Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Философия эпохи Возрождения и Нового времени

По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные от­ношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовмес­тимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире. С этим стремлением связана новая эпоха куль­туры - эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (XIV-XVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не видя, создавали новое мировоззрение. Для христианства и средневековья единственная творческая сила - бог. Даже человек, обладающий богоподобной душой, - лишь червь земной. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возро­ждения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авто­ритета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентрист-ское мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм. Важнейшей отли­чительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусст-

во. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой худо­жественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природа, космос, в сред­ние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания ока­зывается человек. В эпоху возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеку во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникаль­ность каждого индивидуума Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и оценить это своеобразие. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности. Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдаю­щихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесто­ронней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зре­лого буржуазного общества. В ХVП-ХVШ вв. начался следующий период в развитии филосо­фии, который принято называть философией Нового времени.

В это время вследствие интенсивного развития промышленности, мореплавания, тор­говли и великих географических открытий поток информации резко возрос, в результате чего колоссально расширился кругозор европейских ученых. Благодаря великим открытиям Н Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642) и И. Кеплера (1571-1635) возникает новое ес­тествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгеб-ры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развива­ются новые отрасли естествознания - механика, физика, химия, экспериментальная биология. Чем больше накапливается сложных научных проблем, тем острее ощущается потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания ко­ренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых фило­софских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентрист-ского. Одно из таких направлений - рационализм - выдвигает на первый план логические осно­вания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые

якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но отве­тить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружаю­щем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и ряд других мыслителей.

Другое философское направление - эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и по­нятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д.Локк. Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу по­знания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мьшшения и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мыш­ления. В последней трети XVI - начале ХУЛ века происходят первые буржуазные революции, которые положили начало развитию нового общественного строя - капитализма.. Развитие но­вого, буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и соци­альных отношениях, но и в сознании людей.

Это находит отражение и в развитии философии. Уже в эпоху Возрождения философы уделяли большое внимание критике средневековой схоластики. Эта критика приобретает еще больший размах в ХVП-ХVШвв. Развитие науки и общественной жизни обнаруживает ограни­ченность всех прежних философских систем, их мировоззренческих и методологических уста­новок. По мере развития капиталистического способа производства все острее становятся про­тиворечия между нарождающимся капиталистическим строем и пережитками феодализма. По­этому буржуазная философия нового времени, отражая глубокие изменения и противоречия в самой общественной жизни, выступает с острой критикой феодализма Это нашло свое отраже­ние прежде всего в борьбе материалистических взглядов и идеалистических воззрений. Пере­довые мыслители XVII — XVIII вв., опираясь на достижении современного им естествознания, идеологически подготавливали революционные преобразования в общественной жизни и про двинули философскую науку. Борьба материализма и идеализма в этот период приобрела еще более острый характер, чем в древности. В ХVII-ХVIII вв. борьба против религии как господ­ствующей идеологии изжившего себя феодального строя отвечала самым насущным потребно­стям прогрессивного развития общества1.

Уже в период ранних буржуазных революций в наиболее развитых странах Западной Европы был выдвинут ряд материалистических теорий, развившихся в борьбе против теоло­гии и схоластики. В конце XVI- начале XVII вв. в Англии возникло сильное материалистиче­ское направление, которое плодотворно развивалось на протяжении ХУЛ и отчасти ХVIII сто­летий. Английский материализм XVII в. представлен философскими теориями Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Д.Локка. Блестящим представителем передовой научной мысли во Франции в XVII в. был выдающийся естествоиспытатель, математик и философ Р.Декарт. Почетное место сре­ди передовых: мыслителей XVII века принадлежит голландскому философу Б.Спинозе. Мате­риалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения есте­ствознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие по­лучили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Это отвечало потребностям раз­вития производства, но в то же время накладывало свой отпечаток на философское осмысле­ние мира. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в об­ласти биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер. Наряду с этим необходимо отметить следую­щее обстоятельство. Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспе­риментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование экспери­мента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал по­степенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений приро­ды чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодейст­вия, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии стал господствовать метафизический метод мышления.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Религиозный характер средневековой философии. Реализм и номинализм | Классическая немецкая философия

Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 280; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.