Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




П. А. Столыпин

Читайте также:
  1. N- Петр Столыпин
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина в Нижегородском крае.
  3. Русско-японская война 1904-1905 годов. Первая русская революция. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
  4. Столыпинская аграрная реформа.
  5. Столыпинские реформы: замысел и итоги
  6. Тема 14. Столыпинская аграрная реформа.
  7. Экономическая и политичекая сущность реформ петра Аркадьевича Столыпина.

а) Аграрная реформа П. А. Столыпина

Проведение аграрной реформы стало делом нового премьер-министра П. А. Столыпина (1905 - 1911 гг.). Уже отмеченное отношение к преобразованиям капиталистического рода цар­ской власти и консерваторов, с одной стороны, и крестьянской общины, не желающей расслоения, с другой, предопределили конечную неудачу этой реформы. Но в момент прихода П. А. Столыпина к власти необходимость аграрных преобразо­ваний была осознана даже дворянами. В мае 1906 г. Съезд дво­рянских обществ постановил: способствовать свободному выхо­ду крестьян из общины, а также закреплению крестьянской частной собственности на землю, разрешить продажу крестья­нам надельной земли. Эти идеи обобщил и выразил П. А. Сто­лыпин, назначенный 25 апреля 1906 г. министром внутренних дел России, а в июле 1906 г. после роспуска I Государственной Думы председателем Совета министров. Принял он Россию в анархически-хаотическом состоянии, и чтобы ее удержать, надо было вначале, по его мнению, схватить ее в кулак и, лишь про­ведя земельную реформу, кулак постепенно разжать. В этом смысле Столыпин был реформатором авторитарного типа. Он был убежден, что без стабилизации обстановки в стране, без "успокоения" народных масс любыми мерами, вплоть до жес­точайших, намеченные преобразования обречены на провал. Жесткая политика "умиротворения" принесла ему славу "вешателя" со стороны либеральных и революционных сил. Буржуазия и помещики поддерживали его реформы. Октябрист И. П. Шубников писал: "Он пробудил от летаргии внутреннего бессилия правительственную власть, напомнил, что в России господствующей властью является не анархически-револю­ционный поток, а вековые исторические устои страны".1 Сто­лыпин хотел предотвратить революцию. Знаменитой стала его фраза, произнесенная, правда, не в отношении политического устройства, а в связи с экономической реформой: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Столыпин желал невозможных, как оказалось, условий: "Дайте государст­ву 20 лет покоя, и вы не узнаете нынешней России".

План его преобразований касался всех сторон жизни рос­сийского общества, но главной была земельная реформа. Сто­лыпин начал реализацию аграрной программы, опробованной им еще в бытность губернатором в Гродненской и Саратовской губерниях. Сущность ее состояла в активной передаче земли в частную собственность с целью создания широкой прослойки крепких фермеров, кулаков. Выступая 10 мая 1907 г. перед Вто­рой государственной думой, он ратует за частную собственность на землю для крестьян, против "социалистического выбора" -национализации земли, которая "поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отноше­ний, какого не видела еще история... Стимул к труду, та пру­жина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломле­на...". Столыпинские преобразования ничего не обещали бесплатно, они освобождали механизм предпринимательской активности людей, позволяли, наконец, самим заботиться о лучшей и более достойной жизни. Можно лишь повторить уже высказанную мысль о том, что эта политика предоставляла возможности именно народу улучшить свое благосостояние, делая тем самым богаче государство и общество, так как приви­легированные слои населения имели достаточные средства к жизни и безо всякой предприимчивости, растрачивая нацио­нальный доход, а не производя его.

Кроме того, царь и царская бюрократия не желали разруше­ния общины, так как она держала народ в порядке лучше лю­бой жандармерии, исправно исполняя множество повинно­стей - рекрутскую, строительную, гужевую и другие.

Основой аграрных преобразований стали указ от 9 ноября 1900 г. о выходе из общины, который был утвержден III Думой, и закон "О землеустройстве", вышедший в мае 1911 г. Эти за­коны должны были освободить народ от остатков крепост­ничества и уничтожить зависимость от общины. Крепостное право и общинное землевладение уничтожали принцип частной собственности, внушали крестьянам мысль, что земля общая. Крестьянин ни за что не отвечал, поддавался на любые прово­кации, любые разрушения никак не отражались на нем лично.

