Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. Ранние государственные образования на территории Казахстана

Читайте также:
  1. I. Бюджет муниципального образования
  2. IV. Мнение автора по рациональному использованию бюджетных средств муниципального образования
  3. V этап. Выбор метода ценообразования
  4. Административно-территориальное устройство субъекта РФ и внутреннее территориальное деление муниципального образования
  5. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  6. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения
  7. АЦП параллельного преобразования.
  8. б. Детали для преобразования движений
  9. В качестве иностранного предпринимателя без образования юридического лица
  10. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни

Саки. Усуни и кангюи. Гунны

 

Цель лекции: раскрыть исторические закономерности развития обществ саков, усуней и кангюев, показать становление государств на территории Казахстана в первом тысячелетии до н.э., изменение этнополитической ситуации в Евразии после «Великого переселения народов».

Основные вопросы:

2.1. Кочевые племена Казахстана в VII в. до н.э. - III в. н.э.

2.2. Структура общественного устройства саков.

2.3. Становление государственности усуней и кангюев.

2.4. Политическая история гуннов. Великое переселение народов.

 

2.1. Кочевые племена Казахстана в VII в. до н.э. - III в. н.э.

Кочевые племена Казахстана I тысячелетия до н.э. играли важную роль в истории Древнего мира и поэтому привлекали внима­ние путешественников, историков, географов. Греки называли кочевников «скифами», персы – «саками». Одно из самых ранних упоминаний о скотоводческих племенах территории Казахстана встречается в Авесте, где под собирательным именем «туры» фигурируют все восточно-иранские кочевые племена Казахстана и Средней Азии. В древнеперсидских клинописных текстах те же восточно-иранс­кие племена названы общим именем Saka. В греческих источниках упоминаются племена массагетов, савроматов (сарматы), аримаспы, ассии, пассианы, сакараулы и др.

Кочевники Казахстана активно участвовали в политических со­бытиях Древнего мира. В середине VI в. до н.э. персидский царь Кир решил покорить саков Приаралья, во главе которых стояла царица Томирис. В 529 г. до н.э. на Сырдарье разыгралась кровопролитная битва, в которой персы потер­пели страшное поражение. Завоевательные походы Кира в Средней Азии продолжил Дарий I (521—486 гг. до н.э.). Ему удалось на время подчинить отдельные сакские племена. Они были об­ложены данью, но она вносилась нерегулярно и имела скорее харак­тер даров. Сакские племена играли важную роль в судьбах Центральной Азии и Среднего Востока: принимали участие в создании Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи.

С началом I тыс. до н.э. связана эпоха зарождения новой формы хозяйственной деятельности — экстенсивно­го скотоводства. На территории Казахстана в сакскую эпоху существовало несколь­ко форм скотоводческого хозяйства. Первая из них — кочевое ското­водство - связана с полупустынными зонами, где заниматься земле­делием и сенокошением попросту было невозможно. Главные виды скота, выращиваемые в подобных зонах, — лошади, верблюды, овцы, крупный рогатый скот, были малочисленны. Второй вид хозяйства — полукочевое скотоводство. Радиус перекочевок был невелик, т.к. пастбища находились на недалеких рассто­яниях. Строились стационарные жилища и хозяйственные помеще­ния. В составе стада большое место занимает крупный рогатый скот. Оседлое скотоводство было распространено в оазисах южнее хребта Каратау. Это междуречье Сырдарьи и Амударьи, берега рек Таласа, Арыси, Чу и Или. Население этих районов жило оседло, в хозяйстве у них преобладало земледелие и бахчеводство. Охота и рыболовство были подсобным хозяйством.

2.2. Структура общественного устройства саков

Одна из характерных особенностей политической системы этого времени — обожествление, сакрализация власти. Во главе союза пле­мен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий взаимоотношения между пле­менами. Царская власть сохранялась в одном роду и считалась свя­щенной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Опорой царской власти были «лучшие мужи» - военно-племенная аристократия. Затем шла основ­ная масса народа — рядовые воины-общинники. Племенные союзы были новыми и высшими типами социальной общности эпохи разложения первобытного общества. Саки создали развитую культуру, влияние которой сказалось на огромных просто­рах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская куль­турная общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степи, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Сакская культура на фоне других высту­пает гораздо более развитой, как и роль саков в политических собы­тиях того времени.

