. Распределение их такое: первый голос - первые сопрано или первые тенора; второй голос - вторые сопрано или вторые тенора; третий голос - альты или басы. Пение трехголосных хоров смешанным составом встречается реже (так называемый «неполный смешанный хор»). Примеры произведений для неполного смешанного хора мы встречаем в композиторском творчестве А. Даргомыжского («Петербургские серенады»).

Трехголосный склад дает более полную гармонию, чем двухголосие, а потому допускает возможность исполнения а cappella, что и наблюдается в хоровой литературе. Для трех­голосного хора написано немало высокохудожественных произведений как с сопровождением, так и без него.

Диапазоны трехголосных однородных хоров обычно укладываются в одну-полторы октавы и только изредка прости­раются до двух октав. В тех же случаях, когда трехголосный склад смешанный, диапазон распространяется за пределы двух октав.

Вот несколько названий однородных трехголосных хоров с диапазоном в одну-полторы октавы: диапазон в пределах октавы - «Березничек частый» А. Лядова - женский хор с диапазоном от d1 до d2, «Ой не заря ль» А. Лядова - женский хор с диапазоном от а до e2, «На севере диком» М. Ипполитова-Иванова - женский хор с диапазоном от as - f2

Примеры хоров с диапазоном в две октавы: «Гей, гук, мати» Н. Лысенко - мужской хор с диапазоном от G до g1. «Острою секирой» М. Ипполитова-Иванова - женский хор с диапазоном от g до g2.

Трехголосные хоры смешанного состава с диапазоном больше двух октав можно найти в сборнике «Петербургские серенады» А. Даргомыжского. Например, «Ворон к ворону летит» для меццо-сопрано, тенора и баса с диапазоном от с до е2; «Где наша роза» от Н до fis2.

 

Четырехголосный хор. Четырехголосный хор - обычный тип вокального ансамбля, имеющий четыре само­стоятельные группы голосов. Такой хор самостоятельно берет полный аккорд, а потому может обойтись без инструментального сопровождения.

Литература для четырехголосного хора богата как произведениями a cappella, так и с сопровождением. Хоры четырехголосного склада могут быть трех типов: 1) однородный-мужской, 2) однородный женский или детский и 3) смешанный. Каждый из них имеет свои, только ему свойственные характерные черты и диапазон более широкий, чем рассмотренные ранее одноголосные, двухголосные хоры.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 2: ФОРМЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА | Лекция 4. ДЕТСКИЙ ХОР

Дата добавления: 2014-09-26; просмотров: 1234; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.