Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






Зал 10 -2: КЦ в 11 - 13 вв

 

Позднее для укрепления авторитета Церкви и борьбы с еретическими движениями катаров, альбигойцев, вальденсов, патариев, богомилов и др. в КЦ появляются новые типы монашеских орденов — нищенствующие. Среди них можно выделить

картезианцев (основаны в 1084 г., основатель Св. Бруно из Кёльна),

(Экспонат: фигура Св. Бруно из Кёльна )

францисканцев (основаны в 1207-1209 гг., основатель Св. Франциск из Ассизи),

(Экспонаты: барельеф «Папа Гонорий III вручает Св. Франциску и его монахам Устав Ордена Братьев Меньших», картина «Св.Франциск на молитве» )

доминиканцев (основаны в 1215 г., основатель Св. Доминик де Гузманн).

(Экспонат: картина «Видение Мадонны Св.Доминику» )

Нищенствующие ордена своим подвижничеством, широкой благотворительной и просветительской работой среди беднейших слоев населения достаточно быстро при­обрели большой авторитет в обществе. Впоследствии это стало одной из причин привлечения представителей этих орденов к работе Инквизиционных трибуналов (с 1223 по 1232 гг. францисканцев; с 1232 по 1252 гг. доминиканцев). Слово «инквизиция» переводится как «Святое служение». Целью инквизиции была борьба со злоупотреблениями в Церкви, а также борьба с ересями. В своих действиях монахи-инквизиторы подчинялись непосредственно папе и поэтому были полностью независимы как от местных светских властей, так и от власти местного епископа. Глав­ным принципом монашеского этапа инквизиции, как и двух других: епископского (был «до») и папского (был «после») было не истребление еретиков, а их убеждение. Основными методами работы с еретиками были на этих этапах:

- проповедь,

- дискуссии,

- моральное воздействие (например, выставление у «позорных» столбов в покаянной одежде),

(Экспонат: гравюры «Осуждённая за ведовство женщина у покаянного столба», «Раскаявшиеся еретики в одеждах Сан-Бенито у позорного столба», «Ере­тики в позорной одежде Сан-Бенито»)

- церковные методы воздействия (например, запрет приступать к Св. таинствам, запрет родственникам и потомкам еретика до второго по­коления занимать какие-либо церковные должности, запрет хоронить на церковном кладбище, экскомуника и др.)

- телесные наказания, но без пыток (например, публичное битьё розгами ).

Когда все эти и другие методы воздействия на еретиков не принесли ожидаемого результата, тогда Церковь обратилась за помощью к светской власти. С середины XV b. начинается монарший, наиболее жестокий, этап инквизиции (длился до середины XVI в.) На этом этапе в целях устрашения еретиков повсеместно стали применяться пытки, публичные суды над еретиками, а также их публичное сожжение.

(Экспонаты: картины «Расправа над еретиками», «Алхимик перед судом инквизиционного трибунала», гравюры «Еретик перед судом инквизиции», «Аутодафе», «Пытка колесованием»)

Однако 12-14 вв. это не только время инквизиции, но и время развития богослов­ской мысли. 13 век вообще называют «золотым веком» в истории развития западной богословской мысли. В это время творит Св. Фома Аквинский, крупнейший западный богослов Средневековья.

(Экспонат: картина «Св. Фома Аквинский»)

Его главное сочинение «Summa Teologii» и по сей день является основой католического богословия. Другим крупнейшим западным богословом Средневековья является Св. Бонавентура.



(Экспонат: картина «Св. Бонавентура»)

Он был представителем мистического крыла богословия. В 1587 г. (как до этого Св. Фома Аквинский в 1323 г.) Св. Бонавентура был причислен к пяти Великим Учителям Запад­ной Церкви.

 

Подводя итог рассказу о монашеских орденах картезианцев, францисканцев и домини­канцев, следует подчеркнуть, что они вошли в историю Церкви не столько соприча­стностью (хоть и временной) к инквизиции, сколь своим огромным вкладом в дело народного просвещения, широкой благотворительностью среди беднейших слоев населе­ния, большим вкладом в дело развития миссий. Деятельность этих орденов в значи­тельной мере скрашивала все те негативные моменты в жизни Церкви, которые вызы­вали недовольство простых верующих.

(переход в зал 10-3: КЦ в 14 - 16 вв.)

 

 

Зал 10 - 3: КЦ в 14 - 16 вв.

Период позднего средневековья был периодом резких контрастов как в обще-еврпейской, так и в церковной истории.

Среди «тёмных» сторон общеевропейской истории можно назвать:

- длительный аграрный кризис, спровоцировавший многолетний голод во многих
европейских странах;

- 20-летнее свирепствование в Европе чёрной оспы, приведшее к большим потерям
среди населения;

- многочисленные затяжные войны: Столетняя война между Францией и Англией, 30-летняя междоусобная война в Германии, Гуситские войны в Восточной Европе;

- в европейской культуре этого периода происходит смена одних философских систем другими (на смену схоластике приходит гуманизм), наблюдается разрыв между бого­словием и философией, богословием и естественными науками, богословием и мистикой, на смену некогда единой общеевропейской культурной общности народов приходят
национальные культуры со своим языком и литературой.