2.3. Становление государственности усуней и кангюев

В конце 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана складываются значительные объединения с зачатками государственности. Согласно китайским источникам и археологическим исследованиям государство усуней было одним из крупных и сильных в Центральной Азии. Первые сведения об усунях относятся к концу II в. до н.э. В состав усуней входили племена сэ (саков) и юэчжей. Территория их простиралась на севере до Балхаша, а на западе – до Таласа. Центр был в в Семиречье, а ставка правителей находилась на берегу Иссык-Куля в Чигучене. Численность населения- 630 тыс. человек, а войско- 188 тыс., в т.ч. 50 тыс. конников составляли дружину усуньского правителя –гуньмо.

В улусе Усунь были четкие признаки сложившейся государственности - сильная государственная власть, сложная система чиновничьей иерархии. Верховная власть принадлежала гуньмо, ниже было еще пять ступеней, где были задействованы 15 человек. В усуньском обществе развивались классовые отношения. Это подтверждает и наличие у усуней имущественного и социального расслоения, частной собственности на скот. Каждая семья помечала свои стада тамгой. Со второго века до н.э. стал формироваться Великий Шелковый путь как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней Азией, Западной Европой. Значительная его часть проходила через владения усуней. Китайские источники упоминают об усунях в основном до третьего века н.э., но сведения о них встречаются и позднее.

Во втором веке до н.э. западнее усуней, на территории Южного Казахстана образовалось государственное объединение Кангюй. Его влияние распространялось на востоке от Таласа и Ферганы до Южного Приаралья на северо-западе, от степей Центрального Казахстана на севере до Средней Азии на Юге. Столица находилась в городе Битянь. Население состояло из 120 тыс. семей (600 тыс. человек), войско- 120 тыс. человек.

Сведения о политической истории государства основаны на данных китайских хроник, которые сообщают, что Кангюй в конце 1 в. до н.э. не подчинялись политике китайских императоров, поддержали северохуннского шаньюя Чжичжи в борьбе с Усунь. Кангюйский правитель отдал Чжичжи в жены свою дочь и выделил землю и дал войско с условием обезопасить восточные границы своего государство. Чжичжи не выполнил свих обязательств, убил дочь правителя, поэтому был изгнан из его ставки.

Для хозяйственного уклада государства Кангюй был характерен симбиоз кочевого, полукочевого скотоводческого и поливного земледельческого хозяйства. Кангюйцы использовали разнообразные, хотя и примитивные формы ирригации и орошения: каналы, плотины, дамбы и т.п. На раскопках поселений обнаружены остатки зерновых (ячмень, просо, пшеница), косточки бахчевых и фруктовых культур.

Ремесла в поселениях и городах были представлены изделиями из керамики, кости, железа. Велась добыча и разработка железа и полиметаллических руд, золота и серебра. Развивалось ткацкое ремесло по обработке шерсти. Население Кангюй было вовлечено не только во внутреннюю, но и в международную торговлю. Этому способствовало то, что через территорию государства проходили трассы Великого Шелкового пути.

2.4. Политическая история гуннов. Великое переселение народов

Самое глубокое изменение расовой, этнической и культурной об­становки в Казахстане и Средней Азии было связано с Великим переселением народов с Востока, первотолчок которому дала обра­зовавшаяся в конце III- нач. II в. до н.э. империя хуннов. Считается, что хунну были монголоидным тюркоязычным народом. К V в. до н.э. они заселили Южную Монголию и Ордос. В III в. до н.э. хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров пост­роить Великую стену.

Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.

