Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Соотношение языковой и концептуальной картины мира

Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Если мир — это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира — результат переработки информации о среде и человеке. Таким образом, представители когнитивной лингвистики справедливо утверждают, что наша концептуальная система, отображенная в виде языковой картины мира, зависит от физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним. Явления и предметы внешнего мира представлены в человеческом сознании в форме внутреннего образа. Тогда картина мира — это система образов.(М) В науке разграничивают «языковую картину мира» и концептуальную картину мира». Вопрос их соотношения является дискуссионным. По мнению многих ученых, основу языковой картины мира, составляет концептуальная картина мира. «Каждый естественный язык отражает определенный способ концептуализации (восприятия и организации) мира, при этом значения, которые выражаются в языке, формируют единую систему взглядов, представляющую собой некую «коллективную философию», которая «навязывается» всем носителям языка в качестве обязательной» (Апресян 1995а: 34). Некоторые исследователи ведущую роль в процессе мышления отводят языку, и делают категоричные выводы о том, что мышление человека может происходить только на основе и при помощи языка. При таком подходе языковая картина мира и концептуальная картина мира оказываются тождественными.

Б.А. Серебренников указывал на необходимость различения двух картин мира — концептуальной и языковой: «Концептуальная картина мира богаче языковой картины мира... поскольку в ее образовании, по всей видимости, участвуют различные типы мышления» (Серебренников 1988:107). Опровергая данные заявления, И.А. Стернин опирается на исследования Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского и приходит к заключению, что «универсальный предметный код существует и функционирует независимо от национального языка и обеспечивает сам процесс мышления, начальный этап порождения речи и завершающий этап понимания речи» (Попова, Стернин 2003: 24). Следовательно, концептуальная картина мира и семантическое пространство языка не совпадают, поскольку в концептуальной картине мира народа есть образования, которые не получили языкового выражения (о чем свидетельствует напичие лакун, выявляемых при сопоставлении различных языков). НАПРИМЕР 000000000000

Задача концептуальных исследований - изучать ту часть концептосферы. которая имеет языковую объективацию. «Изучая семантическое пространство языка, мы получаем достоверные знания о той части концептосферы. которая в нем представлена» (Стернин 2003: 71).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Кто еще и как успешно изучал ЯКМ? | Язык и менталитет

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 488; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.