Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоя­тельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответство­вало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассужде­ния и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и фи­лософии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззре­ния был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и чело­века. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей во­ли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять,

поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма Догмат о тво­рении переносит центр тяжести с природного на сверхприродкое начало. В отличие от антич­ных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлею­щее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов. Средневековая фило­софия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Главная отличительная особен­ность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии.

Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов. В ХIII веке теолог Фома Аквинский система­тизировал католическое вероучение. Выступая в качестве теоретика духовной диктатуры пап­ства Фома Аквинский в своей системе уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе. Католическая религия и теологическое учение Ф.Аквинского служили главным идеологическим оружием духовных и светских феодалов. Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно проявлялась борь­ба материалистической и идеалистической тенденций. Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия. Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в ра­зуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия -это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обла­дают самостоятельным существованием. В их взглядах проявилась материалистическая тен­денция в философии средневековья. Было бы неверно думать, что в средневековой философии царил полный застой. После ряда веков, в течение которых экономическая и социальная разру­ха, вызванная нашествием германских племен и разрушением Римской империи, действитель­но препятствовала развитию культуры, экономическим и творческим связям, общению наро­дов, в Х1-ХП вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и философской мысли

на европейские языки переводятся труды древнегреческих авторов, развивается математика, появляются сочинения, в которых выдвигается мысль о необходимости изучать не только сущность бога и человеческой души, но и сущность природы. В рамках средневековой фило­софии начинают пробиваться первые, хотя и слабые ростки нового подхода к миру. Итак, для средневековой философии характерно то, что она носила ярко выраженный религиозный, тео-центрический характер, а наряду с этим и то, что в ней господствовала схоластика1.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 2 Исторические типы философии | Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 153; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.