Социальное устройство хуннского общества было сложным. Во главе государства стоял шаньюй, обладавший нео­граниченной властью. Несмотря на это, в хуннском обществе продолжали действовать народное общество и совет старейшин. Шаньюй распоря­жался всей территорией государства, всеми землями, принадлежащими хуннам, и был призван обеспечить их охрану. Следующую ступень иерархии занимали его советники, военачальники. На третьей позиции сто­яли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией. Это были темники, число которых составляло 24 человека. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял им территорию вместе с населе­нием. Основной повинностью всего мужского населения была воинс­кая служба. Правящий класс хуннского общества сложился из родоплеменной знати.

В 209 г. до н.э. Маодунь стал «высочайшим» шаньюем и начал активную деятельность по созданию хуннской дер­жавы. Маодунь оставил за собою управление центром своих владе­ний, а восточные и западные подвластные ему земли передал намест­никам из числа своих близких родственников.В 177 г. до н.э. Маодунь организовал поход против все еще могущественных усуней, которые покорились хуннам. Хунну подчинили народы Центральной Азии и Южной Сибири, установили контроль над Великим Шелковым путем через Восточ­ный Туркестан, навязали китайской империи Хань договоры «о мире и родстве», по которым она платила дань хунну.

Однако держава хунну оказалась непрочной, в I в. до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г. до н.э. хунну распались на южных и северных. Во главе южных хунну встал шаньюй Хуханье, признавший «покровительство» Китая, а северные хунну под началом его брата Чжи-Чжи,откочевали на запад. С первой полови­ны II в. началось переселение хунну в Восточный Казахстан и Жетысу, где они создали государство Юэбань, просуществовавшее до V в., а затем, вместе с угорскими племенами Западной Сибири, откочевали в Приуралье, в прикаспийские и заволжские степи. Этот процесс протекал лавинообразно и длился 300 лет. Это было «вели­кое переселение народов», когда масса пестрых по этническому со­ставу кочевников двигалась из Центральной Азии через территорию Казахстана. Образовался новый этнос, который в отличие от хун­ну, западные источники называли гуннами.

В 375 г. гунны под предводительством Баламбера раз­били союз остготов. Постепенно гунны проникали на за­пад, вторгаясь в пределы Восточно-римской империи. В 395 г. они подходили к стенам Константинополя, совершили набег на Закавказье и Месопотамию. Паннония (территория современной Венгрии) становится цент­ром гуннской державы. Восточноримский император обязался еже­годно платить Ругиле 350 фунтов золотом.

В 434 г. после смерти Ругилы власть переходит в руки его племян­ников, сыновей его брата Мундзака – Бледу и Аттиле. В 437 г. гунны разгромили Бургундское королевство.В 445 г. Аттила, убив своего брата Бледу, стал единоличным пра­вителем. Он свои первые удары обрушил на Восточно-римскую им­перию, которую заставил выплачивать ежегодную дань. В 451 г.Аттила потерпел сокрушительное поражение на Каталунских по­лях, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась на отдельные владения.

Вопросы для самоконтроля

1. С какими государствами усуни и кангюи поддерживали политические и этнокультурные связи?

2. На рубеже нашей эры начинается массовое переселение. В чем причины «великих переселений»? Какие народы и племена попали в Казахстан?

Рекомендуемая литература

1. Кан Г.В. История Казахстана. Учебник. 5-изд, перераб. и доп. А.: Алматыкітап, 2008.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: (очерк)/.- А.: Дәуір,2003.

3. Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана. Алматы, «Экономика», 1997.

Тема 3. Государства раннего и развитого средневековья (VI- нач. XIII вв.).

 

Цель лекции: раскрыть роль тюрков в этнополитической истории Казахстана, показать общее и особенное в общественном устройстве государств раннего средневековья на территории Казахстана, место этих государств в истории народов Центральной Азии.

 

Основные вопросы:

1. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты: военно-административная система и

этносоциальная структура.

2. Тюргешский каганат. Борьба с арабами и династией Тан.

3. Огузское государство: этнополитические связи, родоплеменная структура общества.

4. Особенности административного управления в Караханидском государстве.

5. Военная организация и иерархическая система управления в Кыпчакском ханстве.

6. Улусы найманов и кереитов. Государство каракитаев.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
История Казахстана» | Система и этносоциальная структура

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 603; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.