Столыпин первый (после Н. Г. Чернышевского) понял: "...крестьянин будет беден до тех пор, пока рн не обладает личной земельной собственностью и свободой". Крепкое, про­никнутое идеей собственности, богатое крестьянство служит лучшим оплотом порядка, спокойствия, стабильности государст­ва. Поэтому создание института частной собственности должно было укрепить государство.

Основными изменениями в общинном землевладении были следующие: выделение крестьян из общины (по желанию), при этом единоличнику можно было оставаться жить на старом мес­те, а его земли навсегда, без всяких переделов сводились в цель­ный участок - "отруб", или же он мог выехать на новое место -"хутор". Для выкупа земли у государства и общины, а также для обзаведения селъхозинвентарем выдавались ссуды через Кресть­янский банк - под низкий процент с рассрочкой выплат до. 50 лет. И, что еще можно отметить как положительный момент -посягательств на помещичье землевладение не было. Помещичьи хозяйства должны были сами перестраиваться по велению вре­мени. Стремясь обезопасить фермеров от негативной реакции остававшихся в общине крестьян, Столыпин стимулировал пере­селение их на свободные земли в Сибири и на Дальнем Востоке. Столыпин понимал, что часть крестьян лишится земли, но поте­ряют ее прежде всего непригодные для работы в сельском хозяй­стве, лодыри, пьяницы. Не всегда бывает ясно, причина это или следствие, но это реальность. Кроме того, Столыпин разработал ряд законов, указов, цель которых социально защитить потеряв­ших землю и работу. Формируются совершенно новые министер­ства: труда, местного самоуправления, национальностей, соци­ального обеспечения, исповедальное, природных богатств, здравоохранения, переселения.

Но правительство не скрывало, что делает основную ставку "не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных", что оно соз­дает порядок выхода из общины, выгодный прежде всего зажи­точным крестьянам. Столыпин был убежден, что "мелкий зе­мельный собственник... трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревни и культуру, и про­свещение, и достаток". И еще мысль реформатора: "Не беспо­рядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, созда­ние мелкой личной земельной собственности... - вот задачи, осуществление которых правительство... считает вопросами бы­тия русской державы".

Против этой реформы были категорически настроены "ле­вые", так как они готовили революции, и богатые "правые", которым конкуренция была ни к чему. "Многих смущает, - говорил Столыпин на заседании Государственной думы, - гос­пода, что против принципа личной собственности раздаются нападки и слева и справа. Но левые в данном случае идут про­тив принципов разумной и настоящей свободы... нельзя только на верхах развешивать флаги какой-то мнимой свободы. Необ­ходимо думать о низах... Мы призваны освободить народ от нищенства". Так как сопротивление реформе в Государствен­ной думе было достаточно сильным, Столыпин принял указ как экстренный закон в перерыве между сессиями без утверждения Думой. Община также жестоко и ухищренно сопротивлялась нововведениям: жгли фермерские хозяйства, травили скот и посевы, объявляли бойкот. Из общины выходили не только богатые, но и беднота, желающая продать землю. Из выделив­шихся дворов 60 % продали землю. Эти люди поехали в города и на окраины, что было положительным явлением, так как де­ревне не нужно было столько народа. К 1915 г. единоличные хозяйства составляли 10,3 % от всех крестьянских хозяйств и занимали 8,8 % надельной земли.