Среди «светлых» сторон общеевропейской истории будут:

- великие географические открытия (открыта Америка, найден путь в Индию);

- открытия в различных областях науки, особенно в астрономии, физике, химии, а
также в медицине (в это время творят Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и др. великие учёные);

- в это время появляются первые механические часы, первый компас, первые геогра­фические карты, начинается книгопечатание (появляется первое печатное издание
Библии)

(Экспонат: книга Нового Завета, 1517 г. издания, осуществлённого Эразмом Роттердамским)

- в это время творят Микеланджело, Рафаель, Леонардо да Винчи, а также такие великие гуманисты, как Данте Алигьери,

(Экспонат: фигура Данте)

Эразм Роттердамский,

(Экспонат: книга Э. Роттердамского «О церковном согласии»)

Джулио Ванини.

(Экспонат: книга Д. Ванини «Амфитеатр»)

К «тёмным» сторонам церковной истории этого периода относятся:

- Авиньонское пленение пап, длившееся почти 70 лет (с 1305 по 1378 гг.) и последовав­шая за ним

- «Великая схизма», когда во главе КЦ на протяжении нескольких десятилетий (с 1378 по 1415 гг.) находилось сразу три папы, а сама Европа была разделена на три блока: во главе с Римом, Авиньоном и Пизой;

- это же время характеризуется усилением антицерковных и антипапских настроений,

вызванных ростом всевозможных поборов и злоупотреблений в Церкви;

(Экспонаты: листовки «Папский осёл в Риме», «Папский осёл», медаль «Папа оборотень»)

- сам Папский Престол становится своего рода разменной картой в интригах римской знати (прежде всего таких влиятельных римских родов, как Орсини, Колонна, Тускулла, Борджия).

Папы периода позднего средневековья являлись более политиками и меценатами, чем духовными пастырями.

(Экспонаты: бюст п. Льва X; серия монет с изображениями римских пап того периода)

Это на их век выпадает строительство Сикстинской капеллы, основание Ватиканской библиотеки, начало строительства собора Св. Петра.

Перечисленные выше наиболее важные события общеевропейской и церковной истории помогают лучше понять, в каких исторических условиях возникло движение Реформации, главными лидерами которой стали Мартин Лютер и Жан Кальвин.

(Экспонаты: картины «Мартин Лютер в 1528 г.», «Пир в Аду в честь Жана Кальвина»)

Ответом КЦ на движение Реформации было усиление движения за реформы в самой Церкви, вошедшее в историю под названием Католической Реформации, или Контрреформации. Важные решения, связанные с реформированием Церкви, были приняты на Тридентском Соборе (1545 -1563 гг.).

(Экспонат: книга «Декреты Тридентского Собора»)

Среди его постановлений:

- решение об обязательном образовании духовенства (первая католическая Семина­рия появилась сразу же после Собора в г. Милане, архиепископом которого в это вре­мя был Св. Карл Барромей );

(Экспонат: картина «Св. Карл Барромей»)

- решение о систематической катехизации верующих (появляются первые воскрес­ные школы для детей, в 1566 г. издаётся новый катехизис КЦ);

- решение о начале реформы монашеских орденов; большую роль в реформировании монашества сыграли сами члены монашеских орденов, например, Св. Тереза Авилъская,

(Экспонат: картина «Видение Св. Терезе Авилъской» )

Св.Хуан де ля Крус;

(Экспонат: картина «Явление Христа, несущего Крест Св.Хуану де ля Крус»)

к возврату к первоистокам христианской жизни неустанно призывал доминиканец Джироламо Саванаролла

(Экспонат: книга Д. Саванароллы «Философские сочинения»)

Обновлению Церкви и укреплению её позиций в обществе способствовала также широкая евангелическая и просветительская деятельность таких орденов нового типа, как театинцы, урсулинки, бонифраты, пиары, салезианцы (все они были созданы в 20-30 гг. 16 в.), но прежде всего ордена иезуитов.

(Экспонаты: литография «Св. Игнатий Лойола», гравюра «Св. Троица покро­вительствует Иезуитом»)

Среди важнейших декретов вероучительного характера, которые стали своеоб­разным ответом тем, кто примкнул к движению Реформации, были:

- провозглашение тезиса о том, что вне Церкви Христовой нет спасения;

(Экспонат: картина «Торжество христианства»)

- что единственным источником веры является Св. Писание, а право выяснения
истин веры,
сокрытых в Св. Писании, принадлежит только Церкви; латинский перевод Св. Писания, сделанный в конце 4 - начале 5 в. Св. Иеронимом, был признан единственно верным и разрешённым к использованию;

(Экспонат: экземпляр «Вульгаты»)

-на VI сессии Тридентского собора, проходившей в 1547 г., был принят декрет «Об оправдании верой»;

(Экспонат: картина «Страшный суд»)

- на ХХ сессии Тридентского собора, проходившей в 1563 г., был принят декрет «О чистилище»;

(Экспонат: фрагмент алтаря «Души чистилища»)

- был также составлен «Индекс запрещённых книг», за чтение которых грозила
экскомуника («Индекс» издавался с 1559 по 1966 годы);

(Экспонат: книга «Индекс запрещённых книг»)

- к реформам и обновлению Церкви в период позднего средневековья самое прямое
отношение имеют папы Пий IV , Пий V, Григорий XIII, Сикст V.

(Экспонат: портрет п. Сикста V)

 

(переход в зал 10 - 4: средневековые народные верования)


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ЗАЛЫ ИСТОРИИ КАТОЛИЦИЗМА | Зал 10-4: Средневековые народные верования

Дата добавления: 2014-11-04; просмотров: 262; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.