Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2 Исторические типы философии

2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии

2.2.Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм

2.3.Философия эпохи Возрождения и Нового времени

2.4. Классическая немецкая философия 2.5.Русская философская мысль в XI - XX вв.: основные этапы и

особенности ее развития

2.6. Философия марксизма

2.7.Основные направления современной западной философии

2.1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые фило­софские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве, связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей. Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Уже в народном творчестве древнейших эпох, в мифологических сказаниях о богах и героях, наряду с религиозно-мистическими представлениями о сверхъестественных божест­венных существах, возникали зародыши натуралистического, естественного понимания окру­жающих человека явлений мира. Так, в мифах древних египтян говорится, что все произошло из вод океана и что воздух пребывает во всех вещах. Один из древнейших памятников ин­дийской мифологии "Ригведа", - наряду с мифами о девах, содержит представление о естест­венном характере происхождения вещей. Подобные зачатки натуралистического подхода к природным явлениям в последствии стали идейным источником древнейших философских учений. Передовые мыслители Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Рима и дру­гих стран древнего мира противопоставили мифологическим взглядам, господствовавшим в древние времена, материалистическое понимание природных явлений. Они рассматривали мир таким, каков он есть, каким он представлялся нашему непосредственному взгляду, без привне­сения в него предвзятых идей. Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. Совершенно очевидно, что при формировании мировоззрения вопрос о первона­чале и основе единства многообразных явлений окружающей человека действительности вы­двигается на первый план. В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, что­бы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообразие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплете-

ние вещей и процессов. Материальность мира и его материальное единство понимались древ­ними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей.

Одни философы за материальную основу и "первоначало" всех вещей принимали огонь, другие - воду, третьи - воздух, четвертые материальную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и т.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естест­венных причин. Размышления древних мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным естественно-научным подходом к природным явлениям.

В древней Индии уже за несколько веков до нашей эры философы-материалисты - чарва-ки выдвигали требование объяснить мир, природу, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние китайские мыслители учили, что явления природы состоят из материальных частиц ци и подчиняются объективной естественной закономерности дао. На протяжении VT-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было соз­дано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие видели эту основу в математических числах; третьи усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвер­тые считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы, различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присуши следующие общие черты:

1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепен­ное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалистических взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как: Левкипп, Демок­рит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;

2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диалектики. Они осоз­навали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное дви­жение и развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Гераклита. Соглас­но его взглядам, мир не создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслителей носила стихийный ха­рактер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали дальней­шему развитию диалектики и естествознания.

Наряду с материалистическими взглядами, в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале 5 в. до н.э. против материалистических взглядов и пред­ставлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего счи­тали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древ­ней Греции были Сократ и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеа-

лизма. На протяжении всего развития философии шли споры между представителями мате­риализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона. Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенство­вать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Ари­стотеля, стало одним из важнейших достижений античной философии. В многообразных фило­софских учениях и школах древнего мира предвосхищены основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились наивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию дей­ствительности1 .


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Место и роль философии в духовной культуре | Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 182; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.