 

б) Переселенческая политика и ее результаты

Для переселенцев за Урал был установлен льготный желез­нодорожный тариф, они были освобождены от налогов, по­лучали землю - 15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи, денежное пособие в среднем 165 рублей, а на Дальнем Востоке - свыше 200 рублей. Корова по тому курсу стоила 5-8 рублей. В Сибири действовало 200 переселенческих пунктов. В 1907-09 гт. переселилось 1 миллион 708 тысяч человек; 1910 - 16 гг. - 1 миллион 224 тысячи человек. Доста­точно высок был процент закрепившихся крестьян, но часть вернулась назад (17 %). Если за 300 лет владения Сибирью здесь проживало 4,5 миллиона русских, то только за 1907 - 09 гг. было переселено 1,5 миллиона. Была построена за это время 12981 верста грунтовых дорог. Население новых территорий сопровождалось строительством соответствующей инфраструк­туры - школ, фельдшерских пунктов, церквей. В 1909 г. Столы­пин вместе с Кривошеиным на лошадях объездил четыре си­бирские губернии и шесть уездов, проехав в общей сложности 800 верст. За четыре неполных года сильной аграрной политики удалось сделать немало. Каждая десятина земли давала прибыль в 50 рублей, каждая семья ежегодно имела в среднем 250 пудов излишков хлеба. Россия того времени производила зерна боль­ше, чем США, Канада, Аргентина вместе взятые. Россия была крупнейшим поставщиком зерна (продавали 700 тысяч пудов - это одна пятая часть урожая), мяса, мясопродуктов, масла, яиц, сахара. В 1910 г. за масло Сибири Российская империя получала золота на внешнем рынке вдвое больше, чем его добывали золо­тые рудники и прииски. В Сибири успешно действовало 800 маслоделательных артелей. Потребители сибирского масла - Англия, Германия, Голландия, Дания. Из Дании и Голландии хорошо отработанное сибирское масло, обладавшее более высо­кими вкусовыми качествами, часто вывозилось уже под маркой этих стран или шло на "улучшение" их собственного масла. Пе­ред правительством России всерьез стали проблемы - куда девать переизбыток пшеницы, мяса, масла. Золото за эти продукты сте­калось в государственную казну, а собственные нефть, газ и зо­лото дожидались потомков... Успешно работали селекционные станции, внедрялись севообороты, около 700 образцов пшеницы, овса, сахарной свеклы находились в испытаниях. Десятки тысяч пудов льна вывозились из Енисейской губернии.

В Черноземной полосе России с 1901 по 1913 гг. посевные площади увеличились на 8,1 %, на Северном Кавказе - на 47 %, в Сибири на 71 %. За счет роста посевов было получено 500 миллионов пудов хлеба - половина его общего прироста. Другая половина была получена за счет повышения урожаев, то есть за счет интенсификации производства. Причем обследова­ние, проведенное в 1913 г., показало, что в зажиточных хозяй­ствах за счет применения севооборотов и удобрений, различных сти. Например, прирост продукции тяжелой промышленно­сти составил за 13 лет (1900 - 1913) с поправкой на. рост цен 74 %. Но самое яркое достижение после 1910 г. - небывалый взлет кооперативного движения. Только кредитная кооперация охватила 1/4 часть домохозяев. К 1915 г. число членов коопера­ции составило 10 миллионов человек.

 

в) Сговор между властью и общественностью

Вторым пунктом столыпинского плана спасения России был "сговор" между властью и общественностью. Он хотел сблизить прогрессивную бюрократию с прогрессивной общественностью (через Думу). Но царь не хотел довольствоваться функцией регу­лятора общественной жизни. Усиливая подчинение националь­ных окраин - Польши и Финляндии, Столыпин в то же время выступал за упразднение черты оседлости еврейского народа. Он докладывал об этом государю, и тот был не против предоставле­ния равноправия евреям, поручив Столыпину в административ­ном порядке принять меры к облегчению ограничительных по­становлений против еврейства, - нерешенность этого вопроса ускоряло революцию. В то же время еврейское население было благоприятной средой для развития предпринимательства в Рос­сии. Но это вызвало недовольство со стороны Государственной думы и разрыв министра с крайне правыми.

 

г) Разработка других проблем

Правительство Столыпина разрабатывало и другие проблемы:

· о свободе вероисповедания,

· о неприкосновенности личности и о равноправии граждан,

· об улучшении быта рабочих,

· о государственном страховании,

· о реформе местного самоуправления,

· о преобразовании местных судов,

· о введении всеобщего начального обучения, улучшении жизни учителей,

· о реформе средней и высшей школы,

· о подоходном налоге,

· о полицейской реформе, направленной на слияние общей и жандармской полиции,

· о мерах исключительной охраны общественного порядка и общественного спокойствия.

 

д) Начало голода

Против реформы выступили самые разные слои населения, тесно связанные со старым строем жизни. Многими крестьяна­ми владела идея уничтожения помещичьего землевладения, они не видели других альтернатив, тем более в виде кулака-мироеда. Либеральной буржуазии не нравились бонапартистские замаш­ки Столыпина; помещики, дворяне не хотели изменения соот­ношения сил в пользу буржуазных элементов; царь не хотел усиления чьей-то власти. Столыпин был объектом покушений самых полярных сил - от эсеров-максималистов до правых, "черносотенцев". Это указывает на то, что сами буржуазные элементы были не достаточно сильны в России, и с точки зре­ния носителей, и с точки зрения типа хозяйствования.

Когда Россия в 1914 г. вступила в войну, она единственная из воевавших стран могла себе позволить не думать о хлебе. Урожай в 1914 г. был выше среднего, в 1915 г. - хороший. В смысле про­довольствия Россия была в 1915 г. "переполненной чашей", име­ла самый богатый хлебный экспорт - 600 - 700 миллионов пудов б год. С начала 1915 года вдруг был замечен недостаток овса, появились "овсяная проблема" и новое в России выражение -продовольственные заготовки, и люди, нанимающиеся этими заготовками - уполномоченные. Еще в царской России 17 фев­раля 1915 г. был издан закон, разрешавший запреты местного вывоза и даже реквизиции хлеба. Это стало разрушать единое экономическое пространство. Запретными законами в несколь­ко месяцев были разорваны многолетние естественные связи между производителями и потребителями. Если бы они сохра­нились, пропажа какого-то товара, овса, например, лишь повы­сила бы цену на овес, но не разрушила бы торговли. Уполно­моченные же получили право выслеживать хлеботорговцев, угрожать реквизиций, снижать цену товара и просто отобрать торговлю. Добросовестная торговля ушла с рынка, и взамен выступила спекуляция. Было создано особое Совещание по продовольствию, а при нем Комиссия по дороговизне, появи­лись главно-уполномоченные по отдельным продуктам: сахару, маслу. При помощи твердых цен правительство собиралось ре­шить задачу "защиты интересов патриотического городского населения от темных корыстных сил аграриев". Хлеба было достаточно, но городам грозил голод, так как был разрушен рынок, а правительство своими "усилиями" лишь добавляло разрушения - хлебозаготовками уже занималось Министерство внутренних дел.

В сентябре 1910 г. Николай II писал жене, императрице Александре Федоровне, что по полученным сведениям "цены все растут, и народ начинает голодать". "Самый проклятый вопрос, с которым я когда-либо сталкивался! Я никогда не был купцом и просто ничего не понимаю в этих вопросах о продо­вольствии и снабжении!". Уже в 1916 г. в ряде городов вводят карточки, устанавливают нормы выдачи муки и круп, но хозяй­ственная разруха лишь усиливалась.

Буржуазная оппозиция, стремившаяся к реформам, казалась Николаю II и его ближайшему окружению самым страшным врагом. 14 декабря Александра Федоровна в письме мужу тре­бовала: "Распусти Думу сейчас же... спокойно и с чистой сове­стью... Я бы сослала Львова в Сибирь... Милюкова, Гучкова и Поливанова - тоже в Сибирь... Будь властелином, и все пре­клонятся перед тобой". В свою очередь, думские лидеры были уверены в своей способности преодолеть кризис и направить развитие страны на путь "цивилизации и порядка". Но кризиса не сумело преодолеть и Временное правительство, применяя те же методы борьбы с ним, что и царская власть. Один из руко­водителей Кадетской партии министр земледелия А. Н. Шинга-рер говорил летом 1917 г.: "Суровая экономическая необходи­мость момента неизбежно будет толкать всякую власть -социалистическую и несоциалистическую, безразлично - на этот путь монополизации"..

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Дворяне и крестьяне | Экономика России в годы Первой мировой войны

Дата добавления: 2014-02-27; просмотров: 453; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.